Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года N 189

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2016 ГОДЫ"

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 689; НГР: RU71000201300787}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление правительства Тульской области от 29.05.2012 N 230; НГР: RU71000201200249,

Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 579; НГР: RU71000201200642;

Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 756; НГР: RU71000201200816}

Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533;

Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 837; НГР: RU71000201300919}

В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.Утвердить государственную программу Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области на 2012-2016 годы" (приложение).

2.Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Губернатор
 Тульской области

В.С. Груздев


Приложение
к постановлению правительства
Тульской области
от 24.11.2011 N 189

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области на 2012-2016 годы"

ПАСПОРТ государственной программы Тульской области


Ответственный исполнитель программы

М инистерство труда и социальной защиты Тульской области

{В строке текст "комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству" исключен: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}

Соисполнители программы

Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования  и культуры Тульской области, министерство образования  Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области,
 комитет Тульской области по спорту и молодежной политике,
 комитет Тульской области по делам записи  актов гражданского состояния, министерство здравоохранения Тульской области, комитет Тульской области по инновациям и информатизации, комитет Тульской области по информатизации и связи, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области (по согласованию),
 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого" (по согласованию)

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}

Программно-целевые инструменты программы

Долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 385;

 долгосрочная целевая программа по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденная постановлением  администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375

Цели программы

Улучшение демографической ситуации  и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области;

 создание благоприятных условий для всестороннего развития детей в Тульской области

Задачи программы

Снижение темпов убыли населения;

 поддержка семей, воспитывающих детей,  и повышение рождаемости;

 развитие системы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Показатели (индикаторы) программы

Темп убыли населения;

 ожидаемая продолжительность предстоящей жизни;

 число родившихся в расчете на 1000 человек населения;

 суммарный коэффициент  рождаемости;

 доля детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами социальной поддержки

{В редакции: Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 756; НГР: RU71000201200816}

Этапы и сроки реализации программы

Государственная программа реализуется в один этап: 2012-2016 годы

Объемы бюджетных ассигнований программы

Всего по государственной программе - 3829121,3 тыс. руб., в том числе:
 2012 год -  664824,0 тыс. руб.;

 2013 год -  896325,4 тыс. руб.;

 2014 год -  720638,2 тыс. руб.;

 2015 год -  761984,8  тыс. руб.;

 2016 год -  785348,9 тыс. руб.
 Из них:
 средства федерального бюджета -
 100660,2 тыс. руб.,  в том числе:
 2012 год -  28029,4 тыс. руб.;

 2013 год -  22383,0 тыс. руб.;

 2014 год -  19689,8 тыс. руб.;

 2015 год -  19701,8 тыс. руб.;

 2016 год -  10856,2 тыс. руб.
 средства бюджета Тульской области -
 3719148,7 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 636554,6 тыс. руб.,
 в том числе кредиторская задолженность  -  28,0 тыс. руб.;

 2013 год - 871824,7 тыс. руб.;

 2014 год - 699190,4 тыс. руб.;

 2015 год - 737326,3 тыс. руб.;

 2016 год - 774252,7 тыс. руб.
 средства местных бюджетов - 8112,4 тыс. руб., в том числе:
 2013 год - 1877,7 тыс. руб.;

 2014 год - 1518,0 тыс. руб.;

 2015 год - 4716,7 тыс. руб.
 внебюджетные источники - 1200,0 тыс. руб.,
 в том числе:
 2012 год -  240,0 тыс. руб.;

 2013 год -  240,0 тыс. руб.;

 2014 год -  240,0 тыс. руб.;

 2015 год -  240,0 тыс. руб.;

 2016 год -  240,0 тыс. руб.
 Мероприятия по исполнению:
 Федерального закона от 19 мая 1995 года
 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
;

 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423
 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"
;

 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927
 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
 (мероприятия в области социальной политики);

 Закона Тульской области от 7 октября
 2009 года N 1336-ЗТО "О защите прав ребенка"
;

 Закона Тульской области от 27 декабря
 2007 года N 956-ЗТО "О награде Тульской области - Почетный знак Тульской области "Материнская слава"
;

 Закона Тульской области от 30 июня
 2009 года N 1297-ЗТО "О размере и порядке выплаты вознаграждения приемным родителям (приемному родителю)"

 с общим объемом финансирования -
 2302676,7  тыс. руб., из них:
 средства федерального бюджета -
 47711,1 тыс. руб., в том числе:
 2012 год -  8132,7 тыс. руб.;

 2013 год -  9724,1 тыс. руб.;

 2014 год -  9217,5 тыс. руб.;

 2015 год -  9780,6 тыс. руб.;

 2016 год - 10856,2 тыс. руб.,
 средства бюджета Тульской области -
 2254965,6 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 396526,6 тыс. руб.;

 2013 год - 471498,8 тыс. руб.;

 2014 год - 433921,7 тыс. руб.;

 2015 год - 455617,8 тыс. руб.;

 2016 год - 497400,7 тыс. руб.,
 Долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденной постановлением администрации Тульской области
 от 27.05.2009 N 385.
 Общий объем финансирования -
 235354,0 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 37028,0 тыс. руб.,
 в том числе кредиторская задолженность - 28,0 тыс. руб.;

 2013 год -  39161,3 тыс. руб.;

 2014 год -  52678,0 тыс. руб.;

 2015 год -  55826,7 тыс. руб.;

 2016 год -  50660,0 тыс. руб.
 Из них:
 средства бюджета Тульской области - 227241,6 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 37028,0 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность – 28,0 тыс. руб.;

 2013 год - 37283,6 тыс. руб.;

 2014 год - 51160,0 тыс. руб.;

 2015 год - 51110,0 тыс. руб.;

 2016 год - 50660,0 тыс. руб.,
 средства местных бюджетов - 8112,4 тыс. руб., в том числе:
 2013 год - 1877,7 тыс. руб.;

 2014 год - 1518,0  тыс. руб.;

 2015 год - 4716,7 тыс. руб.,
 Долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, утвержденной постановлением администрации Тульской области от 27.05.2009 N 375.
 Общий объем финансирования - 1291090,6 тыс. руб., в том числе:
 2012 год -  223136,7 тыс. руб.;

 2013 год -  375941,2 тыс. руб.;

 2014 год -  224821,0 тыс. руб.;

 2015 год -  240759,7 тыс. руб.;

 2016 год -  226432,0 тыс. руб.
 Из них:
 средства федерального бюджета -
 52949,1  тыс. руб., в том числе:
 2012 год -  19896,7 тыс. руб.;

 2013 год -  12658,9 тыс. руб.;

 2014 год -  10472,3 тыс. руб.;

 2015 год -  9921,2 тыс. руб.,
 средства бюджета Тульской  области -1236941,5 тыс. руб., в том числе:
 2012 год -  203000,0 тыс. руб.;

 2013 год -  363042,3 тыс. руб.;

 2014 год -  214108,7 тыс. руб.;

 2015 год -  230598,5 тыс. руб.;

 2016 год -  226192,0 тыс. руб.,
 внебюджетные источники - 1200,0 тыс. руб., в том числе:
 2012 год - 240,0 тыс. руб.;

 2013 год - 240,0 тыс. руб.;

 2014 год - 240,0 тыс. руб.;

 2015 год - 240,0 тыс. руб.;

 2016 год - 240,0 тыс. руб.

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 837; НГР: RU71000201300919}

Ожидаемые результаты реализации программы

Сокращение темпа убыли населения с 0,99% до 0,8%;

 увеличение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни  при рождении с 66,7 до 70,5 года;

 стабилизация  числа родившихся  в расчете на 1000 человек населения на уровне 9,2;

 увеличение суммарного коэффициента рождаемости с 1,322 до 1,51;

 увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей и
 переданных на воспитание в семью, с  66,7% до 75,5% от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 охват различными формами социальной поддержки 100% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 03.09.2013 N 458; НГР: RU71000201300533}

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией.

Среди субъектов Центрального федерального округа Тульская область занимает четвертое место по численности населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения составила 1550,3 тыс. человек).

Сокращение численности населения области происходит в основном за счет естественной убыли, которая обусловлена высоким уровнем смертности в основном за счет большой доли населения старшего возраста.

Доля населения старше трудоспособного возраста на 1 января 2010 года составила 27,4% от общей численности населения, что существенно превышает показатели по Российской Федерации (21,6%) и по Центральному федеральному округу (24,4%).

Смертность превышает рождаемость в 2 раза (в Российской Федерации - в 1,1 раза, в Центральном федеральном округе – в 1,4 раза).

Реализация мер как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Тульской области в 2008-2010 годах способствовала улучшению некоторых важнейших демографических показателей.

В 2008-2010 годах отмечался прирост и стабилизация общего коэффициента рождаемости с 8,4 до 9,5 на 1000 человек населения.

Доля вторых и последующих по очередности рождения детей увеличилась в 2010 году по сравнению с 2006 годом на 7,4% (с 36,1% до 43,5).

На протяжении ряда лет сохраняется тенденция сокращения смертности лиц трудоспособного возраста. В 2007 году доля умерших в трудоспособном возрасте в общем числе умерших составляла 28,3%, в 2008 году - 27,7%, в 2009 году – 25,7%, в 2010 году - 24,7%.

Наблюдается рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении. На 1 января 2010 года ожидаемая продолжительность жизни при рождении (все население) в Тульской области составляла 66,69 года, для мужчин - 60,02 года, для женщин – 73,66 года. Стабилизировался темп среднегодовой убыли населения: за период 2008-2010 годы его значение сохранялось на уровне 0,9%.

Динамика показателей демографического развития Тульской области в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом за 2008-2010 годы отражена в таблице.

Динамика показателей демографического развития Тульской области в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом за 2008-2010 годы


Демографические
 показатели

2008 год

2009 год

2010 год

ТО

РФ

ЦФО

ТО

РФ

ЦФО

ТО

РФ

ЦФО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний возраст населения, лет

43 ,3

38 ,6

41 ,6

42,2

38,9

40,9

*

*

*

Доля лиц моложе трудоспособного возраста, % (на начало года)

13,1

15,8

13,6

13,1

15,8

13,6

13,3

16,1

13,9

Доля лиц трудоспособного возраста, %
 (на начало года)

60,0

63,2

62,5

59,9

63,2

62,5

59,3

62,3

62,2

Доля лиц старше трудоспособного возраста, % (на начало года)

26,9

21,0

23,9

27,0

21,0

23,9

27,4

21,6

24,4

Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

9,0

12,1

10,3

9,5

12,4

10,8

9,5

12,6

11,1

Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)

20,4

14,6

16,1

19,4

14,2

15,5

19,3

14,3

15,8

Коэффициент естественной убыли населения на 1000 человек населения

-11,4

-2,5

-5,8

-9,9

-1,8

-4,7

-9,8

-1,7

-4,7

Ожидаемая продолжительность жизни (все население) при рождении

65,4

67,8

68,1

66,7

68,7

69,4

*

*

*

Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (количество  детей в возрасте 0-15 лет и лиц старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного населения)  (на начало года)

666,4

582,2

599,6

685,2

606,1

623,9

*

*

*

*Данные за 2010 год будут представлены Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации в 2012 году.

Наметившаяся стабилизация числа родившихся не означает перелома сложившихся тенденций. Показатель суммарной рождаемости (число рожденных детей на одну женщину за репродуктивный период) по области не превышает 1,3, что почти вдвое ниже необходимого уровня для обеспечения простого воспроизводства населения (2,15 рождений). Репродуктивные планы семей в настоящее время ориентированы на рождение одного, реже двух детей.

В возрастной структуре удельный вес населения старше трудоспособного возраста более чем в 2 раза превышает долю населения моложе трудоспособного возраста.

В условиях неблагоприятной демографической ситуации создание условий для повышения качества жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений социальной политики в Тульской области.

В 2010 году 39% детей родились больными (в 2009 году - 40,1%). На высоком уровне остается заболеваемость детей – 199,9 тыс. случаев на 100000 детей, заболеваемость подростков составила 156,6 тыс. случаев (в 2009 году – 153,5). Заболеваемость детей первого года жизни выросла на 4,5% по сравнению с 2009 годом.

Повышение статуса и ценности семьи в обществе, роли материнства и отцовства в воспитании подрастающего поколения является непременным условием для полноценного развития детей. Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствуют укреплению института семьи, устранению таких асоциальных явлений, как социальное сиротство и безнадзорность несовершеннолетних.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей.

Продолжено расширение сети и укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе с тем, большинство специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждается в капитальном и текущем ремонте, замене мебели, оборудования и инвентаря.

В области сложилась определенная система работы с одаренными детьми.

Важную роль в региональной системе выявления и поддержки талантливых детей играет олимпиадное движение и, в первую очередь, Всероссийская олимпиада школьников по различным учебным предметам.

Поощрение победителей и призеров олимпиад, а также педагогов, использующих новые педагогические технологии и обеспечивающих высокую результативность школьников на различных олимпиадах, будет способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала области.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства.

По состоянию на 1 сентября 2011 года в области учтено 5811 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: из них 2958 детей воспитываются в семьях опекунов и попечителей; 975 детей - в приемных семьях; 193 ребенка воспитываются в семьях усыновителей; 1658 детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

Это требует создания условий для совершенствования медицинского обслуживания и охраны здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их полноценного развития, воспитания и социальной адаптации.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации лиц из числа детей-сирот является обеспечение их жильем.

В Тульской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда Тульской области по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тульской области от 7 октября 2009 года N 1336-ЗТО "О защите прав ребенка", Законом Тульской области от 12 ноября 2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области" и Законом Тульской области от 3 мая 2007 года N 820-ЗТО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области".

За 2009-2011 годы в соответствии с законодательством Тульской области реализовали свои жилищные права 81 человек из числа лиц, относящихся к данной категории граждан: в 2009 году обеспечены жилыми помещениями 10 человек, в 2010 году - 28, в 2011 году планируется обеспечить 68 человек.

По состоянию на 1 октября 2011 года в сводном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий состояли 205 граждан данной категории (на 1 января 2011 года - 178).

На 1 сентября 2011 года на территории Тульской области на контроле в органах опеки и попечительства находились 4988 жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Не имели закрепленных жилых помещений 1008 несовершеннолетних данной категории (в возрасте от 0 до 18 лет).

Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее незащищенной части населения, будет способствовать созданию благоприятных условий для закрепления в регионе лиц, находящихся в наиболее активном экономическом и репродуктивном возрасте, что положительно повлияет на решение демографических проблем Тульской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»