ПРИКАЗ
от 20 июня 2017 года N 1907
Об утверждении Рекомендаций по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности
В целях повышения эффективности внедрения систем менеджмента бережливого производства в различных отраслях промышленности
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые рекомендации по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Никитина Г.С.
Врио Министра
Г.С.Никитин
Рекомендации по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности
1. Настоящие Рекомендации по применению принципов бережливого производства в различных отраслях промышленности (далее - Рекомендации) разработаны для применения в любых организациях различных отраслей промышленности, принявших решение повышать эффективность деятельности на основе внедрения системы менеджмента бережливого производства (далее - СМБП) с учетом применения национальных стандартов в области бережливого производства, а также системы добровольной сертификации.
2. Типология работ по применению бережливого производства (далее - БП) опирается на организационно-технологические особенности производственных процессов: непрерывное производство, дискретное производство, единичное производство и возможности преобразований систем процессов в сборочные процессы конвейерного типа.
3. Рекомендации могут применяться в случаях, если организация:
а) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей, акционеров, сотрудников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон посредством результативного применения БП;
б) нуждается в демонстрации достигнутого уровня эффективности деятельности с точки зрения повышения ценности для потребителей, акционеров, сотрудников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон;
в) нуждается в демонстрации динамики повышения эффективности деятельности по созданию ценности для потребителей, акционеров, сотрудников организации, общества, государственных органов и других заинтересованных сторон.
4. Рекомендации носят методический характер и предназначены для организаций различных отраслей промышленности, в том числе авиастроения, судостроения, машиностроения и других, принявших решение повысить эффективность своей деятельности, основываясь на концепции БП.
Рекомендации применяются при:
управлении цепями поставок;
управлении эффективностью в рамках интегрированных структур;
выполнении заказов;
повышении эффективности производственных процессов.
5. Рекомендации соответствуют положениям следующих национальных стандартов:
ГОСТ Р 56020-2014 "Бережливое производство. Основные положения и словарь", утвержденный приказом Росстандарта от 12 мая 2014 г. N 431-ст (далее - ГОСТ Р 56020-2014);
ГОСТ Р 56404-2015 "Бережливое производство. Требования к системам менеджмента", утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. N 445-ст (далее - ГОСТ Р 56404-2015);
ГОСТ Р 56245-2014 "Рекомендации по разработке стандартов на системы менеджмента", утвержденный приказом Росстандарта от 19 ноября 2014 г. N 1685-ст (далее - ГОСТ Р 56245-2014);
ГОСТ Р 56407-2015 "Бережливое производство. Основные методы и инструменты", утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. N 448-ст (далее - ГОСТ Р 56407-2015);
ГОСТ Р 56406-2015 "Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента", утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. N 447-ст (далее - ГОСТ 56406-2015);
ГОСТ Р 56405-2015 "Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки", утвержденный приказом Госстандарта от 27 мая 2015 г. N 446-ст (далее - ГОСТ Р 56405-2015);
ГОСТ Р 56906-2016 "Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)", утвержденный приказом Росстандарта от 31 марта 2016 г. N 231-ст (далее - ГОСТ Р 56906-2016);
ГОСТ Р 56907-2016 "Бережливое производство. Визуализация", утвержденный приказом Росстандарта от 31 марта 2016 г. N 232-ст (далее - ГОСТ Р 56907-2016);
ГОСТ Р 56908-2016 "Бережливое производство. Стандартизация работы", утвержденный приказом Росстандарта от 31 марта 2016 г. N 233-ст (далее - ГОСТ Р 56908-2016);
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента", утвержденный приказом Росстандарта от 19 июля 2012 г. N 196-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 19011-2012);
ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 16 ноября 2011 г. N 548-ст (далее - ГОСТ Р 51897-2011);
ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь", утвержденный приказом Росстандарта от 28 сентября 2015 г. N 1390-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9000-2015);
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества. Требования", утвержденный приказом Росстандарта от 28 сентября 2015 г. N 1391-ст (далее - ГОСТ Р ИСО 9001-2015).
6. При использовании настоящих Рекомендаций необходимо руководствоваться терминами и определениями, установленными национальными стандартами ГОСТ Р 56020-2014, ГОСТ Р ИСО 9000-2015, ГОСТ Р ИСО 19011-2012, ГОСТ Р 51897-2011.
7. Стандартизация в области БП открывает новые управленческие возможности при повышении эффективности производственной деятельности, прежде всего в сложных интегрированных структурах, таких как холдинги, концерны, корпорации, под управлением которых находятся большие группы дочерних организаций, цепи поставок, сетевые структуры, возникающие при выполнении крупных заказов и направлена на решение проблем, связанных с большими потерями ресурсов, срывами поставок и превышением контрактных цен.
Реализацию БП следует вести в рамках всей системы менеджмента организации, включающей определенный набор элементов, необходимых для реализации принципов БП и достижения поставленных перед ней целей.
Для реализации данного подхода в организациях промышленности необходимы достаточно строгие, точные и воспроизводимые подходы, реализованные в виде применения национальных стандартов.
8. Разработка стандартов в области БП в Российской Федерации позволила:
создать единое терминологическое пространство в области БП;
стандартизовать модель СМБП организаций;
разработать процедуру оценки и сертификации СМБП;
описать основные методы и инструменты БП.
Управленческий подход к пониманию, построению и стандартизации СМБП определяет ее как систему менеджмента, направленную на эффективное управление производственной системой (далее - ПС), построенной на принципах БП. Опыт и исследования в области БП показывают преимущества ПС, построенных на принципах БП, практически по всем аспектам по сравнению с ПС традиционного типа, ориентированными на производство партиями, управление внутренней логистикой через централизованные склады и диспетчерские функции. В связи с этим требования к СМБП и ПС предполагают максимально широкое применение принципов БП.
9. ПС, построенные на принципах БП (прежде всего на основе процессного подхода и организации потоков создания ценности, постоянного улучшения и вовлечения персонала), обладают определенными преимуществами по отношению к традиционным ПС. Они позволяют существенно снизить затраты, повысив тем самым рентабельность бизнеса, сократить время выполнения заказов, повысить производительность труда.
Другим важным преимуществом ПС, построенных на принципах БП, становится их гибкость и более высокая управляемость в изменяющихся внешних и внутренних условиях бизнеса, что делает целесообразным построение систем менеджмента, направленных на управление параметрами и показателями ПС.
10. Переход к ПС, построенным на принципах БП, создает основу для систематического управляемого процесса снижения издержек и, следовательно, себестоимости продукции. Прежде всего, при решении сложных управленческих задач, таких как:
а) повышение эффективности цепей поставок;
б) управление крупными концернами, корпорациями и холдингами, насчитывающими в структуре большое количество организаций;
в) управление выполнением заказов, в том числе по созданию и поставке сложных технических систем и комплексов.
11. В целях углубления, ускорения и синхронизации проектов по внедрению СМБП и соответствующих ПС рекомендуется использовать специальные инструменты стандартизации и добровольной сертификации СМБП, а также аудит первой и второй сторонами. Положительные результаты сертификации СМБП означают, что организации создали инструменты для управления своей эффективностью, однако, для того, чтобы данные инструменты заработали, необходимы управленческие действия по установлению соответствующих целей и контролю их достижения.
С этой целью СМБП, как и систему менеджмента качества (далее - СМК), целесообразно применять в составе соответствующих механизмов управления эффективностью:
цепей поставок;
интегрированных структур (далее - ИС) и организаций, входящих в них;
выполнения заказов (в том числе государственных), в том числе по созданию и поставке сложных технических систем и комплексов, выполнение работ по которым включает в себя большую кооперацию организаций, находящихся, как правило, в различных правовых отношениях между собой.
12. Учитывая преимущественно постконтрактные действия в отношении качества, стоимости и сроков поставок продукции, в традиционной модели отношений заказчиков (потребителей) и исполнителей (поставщиков) остаются высокими риски поставок продукции несоответствующего качества (или качество будет ухудшаться со временем), завышения стоимости продукции по отношению к указанной в контракте, появления на рынке поставщиков с более низкими ценами.
По отношению к качеству продукции данная проблема частично решена благодаря появлению документов по стандартизации, устанавливающих требования к СМК, а также соответствующих систем добровольной сертификации.
13. Внедрение инструментов и механизмов аудита и одобрения поставщиков до заключения контрактов позволят заказчику (потребителю) более детально ознакомиться с процессами исполнителей (поставщиков) для обеспечения уверенности в том, что его ПС и СМК способны поставлять продукцию необходимого качества на протяжении длительного промежутка время, при этом постоянно улучшать его.
Национальные стандарты, устанавливающие требования к СМБП, а также стандарты в части проведения аудитов СМБП и системы добровольной сертификации в данной области открывают для исполнителей (поставщиков) новые возможности механизмов управления эффективности в соответствии с пунктом 11 настоящих Рекомендаций.
14. Заказчики (потребители) через установление к исполнителям (поставщикам) требований, касающихся продукции, систем процессов и ПС, а также СМБП и СМК, получают возможность влиять на качество, цены, временные параметры потоков продукции. То есть, все основные составляющие интерес потребителя характеристики, а именно: качество, стоимостные характеристики, временные характеристики выполнения заказов и поставок, - становятся объектами управления в рамках соответствующих контрактов. То же самое касается и управления дочерними и зависимыми обществами (далее - ДО, ДЗО) со стороны управляющих компаний в рамках ИС.
15. Стандарты требований к системам менеджмента и ПС в механизмах управления эффективностью цепей поставок, корпоративного управления и выполнения заказов носят компромиссный характер между конфликтом интересов управляющей стороны (потребитель, управляющая компания (далее - УК), генеральный подрядчик) и объекта управления (поставщик, ДО (ДЗО), субподрядчик). Стандарты требований, являющиеся инфраструктурой для регулирования контрактных или корпоративных отношений, как правило, являются максимально универсальными для объекта управления, но могут уточняться и дополняться в контрактах или корпоративных требованиях.
Данный подход, с одной стороны, позволяет заказчикам (потребителям) требовать большей открытости для них процессов проектирования и производства, с другой стороны, ограничение влияния только требованиями соответствующих систем менеджмента сохраняет автономность и ответственность исполнителей заказов и поставщиков за результаты.
16. В сложноинтегрированных системах управления возможности управленческих структур (управляющих компаний, корпоративных центров управления, компаний-интеграторов, разработчиков и производителей сложной технической продукции, компаний, выполняющих роль генеральных подрядчиков) ограничены автономностью, хозяйственной самостоятельностью своих поставщиков, ДО, субподрядчиков. Управление осуществляется через головную организацию в рамках контрактного (договорного) или корпоративного права через предусмотренные контрактом процедуры, либо через корпоративные процедуры.
Управляющая сторона не имеет права вмешиваться в процессы принятия решений и их реализацию во входящих в ИС организациях. Однако, она может устанавливать требования к предмету договора. Так, в части качества был сформирован ряд требований:
1) к продукции - качество, стоимость (цена), время выполнения контрактов, поставок, их точность;
2) к системам процессов - "встроенное" качество, синхронизация процессов, построение их взаимодействий в виде потоков создания ценности;
3) к СМК и СМБП в части обеспечения управляемости и стабильности процессов - позволяет существенно расширить возможности механизмов управления эффективностью, фактически делая комплекс управляемых характеристик полным с точки зрения поставщиков и потребителей (заказчиков).
Эти требования сформировались исторически, когда стало очевидно, что для выполнения требований к качеству продукции необходимо, чтобы процессы были способны выполнить эти требования, а впоследствии и системы управления были в состоянии поддерживать процессы в стабильном, управляемом состоянии.
При стандартизации БП были выделены следующие требования: продукция, процессы, система менеджмента. Требования к продукции дополнились требованиями к характеристикам стоимости, прежде всего себестоимости. Требования к системам процессов, составляющих ту или иную ПС, дополнились требованиями к синхронизации производственных процессов и сокращению потерь, а также требованиями к пунктуальности поставок.
17. Требования к ПС относятся к структуре процессов создания ценности, позволяющей построить поточную организацию процессов или поток единичных изделий.