Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2009 года N 385

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2016 ГОДЫ

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 689; НГР: RU71000201300787}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление администрации Тульской области от 24.08.2009 N 632; НГР: RU71000200900357;

Постановление администрации Тульской области от 13.01.2010 N 14; НГР: RU71000201000011;

Постановление администрации Тульской области от 10.09.2010 N 821; НГР: RU71000201000331;

Постановление администрации Тульской области от 01.06.2011 N 440; НГР: RU71000201100224;

Постановление правительства Тульской области от 31.10.2011 N 71; НГР: RU71000201100457;

Постановление правительства Тульской области от 20.12.2011 N 268; НГР: RU71000201100646;

Постановление правительства Тульской области от 20.12.2011 N 261; НГР: RU71000201100648;

Постановление правительства Тульской области от 21.03.2012 N 106; НГР: RU71000201200106;

Постановление правительства Тульской области от 11.04.2012 N 137; НГР: RU71000201200135;

Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 566; НГР: RU71000201200603}

Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 740; НГР: RU 71000201200831;

Постановление правительства Тульской области от 05.06.2013 N 267; НГР: RU71000201300308}

Постановление правительства Тульской области от 07.08.2013 N 411; НГР: RU71000201300482

Постановление правительства Тульской области от 30.10.2013 N 609, НГР: RU71000201300656;

Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 836; НГР: RU71000201300918}

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303"О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы (приложение).

2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области (Ивченко И.Л.) опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Губернатор

Тульской области

В.Д. Дудка

Приложение
к постановлению администрации
Тульской области
от 27.05.2009 N 385

{Приложение в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 20.12.2011 N 261; НГР: RU71000201100648}

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2016 ГОДЫ

Паспорт долгосрочной целевой программы


Наименование долгосрочной целевой программы

Долгосрочная целевая программа по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке долгосрочной целевой программы (дата и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление администрации Тульской области от 25.04.2009 N 265 "О разработке долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области на 2009-2016 годы"

Государственный заказчик

министерство труда и социальной защиты Тульской области

{Текст "Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству," исключен: Постановление правительства Тульской области от 05.06.2013 N 267; НГР: RU71000201300308}

Основные разработчики долгосрочной целевой программы

министерство труда и социальной защиты Тульской области

{Текст "Комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству," исключен: Постановление правительства Тульской области от 05.06.2013 N 267; НГР: RU71000201300308}

Исполнители долгосрочной целевой программы

Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области, министерство образования и культуры Тульской области, министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области,  министерство труда и социальной защиты Тульской области , министерство здравоохранения Тульской области, комитет Тульской области по инновациям и информатизации, комитет Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству, комитет Тульской области по делам записи актов гражданского состояния, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию), государственные образовательные учреждения Тульской области (по согласованию), государственные учреждения социального обслуживания населения Тульской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Тульской области
 (по согласованию)

{Текст "министерство образования и культуры Тульской области," дополнен текстом "министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области,": Постановление правительства Тульской области от 05.06.2013 N 267; НГР: RU71000201300308}

Цели и задачи долгосрочной целевой программы

Цель Программы:
 снижение темпа убыли населения Тульской области и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.
 Задачи Программы:
 укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

 формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни;

 развитие инфраструктуры социальной поддержки семьи;

 обеспечение соответствия условий оказания медицинской помощи и организации питания учащихся и воспитанников муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области санитарно-гигиеническим нормам и требованиям

Важнейшие целевые показатели

Общий коэффициент рождаемости;
суммарный коэффициент рождаемости;

 ожидаемая продолжительность предстоящей жизни;

 темп убыли населения;

  доля государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, повысивших качество предоставляемых социальных услуг за счет оснащения коррекционным и реабилитационным оборудованием;

 доля муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации медицинской помощи учащимся и воспитанникам соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;

 доля муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации питания учащихся и воспитанников соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям

{После текста "Общий коэффициент рождаемости;" дополнено текстом "суммарный коэффициент рождаемости;": Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 566; НГР: RU71000201200603}

Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы

Программа реализуется в один этап
 с 2009 по 2016 год

Перечень подпрограмм (мероприятий)

Мероприятия Программы:
 мероприятия по укреплению института семьи, повышению статуса семьи в обществе, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;

 мероприятия по формированию мотивации на ведение здорового образа жизни, содействие укреплению здоровья населения, сокращению смертности и увеличению продолжительности жизни;

 развитие инфраструктуры социальной поддержки семьи;

 совершенствование организации медицинской помощи и питания в муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждениях Тульской области

Объемы и источники финансирования, в том числе по годам

Общий объем финансирования Программы составляет 253234,8 тыс. руб., в том числе:
 средства бюджета Тульской области - 242225,1 тыс. руб.;

 средства местных бюджетов - 11009,7 тыс. руб.
 Финансирование мероприятий Программы  из бюджета Тульской области по годам:
 2009 год - 5993,5 тыс. руб.;

 2010 год - 4020,0 тыс. руб.;

 2011 год - 4970,0 тыс. руб.;

 2012 год - 37028,0 тыс. руб., в том числе кредиторская задолженность – 28,0 тыс. руб.;

 2013 год -  37283,6 тыс. ру б.;

 2014 год -  51160,0 тыс. руб.;

 2015 год  -  51110,0 тыс. руб.;

 2016 год  -  50660,0 тыс. руб.
 Финансирование  мероприятий Программы из местных бюджетов по годам:
 2009 год - 1134,0 тыс. руб.;

 2010 год - 1763,3 тыс. руб.;

 2013 год - 1877,7 тыс. руб.;

 2014 год  - 1518,0 тыс. руб.;

  2015 год - 4716,7 тыс. руб.

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 30.12.2013 N 836; НГР: RU71000201300918}

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 долгосрочной целевой программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности

Стабилизация общего коэффициента рождаемости на уровне 9,2 в расчете на тысячу  человек населения;

 повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,51;

 снижение темпа убыли населения с 0,99% до 0,8 %;

 увеличение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни с 65,01 года до 70,5 года;

 увеличение доли государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей Тульской области, повысивших качество предоставляемых социальных услуг за счет оснащения коррекционным и реабилитационным оборудованием, с 15% до 80%;

 увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации  медицинской помощи учащимся и воспитанникам соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям,  с 40% до 100%;

 увеличение доли муниципальных общеобразовательных и государственных образовательных учреждений Тульской области, в которых условия для организации  питания учащихся и воспитанников соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, с 24% до 80%

{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 566; НГР: RU71000201200603}

{Цифра "69,5" заменена цифрой "70,5":Постановление правительства Тульской области от 05.06.2013 N 267; НГР: RU71000201300308}

{Паспорт в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 21.03.2012 N 106; НГР: RU71000201200106}

{Паспорт в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 11.04.2012 N 137; НГР: RU71000201200135}

{Строки "Государственный заказчик", "Основные разработчики долгосрочной целевой программы" дополнены текстом ", министерство труда и социальной защиты Тульской области": Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 566; НГР: RU71000201200603}

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области численность постоянного населения области: на 01.01.2007 - 1580,5 тыс. человек, на 01.01.2008 – 1566,3 тыс. человек, на 01.01.2009 – 1552,1 тыс. человек.

Темпы убыли населения несколько сократились за последние годы, в 2003 году численность населения уменьшилась на 1,51%, в 2004 году - на 1,40%, в 2005 году – на 1,37%, в 2006 году – на 1,21%, в 2007 и 2008 годах – на 0,9%.

За период с 2003 по 2008 год численность жителей области сократилась на 117,7 тыс. человек, среднегодовая убыль населения за указанный период составила 19,6 тыс. человек.

Естественная убыль обусловлена высоким уровнем смертности за счет большой доли населения старшего возраста.

Доля жителей в возрасте 60 лет и старше на начало 2008 года составила 22,5% и была самой высокой в стране (Российская Федерация - 17,2%; Центральный федеральный округ – 20,0%). Удельный вес населения пенсионного возраста в области на начало 2008 года составил 26,9%, что существенно превосходит показатели по Российской Федерации – 21,0% и по Центральному федеральному округу – 23,9%.

Суммарный показатель рождаемости (число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной репродуктивного возраста, при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным) на протяжении последних лет в области значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В 2007 году он составил 1,155 рождений против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми.

Большинство рождающихся в Тульской области детей являются первенцами. Среди общего числа родившихся в 2007 году вторыми по очередности рождений были 31,6% новорожденных, третьи и последующие рождения составляли 8,4%.

С 2006 года сохраняется тенденция увеличения рождаемости. В 2008 году число родившихся на 8,2 % превысило уровень 2007 года, общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1000 человек населения) вырос с 8,4 до 9,1, однако он остается самым низким в Центральном федеральном округе - 10,4 (Российская Федерация – 12,1).

По прогнозным расчетам, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, общий коэффициент рождаемости стабилизируется в 2009-2012 годах на уровне 8,8 рождений на 1000 человек населения.

Общий коэффициент смертности населения (число смертей на 1000 человек населения) в 2008 году составил 20,5 умерших на 1000 населения (в 2007 году - 20,4). Это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации (Российская Федерация – 14,7; Центральный федеральный округ – 16,2).

Неблагоприятное демографическое развитие отражается на трудовом потенциале области. Средний возраст населения равняется 43,3 года (по Российской Федерации - 38,6 года). Доля населения трудоспособного возраста в Тульской области на начало 2008 года составляла 60,0% и являлась одной из самых низких в Российской Федерации (Российская Федерация – 63,2%; Центральный федеральный округ – 62,5%). Продолжается процесс демографического старения населения, на начало 2009 года доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 26,9% (в 2006 году – 26,7%).

Основные показатели демографического развития Тульской области в сравнении с показателями по Российской Федерации и Центральному федеральному округу отражены в таблице.

Динамика показателей демографического развития Тульской области в сравнении с Российской Федерацией и Центральным федеральным округом за 2006-2008 годы


Демографические показатели

2006 год

2007 год

2008 год

ТО

РФ

ЦФО

ТО

РФ

ЦФО

ТО

РФ

ЦФО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Средний (медианный) возраст населения, лет

43,3

38,5

41,5

43,3

38,5

41,5

43,3

38,6

41,6

Доля лиц моложе трудоспособного возраста, % (на начало года)

13,2

16,0

13,7

13,3

15,8

13,6

13,1

15,8

13,6

Доля лиц трудоспособного возраста, % (на начало года)

60,1

63,4

62,7

60,1

63,2

62,5

60,0

63,2

62,5

Доля лиц старше трудоспособного возраста, % (на начало года)

26,7

20,6

23,6

26,6

20,4

23,5

26,9

21,0

23,9

Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения)

8,0

10,4

9,0

8,4

11,3

9,7

9,1

12,1

10,4

Общий коэффициент смертности (число умерших на 1000 человек населения)

20,9

15,2

16,7

20,4

14,6

16,1

20,5

14,7

16,2

Коэффициент младенческой
 смертности (число умерших в возрасте до 1 года на 1000 человек родившихся живыми)

8,9

10,2

8,8

9,4

9,4

7,8

7,4

8,5

7,3

Коэффициент
 естественной убыли населения на 1000 человек населения

-12,9

-4,9

-7,7

-12,0

-3,3

-6,4

-11,4

-2,6

-5,8

Ожидаемая продолжительность жизни (все население) при рождении

64,2

66,6

67,3

65,01

67,51

68,11

Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население
 (на 1000 человек трудоспособного населения приходится детей в возрасте 0-15 лет и лиц старше трудоспособного возраста) (на начало года)

666,2

580,4

595,3

663,1

577,6

594,1

666,4

582,2

599,6

Неблагоприятная динамика демографического развития Тульской области отражает нарушение воспроизводственного потенциала и формирование производительных сил региона, которые невозможно преодолеть, не реализуя последовательную и единую демографическую политику на основе программно-целевого метода.

Реализация мер, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации в Тульской области, в 2008 году способствовала улучшению некоторых важнейших показателей по сравнению с 2006 годом: снижение младенческой смертности на 10%; увеличение показателя ранней постановки на учёт по беременности до 12 недель до 81,2%; увеличение доли беременных женщин, проходящих ультразвуковое обследование, до 99,6%; снижение количества прерываний беременности по медицинским показаниям на 10%, по социальным показаниям - на 94%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»