Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПРИКАЗ

от 13 сентября 2007 года N 89пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2008-2010 ГОДЫ"

(фактически утратил силу)

В целях реализации Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 258 - ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"), постановления Правительства Республики Хакасия от 23.03.2005 г. N 64 (в ред. постановления Правительства Республики Хакасия от 24.05.2006 г. N 130 "О порядке разработки, утверждения и реализации бюджетных целевых программ в Республике Хакасия"), а также в целях обеспечения конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы приказываю:

1. Утвердить Ведомственную целевую программу "Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2008-2010 годы" (далее - Программа).

2. Начальникам отделов Госкомитета: программ занятости и рынка труда - Михайленко Н.Б., профориентации и профессионального обучения - Филевой Л.В., информационных технологий и автоматизированных систем управления - Соседкиной О.В., финансово - бухгалтерской деятельности и ревизионной работы - Некрасовой Е.И., административного отдела - Пилюгину В.И., директорам центров занятости населения организовать работу по реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Госкомитета Фабричных Л.В.

Председатель Госкомитета И.В. Ахметова

УТВЕРЖДЕНА

Приказом

Государственного комитета

по занятости населения

Республики Хакасия

от 13.09.2007 г. N 89пр

Ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2008 - 2010 годы"
 СОДЕРЖАНИЕ


1. Паспорт Ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2008-2010 годы"

2

2. Характеристика проблемы

5

3. Основные цели Программы

9

4. Перечень программных мероприятий

9

5. Обоснование потребности в финансовых ресурсах

10

6. Механизм реализации Программы

7. Оценка социально-экономической эффективности Программы

10

8. Перечень мероприятий по содействию занятости населения Республики Хакасия на 2008 -2010 годы



1. ПАСПОРТ Ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2008-2010 годы"


Наименование Программы

Ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Республики Хакасия на 2008-2010 годы" (далее Программа)

Основание для разработки Программы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.; Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2006 г. N 258 - ФЗ); Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Закон Республики Хакасия от 26.02.2006 г. N 7-ЗРХ "О социальном партнерстве в Республике Хакасия"; Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 35 "Об утверждении методики определения общего объёма средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 г. N 875 "Об утверждении положения об организации общественных работ" (с последующими изменениями); Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.05 г. N 485 "Об утверждении Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан"; Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 г. N 239

Основные разработчики Программы

Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

Обеспечение реализации государственной политики занятости населения путем: - повышения качества предоставления и доступности государственных услуг, создания комфортных условий для получателей государственных услуг при осуществлении полномочий в области занятости населения посредством внедрения Административных регламентов по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости населения; - реализации мероприятий по содействию занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на основе внедрения современных методов профилирования безработных граждан; - дальнейшего развития, повышения качества системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных граждан в целях обеспечения конкурентоспособности и роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда; - оказания содействия самозанятости безработных граждан; - регулирования трудовой миграции в соответствии с обоснованной потребностью в рабочих и специалистах организаций Республики Хакасия по видам экономической деятельности; - осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; - осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения

Сроки и этапы реализации Программы

В течение 2008- 2010 годов

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит: - предоставить государственные услуги в области содействия занятости населения 150 тыс. человек, в том числе: - трудоустроить при содействии органов службы занятости 40 тыс. человек; - организовать общественные работы для 2905 безработных и незанятых граждан; - организовать временное трудоустройство 11315 несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, 870 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 143 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; - поддержать предпринимательскую инициативу 108 безработных граждан; предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 3,2 тыс. безработным гражданам; - организовать профессиональную ориентацию 64,5 тыс. граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, профессионального обучения; - осуществить социальные выплаты: в виде пособия по безработице 72 тыс. безработным гражданам; в виде стипендии в период профессионального обучения по направлению центра занятости 3,2 тыс. безработным гражданам; в виде трудовой пенсии по старости, назначенной досрочно, 1000 безработным гражданам.

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия



2. Характеристика проблемы


Главными факторами, определяющими ситуацию на рынке труда Республики Хакасия в 2006 -2007 годах, являлись: рост объемов производства; структурная перестройка экономики; трансформация государственного сектора экономики; увеличение инвестиционной активности и снижение численности трудовых ресурсов.

В 2006 году индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" к 2005 году составил 105,3%, в первом полугодии 2007 года - 104,9% к аналогичному периоду 2006 года.

Объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы Республики Хакасия в 2006 году увеличился в 1,65 раза по сравнению с 2005 годом, что оказало определенное влияние на рост численности занятого населения.

Продолжается устойчивый рост реальной заработной платы, чему в первую очередь способствовали принятые решения о повышении минимальных государственных гарантий по оплате труда, а также изменения налоговой системы. Существенно снизился уровень суммарной задолженности по выплате заработной платы.

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-июнь 2007 года, составляла 10384,8 руб. и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 19,8%, реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) - на 10,9%.

Средняя номинальная заработная плата в мае 2007 года обеспечивала 2,8 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (3841 руб.).

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в I квартале 2007 года составляла 3523 рубля, во II квартале - 3585 рублей и возросла по сравнению со II кварталом 2006 года на 10,2%, а с IV кварталом 2006 года - на 9,5%.

Вместе с тем, остается невысокой покупательная способность заработной платы многих категорий работников, значительны скрытые процессы на рынке труда.

Ситуация на рынке труда Республики Хакасия характеризуется следующими показателями:

а) увеличением численности экономически активного населения

По данным Хакасстата, численность экономически активного населения Республики Хакасия на конец мая 2007 года составляла 271,8 тыс. чел. (50,7% от общей численности населения) и увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 4,3 тыс. человек.

б) ростом численности населения, занятого экономической деятельностью

Численность занятых экономической деятельностью в первом полугодии 2007 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 4,5 тыс. человек, или на 1,4%, и составила 247,6 тыс. человек (91,1% экономически активного населения), из них 143,3 тыс. чел. (57,9% занятых) работали в крупных и средних организациях, 29,3 тыс. чел (11,8%) - в малых организациях, 66,2 тыс. чел. (26,7%)-лица, занятые индивидуальным трудом и в домашнем хозяйстве, 3.3 тыс. чел. - фермеры и наемные работники, занятые в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

в) превышением численности граждан, принятых в организации, над численностью выбывающих

За январь-июнь 2007 года в крупные и средние организации республики было принято 23,4 тыс. человек, выбыло по различным причинам 21,4 тыс. человек.

Разрыв между численностью принятых и численностью выбывших работников резко сократился в последние два года, что связано с увеличением объема производства. Основная часть граждан, выбывших из организаций, (70,9%) увольнялась по собственному желанию и 3,7% - в связи с сокращением численности персонала.

г) снижением численности граждан, уволенных по сокращению численности или штата организаций

В первом полугодии 2007 года в числе граждан, выбывших из организаций, 0.8 тыс. человек - уволенные в связи сокращением численности или штата организаций, что на 16,5% меньше, чем в первом полугодии 2006 года.

Наибольшее сокращение численности работающих произошло в организациях по следующим видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1,8%, строительство- 1,7%, транспорт и связь - 0,8%, добыча полезных ископаемых - 0,4% среднесписочной численности работников.

д) уменьшением масштабов неполной занятости

В январе-июне 2007 года 1,6 тыс. человек, или 1,2% среднесписочной численности работающих в крупных и средних организациях республики (2,5 тыс. человек, или 1,8% в аналогичном периоде 2006 г.) работали в режиме неполного рабочего времени или находились в отпусках по инициативе администрации.

е) ростом дифференциации населения по уровню доходов

В 2007 году увеличилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума и составила в I квартале 27%, во II квартале -23,1% против 19,8% в IV квартале 2006 года. Слой наиболее обеспеченных людей, имеющих среднедушевой денежный доход свыше 15 тыс. рублей, составил 8,9% от всего населения республики.

Снижение жизненного уровня значительной части населения, прежде всего, наименее социально защищенных слоев, обострило проблему их трудоустройства (это: несовершеннолетние граждане, инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица, ищущие работу более года, ранее не работающие, и другие - всего около 70% от состоящих на учете в органах службы занятости республики, для которых необходимо организовывать специальный комплекс мероприятий по содействию занятости и материальной поддержке в период безработицы).

ж) ростом неформального сектора занятости населения

В условиях сохранения невысокой покупательной способности заработной платы многих категорий работников широкое распространение получила вторичная и неформальная занятость населения, являясь способом адаптации к рыночным условиям. Официальная статистика учитывает лишь некоторую часть вторичной занятости - работу по совместительству и договорам гражданско-правового характера. Только на крупных и средних предприятиях названные формы вторичной занятости охватывали на протяжении 2006 -2007 годов от 4,3% до 4,6% общего числа занятых.

Неформальная занятость связана с распространением таких форм теневой доходной деятельности как наемный труд, неоформленный трудовым контрактом, незарегистрированное предпринимательство, в том числе незарегистрированная самозанятость, т.е. работа, приносящая доход и осуществляемая на индивидуальной основе.

Масштабы занятости в теневом секторе экономики республики значительно увеличились. По данным выборочного обследования, проведенного Хакасстатом в августе 2005 года - мае 2006 года, около 78 тыс. человек, или 31,7% от численности занятого населения, работают в неформальном секторе, по России - 15,6% (в августе 2004 года - мае 2005 года - 63,0 тыс. человек).

з) увеличением спроса на рабочую силу

Начиная с 2005 года, сложилась устойчивая тенденция к увеличению спроса на рабочую силу со стороны работодателей. В 2006 году в центры занятости населения было заявлено 24,5 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей, из них 77% приходились на постоянные рабочие места, в I полугодии 2007 года - 13,7 тыс. единиц.

и) снижением численности и уровня общей и регистрируемой безработицы

По данным Хакасстата, численность лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией Международной Организации Труда классифицируемых как безработные, на конец мая 2007 года составляла 24,2 тыс. чел. и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 0,2 тыс. человек.

Уровень общей безработицы (отношение общей численности безработных к численности экономически активного населения) уменьшился на 0,3% и составил 8,9%. Уровень регистрируемой безработицы составил 2.5% и снизился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 0,5%.

к) дифференциацией территорий по уровню безработицы и напряженности на рынке труда

В девяти муниципальных образованиях республики уровень регистрируемой безработицы превышал средне-республиканский показатель. Наибольший уровень безработицы в муниципальных районах: Таштыпском - 6,1% и Боградском - 5,9%. Наименьший уровень безработицы в городских округах: Абакане - 1,2%, Черногорске -2,0%.

Уровень напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения Республики Хакасия, претендующих на 1 вакансию) по состоянию на 01.07.2007 г. в целом по республике составил 1,7 незанятых гражданина, на 01.07.2006 г. - 2,9 человека.

В сельских муниципальных образованиях в среднем на 1 вакансию приходилось 3,7 человека. Наиболее высокий уровень напряженности на рынке труда в связи с незначительным количеством организаций всех форм собственности наблюдается в муниципальных районах: Боградский - 56 человек, Таштыпский - 9 человек, Аскизский - 7 человек.

л) снижением образовательного уровня безработных граждан

Удельный вес безработных, не имеющих высшего и среднего профессионального образования, увеличился с 65,1% в 2005 году до 70,4% в первом полугодии 2007 года, только каждый третий безработный гражданин имеет высшее и среднее профессиональное образование.

Несмотря на снижение общей численности безработных и численности зарегистрированных безработных граждан, ситуация на рынке труда республики остается напряженной.

К числу ключевых проблем в сфере занятости и на рынке труда республики, на решение которых должны быть направлены меры по реализации государственной политики занятости, относятся:

1. Несоответствие профессионально - квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

2. Ухудшение качественных характеристик рабочих мест, выражающееся в росте числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, низкой заработной платой, а также изношенность основных фондов ограничивают спрос на рабочие места;

3. Сохранение тенденции сокращения и старения кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращение объмов внутрифирменной подготовки кадров являются факторами, способствующими сохранению дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда республики;

4. Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса, в том числе низкие темпы развития малых форм хозяйствования на селе, приводит к сохранению напряженной ситуации на рынке труда сельских территорий;

5. Сохранение селективного подхода при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, несоблюдение в полной мере норм трудового законодательства о режиме и охране труда осложняют ситуацию с трудоустройством отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и других);

6. Деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости без оформления трудовых договоров, потеря трудового потенциала высококвалифицированных кадров в результате экономических реформ, отсутствие реальной связи между доходом и уровнем профессионализма работников, сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»