Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ Р 56245-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендации по разработке стандартов на системы менеджмента

Guidelines for the management system standards development

ОКС 03.120.10*

______________

* По данным официального сайта Росстандарт

ОКС 03.120.01. - Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2015-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 ноября 2014 г. N 1685-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В последние годы в области стандартизации систем менеджмента на международном и национальном уровнях прослеживаются две тенденции.

Первая заключается в разработке новых стандартов на системы менеджмента по различным аспектам деятельности организаций. К уже популярным стандартам на системы менеджмента качества (ИСО 9000*), охраны окружающей среды (ИСО 14000), охраны труда (OHSAS 18000) добавляются стандарты на системы менеджмента защиты информации (ИСО 27000), системы энергоменеджмента (ИСО 50000), системы менеджмента безопасности цепи поставок (ИСО 28000) и др.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Вторая тенденция - развитие стандартов на системы менеджмента организаций по отраслевому направлению. Так международные и национальные стандарты на системы менеджмента качества с дополнительными (по отношению к ИСО 9001) требованиями созданы уже более чем для 20 отраслей.

С одной стороны появление большого числа стандартов на системы менеджмента способствует внедрению организациями лучшего мирового опыта в этой области. Однако одновременное внедрение разных по структуре и формулировкам стандартов создает трудности для предприятий при интеграции их требований в общую систему менеджмента организаций.

С целью решения этой проблемы международной организацией по стандартизации (ИСО) разработаны и опубликованы для использования во всех разрабатываемых ИСО стандартах на системы менеджмента: структура верхнего уровня, основной общий текст, общие термины и основные определения (приложение SL9 Директив ИСО/МЭК, часть 1 "Сводные дополнения ИСО. Специальные процедуры ИСО").

В России работы по стандартизации в области систем менеджмента проводятся многими техническими комитетами по стандартизации. Настоящий стандарт разработан на основе приложения SL9 "Структура верхнего уровня, основной общий текст, общие термины и основные определения для использования в стандартах на системы менеджмента" Директив ИСО/МЭК, часть 1, с целью улучшения согласованности разрабатываемых в России стандартов (как идентичных международным, так и оригинальных) на различные системы менеджмента. Он устанавливает унифицированную структуру верхнего уровня и идентичный основной текст стандартов на системы менеджмента. Текст настоящего стандарта, адресованный только разработчикам стандартов и не предназначенный для включения в текст разрабатываемых стандартов, выделен курсивом.

     1 Область применения

Настоящий стандарт содержит рекомендации по структуре верхнего уровня и общему тексту для разработчиков стандартов на системы менеджмента по различным аспектам (дисциплинам) деятельности организаций: системы менеджмента качества, охраны окружающей среды, безопасности труда и охраны здоровья, защиты информации и др.
     
     Наименования и текст разделов настоящего стандарта (за исключением текста, выделенного курсивом) предназначены для непосредственного включения в текст разрабатываемых стандартов на системы менеджмента. В разрабатываемых стандартах в состав каждого раздела могут быть добавлены необходимый текст и подразделы следующего уровня.
     
     Приведенное в тексте настоящего стандарта обозначение XXX означает, что в стандарте на конкретную систему менеджмента вместо этого обозначения следует указать аспект (дисциплину), для которого разрабатывается стандарт, например качество, охрана окружающей среды и др.
     
     За исключением текста, набранного курсивом, везде, где в тексте разделов используется выражение "настоящий стандарт", подразумевается разрабатываемый стандарт на систему менеджмента XXX.
     
     В разрабатываемом стандарте на систему менеджмента XXX данный раздел определяет характерную для этого стандарта область применения.


     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент рисков. Словарь

ГОСТ Р ИСО 19011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента

В разрабатываемом стандарте на систему менеджмента XXX дополнительно к указанным могут быть приведены дополнительные ссылки, необходимые для разрабатываемого стандарта.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.     

     3 Термины и определения

Приведенные ниже термины и определения включаются в текст разрабатываемого стандарта на систему менеджмента XXX. При необходимости в этот раздел разрабатываемого стандарта могут быть добавлены дополнительные термины и определения.

3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанных определенными отношениями, имеющих ответственность, полномочия и выполняющих свои функции для достижения их целей (3.8).

Примечание - Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их подразделения или комбинация из них, инкорпорированная или нет, государственная или частная.

3.2 заинтересованная сторона (interested party) (предпочтительный термин); пайщик (stakeholder) (допустимый термин): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве таковых.

3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон при рассмотрении потребности или ожидания.

2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации.

3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) и достижения этих целей.

Примечания

1 Система менеджмента может относиться к одной или нескольким дисциплинам.

2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование и т.д.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, специфические или определенные функции организации, специфические или определенные части организации, одну или более функций группы организаций.

3.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа работников, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1) на высшем уровне.

Примечания

1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.

2 Если область применения системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.

3.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.7 политика (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).

3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.

2 Цели могут относиться к разным дисциплинам (такие, как финансовые цели, цели в области экологии, здоровья и безопасности), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.12)].

3 Цель может быть выражена разными способами, например, в виде ожидаемого результата, намерения, критерия работы, цели в области XXX или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).

4 В контексте системы менеджмента XXX цели в области XXX, устанавливаемые организацией, согласуются с политикой в области XXX для достижения соответствующих результатов.

3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1 Влияние является отклонением от ожидаемого - позитивным или отрицательным.

2 Неопределенность является состоянием, даже частичным, связанным с недостатком информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности.

3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (Руководство ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (Руководство ИСО 73:2009, 3.6.1.3), или их комбинации.

4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанной с ним вероятности (Руководство ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.

3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения ожидаемых результатов.

3.11 документированная информация (documented information): Требуемая информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.

Примечания

1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе, а также из любого источника.

2 Документированная информация может относиться:

- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);

- к информации, созданной для функционирования организации (документация);

- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).

3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

3.13 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1 Результаты деятельности могут относиться к количественным или качественным данным.

2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту, процессу (3.12), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1).

3.14 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.

Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.

3.15 мониторинг (monitoring): Определение состояния системы, процесса (3.12) или действия.

Примечание - Для определения состояния может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.

3.16 измерение (measurement): Процесс (3.12) определения величины.

3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документированный процесс (3.12) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени выполнения критериев аудита.

Примечания

1 Аудит может быть внутренним (аудит первой стороной) или внешним (аудит второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным (объединяющим две и более дисциплины).