9.1 Для снижения воздействия транспортного шума на прилегающую территорию и расположенную на ней жилую застройку следует использовать весь комплекс возможных проектных решений и мер организации движения. Применение тех или иных мероприятий определяется конкретными условиями с учетом технико-экономических требований.
9.2 При проектировании участков транспортных дорог, проходящих в непосредственной близости от жилых, общественно-деловых и рекреационных зон, требующих защиты от шума, следует предусматривать применение в первую очередь организационно-планировочных мероприятий, которые при небольших финансовых затратах дают заметный шумозащитный эффект. К таким мероприятиям относятся:
- функциональное зонирование территории с отделением жилых и рекреационных зон от основных транспортных коммуникаций, промышленных и коммунально-складских зон, создание буферных зон;
- концентрация основных транспортных потоков на небольшом числе магистральных улиц скоростного и грузового движения с высокой пропускной способностью, проходящих по возможности вне жилой застройки (по границам промышленных и коммунально-складских зон, в полосах отвода железных дорог);
- частичное ограничение или полное запрещение движения грузовых автомобилей в отдельные периоды времени суток или организация грузового движения по дублирующим дорогам;
- организация на ряде городских улиц движения с ограниченной скоростью;
- организация саморегулируемого кольцевого движения на пересечениях в одном уровне;
- использование при трассировке улиц (дорог) особенностей рельефа местности в качестве естественных преград на пути распространения шума, прокладывая дороги на этих участках, по возможности, в естественных выемках, по дну оврагов, ложбин и т.п.;
- создание системы парковки автомобилей на границе жилых районов и групп жилых домов;
- развитие общественного транспорта;
- сохранение существующих зеленых массивов или проектирование шумозащитных полос зеленых насаждений;
- размещение жилой застройки вдоль магистральной автомобильной или железной дороги на расстоянии, обеспечивающем необходимое снижение шума.
При невозможности выполнения этого условия следует предусматривать размещение в первом эшелоне застройки магистральных улиц многоэтажных шумозащитных зданий, использование в качестве экранов зданий нежилого назначения - торговых центров, гаражей, предприятий коммунально-бытового обслуживания и т.п., особенно в разрывах между зданиями; применение шумозащитных экранов в виде вертикальных или наклонных стенок, а в загородных условиях также в виде выемок, насыпей, валов, экранов комбинированного типа (например, одновременное применение насыпи и установленного на ней экрана-стенки); устраивать галереи, тоннели.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
9.3 Ориентировочную оценку эффективности шумозащитных мероприятий допускается проводить по данным, приведенным в таблице 9.1 (см. также [1, таблица 9.2]).
Таблица 9.1 - Предварительная оценка эффективности некоторых шумозащитных мероприятий
Мероприятие для снижения транспортного шума | Акустическая эффективность мероприятия |
Частичное или полное перекрытие проезжей части (тоннели, шумозащитные галереи) | Значительный шумозащитный эффект, а в случае тоннелей полное обеспечение требований санитарных норм, за исключением моментов въезда в тоннель и выезда из тоннеля транспортных средств на высокой скорости, когда наблюдается звуковой хлопок |
Строительство шумозащитных экранов | До 15-20 дБ |
Применение малошумного покрытия проезжей части по сравнению с плотным асфальтобетонным покрытием | До 3 дБ |
Создание в населенных пунктах зон с ограничением скорости движения транспортного потока | До 3 дБ |
Замена светофорного регулирования пересечений на кольцевые пересечения | До 4 дБ |
Запрещение движения грузовых автомобилей и мотоциклетных потоков в ночное время | До 7 дБ (в зависимости от состава транспортного потока и скорости движения) |
Таблица 9.1 (Измененная редакция, Изм. N 2).
9.4 При недостаточности снижения шума, обеспечиваемого организационно-планировочными мероприятиями, следует проектировать различные шумозащитные сооружения вдоль автомобильных, железных дорог и открытых линий метрополитена, в качестве которых следует применять:
- естественные и искусственные элементы рельефа местности - выемки, овраги, холмы, насыпи, земляные кавальеры, грунтовые валы и т.п.;
- шумозащитные здания и здания нежилого назначения, в помещениях которых допускаются уровни звука А более 50 дБ;
- искусственные сооружения в виде придорожных подпорных, ограждающих стенок (со стороны внешнего откоса выемки), шумозащитных экранов различной формы, сооружений, частично или полностью закрывающих проезжую часть (галереи, тоннели мелкого заложения);
- комбинированные сооружения, представляющие собой всевозможные комбинации вышеуказанных решений, например комбинация "шумозащитный вал - экран-стенка" или "выемка - экран-стенка" на бровке выемки и др.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
9.5 Шумозащитные сооружения должны удовлетворять следующим требованиям: