11.4.1 При проектировании шумозащиты на автомобильных и железных дорогах, особенно в пригородной зоне, следует рассматривать в качестве одного из вариантов шумозащиты возможность устройства искусственной выемки или использования естественной выемки (например, оврага) для прокладывания транспортной трассы по дну выемки (оврага).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
11.4.2 Эффективность снижения транспортного шума выемкой определяют на основе расчета шумозащитного эффекта условного экрана-стенки, условно вписанного в выемку и имеющего высоту, равную глубине выемки. Влияние крутизны откосов выемки определяют в зависимости от внешнего угла (рисунок 11.9).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
11.4.3 Для расчета экранирующего эффекта выемки необходимо выполнить следующие действия.
На разрезе выемки на чертеже из верхнего края (бровки) выемки опускают перпендикуляр на основание выемки (см. рисунок 11.9), измеряют его высоту, которая соответствует высоте условного экрана-стенки, вписанного в выемку. Отмечают расчетную точку за пределами бровки выемки и акустический центр транспортного потока на высоте 1 м над осью самой дальней полосы движения автотранспорта (или на высоте 1 м над уровнем головки рельса железнодорожного транспорта, или на высоте 3,5 м над уровнем головки рельса для высокоскоростного железнодорожного транспорта) и определяют в соответствии с рисунком 11.9 величины а, b, с и внешний угол выемки . По 11.1 рассчитывают экранирующий эффект условного экрана-стенки , вписанного в выемку. Экранирующий эффект выемки определяют по формуле
, (91)
где поправка DL - та же, что и в формуле (90).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Рисунок 11.9 - Схема расчета разности длин путей звуковых лучей для оценки акустической эффективности выемки