Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 сентября 2011 года N 259/1-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Иркутской области совместно с министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области разработать:

1) в срок до 1 октября 2011 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2011 год;

2) в срок до 1 декабря 2011 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2012 год;

3) в срок до 1 декабря 2012 года план-график по реализации мероприятий Программы на 2013 год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области:

1) руководствоваться положениями Программы;

2) разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов местных бюджетов согласно основным положениям Программы.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от "1" сентября 2011 года N 259/1-пп

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы

ПАСПОРТ Программы повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы

Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Иркутской области на 2011-2013 годы

Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта)

1. Закон Иркутской области от 31.12.2010 года N 143-ОЗ "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы".
 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года".
 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 года N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов".
 4. Приказ Министерства финансов  Российской Федерации от 29.12.2010 года N 194н и Приказ Министерства экономического развития  Российской Федерации от 29.12.2010 года N 701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов".

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Иркутской области
 Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области

Администратор Программы

Министерство финансов Иркутской области

Исполнители Программы

Исполнительные органы государственной власти Иркутской области во взаимодействии с органами местного  самоуправления муниципальных образований Иркутской области.
 Программа регулирует полномочия исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению эффективности бюджетных расходов Иркутской области

Цель Программы

Повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области

Задачи и основные направления реализации Программы

Задачи и основные направления реализации Программы:
 1.  Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе.
 2.  Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области c бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.
 3.  Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
 4.  Повышение эффективности распределения средств областного бюджета.
 5.  Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения.
 6.  Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).
 7.  Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами.

Сроки реализации Программы

2011 - 2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Объем средств областного бюджета на реализацию Программы 159 600 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2011 год - 42 800,0 тыс. рублей;

 2012 год - 42 800,0 тыс. рублей;

 2013 год - 74 000,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1.   Создание базовых условий для формирования бездефицитного областного бюджета, начиная с бюджета на 2015 год.
 2.  Повышение доли расходов областного бюджета, осуществляемых программно-целевым методом, до уровня не менее 50% в 2013 году в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономического развития Иркутской области.
 3.  Доля автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, для которых установлены государственные задания в 2013 году, составляет не менее 65%.
 4.  Формирование областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов и формирование не менее 50% бюджетов муниципальных районов и городских округов на трехлетний период.
 5.  Публикация данных мониторинга качества управления финансами главных распорядителей средств областного бюджета и муниципальных образований Иркутской области.
 6.  Создание методологии организации государственного финансового контроля в Иркутской области и системы учета предложений по повышению эффективности бюджетных расходов.
 7.  Внедрение информационных систем бюджетирования, ориентированного на результат, сбора и консолидации реестров расходных обязательств местных бюджетов, государственных и муниципальных заданий.

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ

Вступление в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации определило основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Последующие корректировки документа постепенно включали в бюджетное законодательство инструменты реформирования бюджетного сектора.

Результатом реформирования стало формирование в Российской Федерации и в Иркутской области, в частности, современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами.

В настоящее время решены следующие ключевые задачи управления финансами Иркутской области:

1. Обеспечена сбалансированность консолидированного бюджета Иркутской области в среднесрочной перспективе. Профицит консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6 073,0 млн. рублей, в 2010 году профицит составил 6 704,7 млн. рублей (рост 10,4%). Сформирован финансовый резерв, обеспечивающий необходимый уровень ликвидности консолидированного бюджета Иркутской области в текущих условиях. Также в 2011 году в составе областного бюджета впервые предусмотрен Резервный фонд Иркутской области в размере 1,1 млрд. рублей.

2. Проведены мероприятия по мобилизации доходов областного бюджета, рост доходов консолидированного бюджета Иркутской области в 2009 году составил 6,4% к уровню 2008 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 4,8%, в 2010 году рост составил 11,2% к уровню 2009 года, в т.ч. налоговых и неналоговых 12,1%.

3. Обеспечена своевременность и полнота выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам. По состоянию на 1 января 2011 года в Иркутской области отсутствует просроченная кредиторская задолженность по заработной плате и социальным выплатам.

4. Проведена оптимизация текущих расходов, что позволило в рамках имеющихся ограниченных финансовых ресурсов обеспечить финансирование первоочередных, социально-значимых расходов, не допустив при этом социальной напряженности в регионе в кризисный период в 2008 и 2009 годах.

5. Обеспечена стабилизация уровня просроченной кредиторской задолженности по иным расходам консолидированного и областного бюджетов. По консолидированному бюджету Иркутской области за 2009 год задолженность снижена с 6 918,0 млн. рублей до 5 472,0 млн. рублей или на 21%, по областному бюджету за 2009 год задолженность снижена с 1 856,0 млн. рублей до 270,0 млн. рублей или на 85,5%, в 2010 году просроченная кредиторская задолженность по областному бюджету снижена с 270,0 млн. рублей до 62,0 млн. рублей, причем оставшаяся часть является задолженностью по пеням и штрафам по единому социальному налогу во внебюджетные фонды и может быть реструктурирована в рамках решения Правительства Российской Федерации в 2011 году.

6. Обеспечено снижение уровня государственного долга Иркутской области и улучшение его структуры. За 2009-2010 годы объем государственного долга снизился на 5 426,0 млн. рублей или на 42% и по состоянию на 1 января 2011 года составил 7 397,0 млн. рублей (14,4% от уровня собственных доходов), при этом в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты кредитных организаций. Уменьшение объема государственного долга привело к сокращению расходов на его обслуживание в 2010 году с ранее запланированных 2 043,0 млн. рублей до 615,5 млн. рублей.

7. Проведена реорганизация и оптимизация бюджетной сети. В 2010 году число учреждений социально-культурной сферы в результате реорганизации и ликвидации сократилось на 24 единицы. В рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" осуществлена подготовка необходимых нормативных правовых актов Иркутской области, принято решение о переходном периоде для бюджетных учреждений на 2011 год.

8. В сфере управления общественными финансами используются современные информационные комплексы автоматизации казначейского исполнения бюджета, проведения государственных и муниципальных закупок, формирования и сбора бюджетной и управленческой отчетности.

Вместе с тем в силу объективных причин не удалось в полной мере реализовать ряд установленных действующим законодательством норм, принципов и механизмов, методически урегулировать отдельные вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами Иркутской области сохраняется ряд следующих системных пробелов и нерешенных проблем:

1) стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетного, налогового, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

2) остается высокий уровень несбалансированности местных бюджетов, что выражается в значительных объемах просроченной кредиторской задолженности муниципальных образований Иркутской области, прежде всего по начислениям на оплату труда, при этом недоимка по налогам и сборам имеет тенденцию к увеличению;

3) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, созданные условия не достаточны для мотивации исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также подведомственных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

4) структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики, при этом планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязаны;

5) имеется значительный объем неэффективных расходов в сферах здравоохранения, образования, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, организации государственного управления (по методике оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации");

6) отсутствуют четкие методологические основания для проведения оценки эффективности расходования бюджетных средств, что существенно сокращает возможности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по повышению результативности осуществления бюджетных расходов;

7) финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) государственными учреждениями Иркутской области в меньшей степени ориентировано на нормативный метод планирования;

8) комплекс мероприятий, направленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на реструктуризацию сети подведомственных учреждений, осуществляется не в полном объеме;

9) несовершенство системы контроля качества предоставляемых государственных "бюджетных" и "функциональных" услуг, действующая система государственного финансового контроля в Иркутской области не позволяет качественно оценить эффективность использования средств областного бюджета;

10) отсутствуют информационные системы поддержки бюджетирования, ориентированного на результат, автоматизации формирования и мониторинга выполнения государственных и муниципальных заданий, ведения реестров услуг, планирования расходов в привязке к целям социально-экономического развития Иркутской области.

Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.

В целом реализация Программы должна быть направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области в рамках реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области, а также на повышение качества управления государственными финансами Иркутской области в рамках приказа Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 года N 552 "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".

РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Целью Программы является повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Иркутской области.

Для достижения поставленной цели планируется решение задач по следующим основным направлениям:

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе.

2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, обеспечение взаимосвязи показателей долгосрочного социально-экономического развития Иркутской области c бюджетным планированием и целеполаганием бюджетных расходов.

3. Создание условий для повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений по предоставлению услуг через развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).

4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета.

5. Оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения.

6. Реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля).

7. Развитие информационных систем управления государственными и муниципальными финансами.

Сроки реализации Программы: 2011 - 2013 годы.

Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам, источникам финансового обеспечения мероприятий Программы, включенных в план-график по реализации мероприятий Программы, ежегодно утверждаемый распоряжением Правительства Иркутской области.

РАЗДЕЛ 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе

Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного и местных бюджетов в среднесрочной перспективе включает в себя следующие ключевые направления:

1) обеспечение сбалансированности параметров областного бюджета;

2) повышение доходного потенциала областного и местных бюджетов, в том числе за счет применения инструментов государственного стимулирования экономики (налоговые льготы, гарантии и т.д.);

3) приведение расходных обязательств областного бюджета в соответствие с доходными источниками;

4) стабилизация долговой нагрузки на областной и местные бюджеты;

5) сокращение просроченной кредиторской задолженности областного и местных бюджетов;

6) обеспечение ликвидности областного и местных бюджетов, формирование финансовых резервов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»