ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

от 24 июня 2016 года N 301

Об утверждении официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли

(с изменениями на 3 апреля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росстата от 3 апреля 2023 года N 148.

____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую официальную статистическую методологию по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли.

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 18 апреля 2011 года N 190 "Об утверждении методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли".

Руководитель
А.Е.Суринов

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
приказом Росстата
от 24 июня 2016 года N 301

     
Официальная статистическая методология по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли

(с изменениями на 3 апреля 2023 года)

     

     

Введение


Целью настоящей официальной статистической методологии по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли (далее - Методология) является обеспечение формирования в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 671-р, официальной статистической информации об объеме оборота оптовой и розничной торговли.

Официальная статистическая информация является неотъемлемой частью системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 года N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" показатель "оборот розничной торговли" включен в перечень показателей социально-экономического прогноза развития страны.

С принятием Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733, актуальность официальной статистической информации, позволяющей оценить эффективность мероприятий по его реализации, значительно возросла.

Настоящая Методология включает описание объектов статистического наблюдения, статистического инструментария, основных этапов планирования и распространения итогов выборочного обследования субъектов малого предпринимательства (формирования выборочной совокупности, методов сбора, контроля, редактирования первичных данных, методов распространения данных выборки на генеральную совокупность), алгоритмов формирования основных показателей внутренней торговли.

Настоящий документ является переработанной и дополненной версией Методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, утвержденных приказом Росстата от 18 апреля 2011 года N 190. Методологические положения актуализированы в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в другие нормативно-правовые акты, введением в статистическую практику с 1 января 2017 года новой версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - ОКВЭД2), утвержденного приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст.

Методология базируется на международных рекомендациях по статистике розничной и оптовой торговли (МРСРОТ 2008 года) с учетом требований российского законодательства:

- Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон о статистике);

- Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

- Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

В соответствии с Законом о статистике под официальной статистической информацией понимается сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

Официальная статистическая информация формируется в процессе осуществления официального статистического учета - деятельности, направленной на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений.

________________

Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 2).

Федеральное статистическое наблюдение представляет собой сбор первичных статистических и административных данных, осуществляемый субъектами официального статистического учета - федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации (Банком России), осуществляющими формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

________________

Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 2).

Первичными статистическими данными является документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.

________________

Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 2).


Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа и субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить ее конфиденциальность. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Субъекты официального статистического учета не вправе предоставлять федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим, должностным лицам, другим физическим и юридическим лицам первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, для использования этих данных в иных не связанных с формированием официальной статистической информации целях, а они в свою очередь не вправе требовать предоставление первичных статистических данных от субъектов официального статистического учета.

________________

Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (статья 9).


Настоящая Методология предназначена для использования в статистической практике при формировании обобщающих показателей статистики внутренней торговли (оборота розничной (оптовой) торговли и индекса физического объема оборота розничной (оптовой) торговли) территориальными органами государственной статистики.

I. Общие положения


В настоящей Методологии используются основные понятия и определения, приведенные в Законе о торговле:

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

________________

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (статья 2).


Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики оптовой (розничной) торговли разработаны также с учетом содержания видов деятельности "оптовая торговля" и "розничная торговля" в ОКВЭД2.

Примечание. В ОКВЭД2 указанные виды деятельности определяются следующим образом:

Оптовая торговля - это перепродажа (без преобразования) новых или бывших в употреблении товаров розничным продавцам, продажа юридическим лицам, таким как производственные, коммерческие, институционные или профессиональные пользователи, либо перепродажа другим оптовым торговцам, либо привлечение агентов или брокеров для покупки или продажи товаров;

Розничная торговля - перепродажа (продажа без преобразования) новых и бывших в употреблении товаров для личного или бытового употребления, или использования магазинами, универмагами, палатками, предприятиями почтовой торговли, лицами, осуществляющими доставку товаров на условиях от двери до двери, торговцами, потребительскими кооперативами и т.д.

Под продажей без преобразования принято понимать стандартные действия (операции), связанные с торговлей, такие как сортировка, классификация, упорядочивание товаров, смешивание (перемешивание) товаров (например, песка), розлив в бутылки (с предшествующим мытьем или без предшествующего мытья бутылок), упаковка, разделение оптовых партий, переупаковка в более мелкие партии для распространения, хранение (охлажденной или замороженной продукции).


Определения показателей статистики торговли базируются на определениях, используемых в Гражданском кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации, нормативно-правовых актах по бухгалтерскому и налоговому учетам.

Показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием оптовой (розничной) торговли, является оборот оптовой (розничной) торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Примечание. В целях настоящих методологических положений понятия "реализация", "выручка от реализации" используются в соответствии с их определениями, приведенными в действующих налоговых и бухгалтерских нормативно-правовых актах.

Под реализацией товаров (работ, услуг) организацией, индивидуальным предпринимателем понимается в соответствии с пунктом 1 ст.39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Доходом от реализации признается в соответствии с пунктом 1 ст.249 НК РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) в целях статистического наблюдения устанавливается по методу начисления, т.е. датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг) независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату (пункт 3 ст.271 НК РФ). При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) комитентом (принципалом) датой получения дохода признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества, указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).


Отнесение выручки от реализации товаров (услуг) к обороту оптовой или розничной торговли при заполнении форм федерального статистического наблюдения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к порядку оформления операций по реализации товаров (работ, услуг).

Примечание. Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.169, гл.21) установлено, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, обязаны составлять счета-фактуры и вести журналы учета счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета) или иного документа установленной формы.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении определенных видов деятельности (пункт 3 ст.2). Например, при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, в киосках мороженым, безалкогольными напитками, разносной мелкорозничной торговли.


Таким образом, одним из основных признаков операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие выставленного счета-фактуры на отгруженный товар, к обороту розничной торговли - кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа.

Оборот оптовой (розничной) торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. Суммарные данные оборота розничной (оптовой) торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".

II. Методологические основы организации федерального статистического наблюдения за оборотом оптовой (розничной) торговли

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»