ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 апреля 2017 года N 21-рп

Об утверждении Концепции информатизации Санкт-Петербурга до 2020 года



1. Утвердить Концепцию информатизации Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Говорунова А.Н.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

     

Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 14.04.2017 N 21-рп

     

Концепция
информатизации Санкт-Петербурга до 2020 года

1. Вводная часть


Концепция информатизации Санкт-Петербурга (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления деятельности по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий в Санкт-Петербурге на период до 2020 года, направленных на достижение цели и реализацию задач, предусмотренных государственной программой Санкт-Петербурга "Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 N 494.

Концепция соответствует основным направлениям государственной политики в области информатизации, сформулированным в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р, государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313.

Концепция распространяется на информатизацию исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - исполнительные органы) и организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) на предоставление государственных и (или) муниципальных услуг.

Основные термины и определения, используемые в Концепции:

информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования информационно-коммуникационньк технологий и доступности информационных ресурсов для граждан;

открытое правительство - система мероприятий, проводимых Правительством Санкт-Петербурга, иными исполнительными органами для обеспечения высокого уровня прозрачности деятельности исполнительных органов, свободного обмена информацией между исполнительными органами и обществом на основе стандарта информационной открытости, активного участия общества в подготовке, реализации решений исполнительных органов и оценке эффективности их деятельности, повышения качества и доступности государственных услуг, развития гражданской ответственности и общественного контроля за деятельностью исполнительных органов;

электронное правительство - форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Иные термины и определения используются в Концепции в значениях, определенных соответствующими нормативными правовыми актами.

В Санкт-Петербурге мероприятия по внедрению и использованию информационно-коммуникационных технологий реализуются в соответствии с требованиями федерального законодательства, государственными программами Санкт-Петербурга, утвержденными Правительством Санкт-Петербурга, а также иными нормативными правовыми актами.

2. Цели, задачи и принципы информатизации Санкт-Петербурга


Основными целями информатизации Санкт-Петербурга являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационно-коммуникационных технологий;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

создание условий, способствующих реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Основными задачами, требующими решения для достижения указанных целей информатизации Санкт-Петербурга, являются:

повышение общего уровня общественной безопасности и правопорядка на территории Санкт-Петербурга;

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц;

комплексная автоматизация предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в рамках полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга;

формирование государственных информационных ресурсов и обеспечение свободного доступа к ним;

повышение доступности информации о деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления;

организация управления и контроль за деятельностью исполнительных органов и подведомственных им государственных учреждений и предприятий (далее - подведомственные организации) с использованием информационно-коммуникационных технологий;

расширение направлений и функциональных возможностей использования информационно-коммуникационных технологий для граждан, бизнес-сообщества, представителей исполнительных органов и подведомственных организаций;

сокращение временных и финансовых расходов на взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") при информировании граждан и организаций, предоставлении государственных и муниципальных услуг и реализации контрольно-надзорных функций;

совершенствование нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Санкт-Петербург при внедрении информационно-коммуникационных технологий руководствуется следующими принципами, общими для различных отраслей экономики и направлений социально-экономического развития:

повышение производительности труда государственных служащих и работников бюджетной сферы путем автоматизации выполнения ими операций;

ведение учета в электронной форме ключевых отраслевых показателей и ресурсов (материальных объектов, объектов налогообложения, получателей социальной помощи) и формирование механизмов их автоматизированного анализа и контроля;

межотраслевая координация процессов создания, эксплуатации, сопровождения и развития государственных информационных систем;

применение процессного подхода в проектном управлении мероприятиями по информатизации;

централизация информационно-коммуникационных ресурсов и эффективность их распределения;

создание базовых информационных ресурсов Санкт-Петербурга;

обеспечение отказоустойчивости внедряемых решений;

использование интеллектуальных технологий;

приоритет импортозамещающих информационно-коммуникационных технологий;

обеспечение юридической значимости документов и сведений, предоставляемых в электронной форме;

обеспечение безопасности и защиты информации;

обязательность планирования и учета перспектив развития информационно-коммуникационные технологий при решении текущих задач в сфере информатизации;

направленность внедряемых решений на основе информационно-коммуникационных технологий на обеспечение формирования положительного имиджа Санкт-Петербурга.

3. Текущее состояние информатизации Санкт-Петербурга

3.1. Централизованная инфраструктура


Использование механизма централизации ресурсов в сфере информации, информационных технологий и защиты информации и связи позволило оптимизировать затраты на обеспечение функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга.

Основные централизованные инфраструктурные решения, использующие информационно-коммуникационные технологии, реализуются по следующим направлениям:

централизация закупок товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий и защиты информации и связи;

создание единой информационно-коммуникационной инфраструктуры, построение общегородского центра обработки данных;

формирование централизованных элементов инфраструктуры электронного правительства.

3.1.1. Централизация закупок товаров, работ и услуг в сфере информационных технологий и защиты информации и связи


В целях централизации закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095 "О системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Санкт-Петербурга" на Комитет по информатизации и связи возложены полномочия на осуществление централизованных закупок (планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты) в сфере информационных технологий, защиты информации и связи, дооснащения объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга комплексными системами обеспечения безопасности для исполнительных органов и государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга.

Для обеспечения автоматизированного сбора заявок исполнительных органов и подведомственных казенных учреждений Санкт-Петербурга, а также ведения сведений о формировании, учете и согласовании проектов документации для размещения закупок и иной документации в сфере информации, информационных технологий и защиты информации и связи, дооснащения комплексными системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга создана государственная информационная система Санкт-Петербурга "Система формирования и учета проектов".

3.1.2. Единая информационно-коммуникационная инфраструктура, построение общегородского центра обработки данных


Единая телекоммуникационная инфраструктура реализована посредством Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - ЕМТС), созданной в соответствии с распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 19.02.2002 N 227-ра "О создании единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" и обеспечивающей потребности исполнительных органов и подведомственных организаций в услугах связи и передачи данных.

ЕМТС развернута в административных границах Санкт-Петербурга и представляет собой мультисервисную сеть, обслуживание которой в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2011 N 884 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по развитию, подключению и эксплуатации Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Учет ресурсов Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга" централизованно осуществляется Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Автоматическая телефонная станция Смольного".

ЕМТС строится по трехуровневой архитектуре:

базовый уровень - ядро сети, уровень агрегации и маршрутизации, формируемый узлами агрегации;

средний уровень - уровень узлов доступа, которые подключаются от узлов агрегации; для обеспечения надежности и бесперебойности оказания услуги каждый узел доступа включается двумя физически независимыми оптоволоконными линиями связи на соседние узлы агрегации, образуя дополнительные кольцевые структуры, что делает сеть устойчивой к физическим авариям;

верхний уровень - точки доступа, которые обеспечивают подключение исполнительных органов и подведомственных организаций к ЕМТС.

Часть объектов подключены к ЕМТС посредством беспроводных каналов передачи данных.

В Санкт-Петербурге развернуты и развиваются в соответствии с приказом губернатора Санкт-Петербурга от 13.11.2000 N 50-п "О развитии Единой системы оперативной транкинговой радиосвязи для нужд Администрации Санкт-Петербурга" сети оперативной транкинговой радиосвязи стандарта TETRA:

единая система оперативной транкинговой радиосвязи для нужд исполнительных органов;

единая система цифровой радиосвязи для нужд подразделений метрополитена, территориальных подразделений правоохранительных органов и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при проведении совместных мероприятий в обычной и чрезвычайной обстановке.

Во всех исполнительных органах и большинстве государственных казенных учреждений Санкт-Петербурга созданы локальные вычислительные сети, обеспечивается централизованное техническое сопровождение автоматизированных рабочих мест и серверов.

В Санкт-Петербурге создана централизованная городская система видеоконференцсвязи исполнительных органов, позволяющая осуществлять передачу аудио- и видеосигнала между несколькими абонентами. Применение видеоконференцсвязи решает проблемы оперативной коммуникации членов Правительства Санкт-Петербурга, руководителей Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, руководителей и сотрудников органов государственной власти и подведомственных организаций.

Ситуационный центр Санкт-Петербурга создан в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 N 216-рп "О создании Ситуационного центра Санкт-Петербурга" в целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения Правительства Санкт-Петербурга.

В настоящее время Ситуационный центр Санкт-Петербурга осуществляет:

информационную поддержку процессов принятия управленческих решений;

информационно-техническое сопровождение деятельности и обеспечение правительственной телефонной связью оперативных штабов, создаваемых для организации межведомственного взаимодействия на время проведения крупных городских мероприятий или в случае кризисных и чрезвычайных ситуаций;

мультимедийное сопровождение совещаний, докладов, презентаций;

проведение совещаний в режиме видеоконференцсвязи.

В настоящее время в Санкт-Петербурге успешно функционирует Технологическая площадка для размещения информационных ресурсов исполнительных органов (далее - Технологическая площадка) как элемент территориально распределенного центра обработки данных Санкт-Петербурга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»