ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 года N 189
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 689; НГР: RU71000201300787}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Тульской области от 29.05.2012 N 230; НГР: RU71000201200249,
Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 579; НГР: RU71000201200642;
Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 756; НГР: RU71000201200816}
Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533;
Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 837; НГР: RU71000201300919}
В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Утвердить государственную программу Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области на 2012-2016 годы" (приложение).
2.Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Губернатор | В.С. Груздев |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области на 2012-2016 годы"
Ответственный исполнитель программы | М инистерство труда и социальной защиты Тульской области |
{В строке текст "комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству" исключен: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}
Соисполнители программы | Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области, |
{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}
Программно-целевые инструменты программы | Долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 385; |
Цели программы | Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области; |
Задачи программы | Снижение темпов убыли населения; |
Показатели (индикаторы) программы | Темп убыли населения; |
{В редакции: Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 756; НГР: RU71000201200816}
Этапы и сроки реализации программы | Государственная программа реализуется в один этап: 2012-2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Всего по государственной программе - 3829121,3 тыс. руб., в том числе: |
{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 837; НГР: RU71000201300919}
Ожидаемые результаты реализации программы | Сокращение темпа убыли населения с 0,99% до 0,8%; |
{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}
Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией.
Среди субъектов Центрального федерального округа Тульская область занимает четвертое место по численности населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения составила 1550,3 тыс. человек).
Сокращение численности населения области происходит в основном за счет естественной убыли, которая обусловлена высоким уровнем смертности в основном за счет большой доли населения старшего возраста.
Доля населения старше трудоспособного возраста на 1 января 2010 года составила 27,4% от общей численности населения, что существенно превышает показатели по Российской Федерации (21,6%) и по Центральному федеральному округу (24,4%).
Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).
Реализация мер как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Тульской области в 2008-2010 годах способствовала улучшению некоторых важнейших демографических показателей.
В 2008-2010 годах отмечался прирост и стабилизация общего коэффициента рождаемости с 8,4 до 9,5 на 1000 человек населения.
Доля вторых и последующих по очередности рождения детей увеличилась в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 7,4% (с 36,1% до 43,5).
На протяжении ряда лет сохраняется тенденция сокращения смертности лиц трудоспособного возраста. В 2007 году доля умерших в трудоспособном возрасте в общем числе умерших составляла 28,3%, в 2008 году - 27,7%, в 2009 году – 25,7%, в 2010 году - 24,7%.
Наблюдается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. На 1 января 2010 года ожидаемая продолжительность жизни при рождении (все население) в Тульской области составляла 66,69 года, для мужчин - 60,02 года, для женщин – 73,66 года. Стабилизировался темп среднегодовой убыли населения: за период 2008-2010 годы его значение сохранялось на уровне 0,9%.
Динамика показателей демографического развития Тульской области в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом за 2008-2010 годы отражена в таблице.
Демографические | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||||
ТО | РФ | ЦФО | ТО | РФ | ЦФО | ТО | РФ | ЦФО | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Средний возраст населения, лет | 43 ,3 | 38 ,6 | 41 ,6 | 42,2 | 38,9 | 40,9 | * | * | * |
Доля лиц моложе трудоспособного возраста, % (на начало года) | 13,1 | 15,8 | 13,6 | 13,1 | 15,8 | 13,6 | 13,3 | 16,1 | 13,9 |
Доля лиц трудоспособного возраста, % | 60,0 | 63,2 | 62,5 | 59,9 | 63,2 | 62,5 | 59,3 | 62,3 | 62,2 |
Доля лиц старше трудоспособного возраста, % (на начало года) | 26,9 | 21,0 | 23,9 | 27,0 | 21,0 | 23,9 | 27,4 | 21,6 | 24,4 |
Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) | 9,0 | 12,1 | 10,3 | 9,5 | 12,4 | 10,8 | 9,5 | 12,6 | 11,1 |
Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения) | 20,4 | 14,6 | 16,1 | 19,4 | 14,2 | 15,5 | 19,3 | 14,3 | 15,8 |
Коэффициент естественной убыли населения на 1000 человек населения | -11,4 | -2,5 | -5,8 | -9,9 | -1,8 | -4,7 | -9,8 | -1,7 | -4,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни (все население) при рождении | 65,4 | 67,8 | 68,1 | 66,7 | 68,7 | 69,4 | * | * | * |
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (количество детей в возрасте 0-15 лет и лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного населения) (на начало года) | 666,4 | 582,2 | 599,6 | 685,2 | 606,1 | 623,9 | * | * | * |
*Данные за 2010 год будут представлены Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации в 2012 году.
Наметившаяся стабилизация числа родившихся не означает перелома сложившихся тенденций. Показатель суммарной рождаемости (число рожденных детей на одну женщину за репродуктивный период) по области не превышает 1,3, что почти вдвое ниже необходимого уровня для обеспечения простого воспроизводства населения (2,15 рождений). Репродуктивные планы семей в настоящее время ориентированы на рождение одного, реже двух детей.
В возрастной структуре удельный вес населения старше трудоспособного возраста более чем в 2 раза превышает долю населения моложе трудоспособного возраста.
В условиях неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.
В 2010 году 39% детей родились больными (в 2009 году - 40,1%). На высоком уровне остается заболеваемость детей – 199,9 тыс. случаев на 100000 детей, заболеваемость подростков составила 156,6 тыс. случаев (в 2009 году – 153,5). Заболеваемость детей первого года жизни выросла на 4,5% по сравнению с 2009 годом.
Повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения является непременным условием для полноценного развития детей. Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствуют укреплению института семьи, устранению таких асоциальных явлений, как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей.
Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе с тем, большинство специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждается в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.
В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми.
Важную роль в региональной системе выявления и поддержки талантливых детей играет олимпиадное движение и, в первую очередь, Всероссийская олимпиада школьников по различным учебным предметам.
Поощрение победителей и призеров олимпиад, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников на различных олимпиадах, будет способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала области.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.
По состоянию на 1 сентября 2011 года в области учтено 5811 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: из них 2958 детей воспитываются в семьях опекунов и попечителей; 975 детей - в приемных семьях; 193 ребенка воспитываются в семьях усыновителей; 1658 детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Это требует создания условий для совершенствования медицинского обслуживания и охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценного развития, воспитания и социальной адаптации.
Одной из ключевых проблем социальной адаптации лиц из числа детей-сирот является обеспечение их жильем.
В Тульской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тульской области от 7 октября 2009 года N 1336-ЗТО "О защите прав ребенка", Законом Тульской области от 12 ноября 2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области" и Законом Тульской области от 3 мая 2007 года N 820-ЗТО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области".
За 2009-2011 годы в соответствии с законодательством Тульской области реализовали свои жилищные права 81 человек из числа лиц, относящихся к данной категории граждан: в 2009 году обеспечены жилыми помещениями 10 человек, в 2010 году - 28, в 2011 году планируется обеспечить 68 человек.
По состоянию на 1 октября 2011 года в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 205 граждан данной категории (на 1 января 2011 года - 178).
На 1 сентября 2011 года на территории Тульской области на контроле в органах опеки и попечительства находились 4988 жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Не имели закрепленных жилых помещений 1008 несовершеннолетних данной категории (в возрасте от 0 до 18 лет).
Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее незащищенной части населения, будет способствовать созданию благоприятных условий для закрепления в регионе лиц, находящихся в наиболее активном экономическом и репродуктивном возрасте, что положительно повлияет на решение демографических проблем Тульской области.