ПРИКАЗ
от 18 апреля 2011 года N 190
Об утверждении Методологических положений по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Росстата от 24 июня 2016 года N 301
____________________________________________________________________
В соответствии с п.5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420, и во исполнение Федерального плана статистических работ
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по определению обобщающих показателей по статистике внутренней торговли, согласованные с Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 02.02.2011 N Д03-128).
Руководитель
А.Е.Суринов
Неотъемлемой частью системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности является официальная статистическая информация.
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" под официальной статистической информацией понимается сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.
Официальная статистическая информация формируется на основе официального статистического учета - деятельности, направленной на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений.
Федеральное статистическое наблюдение представляет собой сбор первичных статистических и административных данных, осуществляемый субъектами официального статистического учета - федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, осуществляющими формирование официальной статистической информации в установленной сфере.
Первичными статистическими данными является документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Настоящие Методологические положения подготовлены в целях определения принципов статистического наблюдения и порядка формирования обобщающих статистических показателей по статистике оптовой и розничной торговли при сборе и разработке данных федерального статистического наблюдения.
Настоящие Методологические положения предназначены для использования в статистической практике при формировании обобщающих показателей статистики внутренней торговли (оборота розничной (оптовой) торговли и индекса физического объема оборота розничной (оптовой) торговли) органами государственной статистики.
Обобщающие показатели состояния и развития торговли включены в число важнейших индикаторов социально-экономического прогнозирования.
Статистическое наблюдение за внутренней торговлей построено с учетом международных стандартов в области методологии и организации статистического наблюдения.
Определения и порядок формирования обобщающих (стоимостных) показателей статистики оптовой (розничной) торговли разработаны с учетом содержания видов деятельности "оптовая торговля" и "розничная торговля" в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД).
В соответствии с ОКВЭД методологическими принципами организации статистического наблюдения за торговлей являются следующие:
- определение оптовой торговли как деятельности по перепродаже всех видов товаров для профессионального использования;
- определение розничной торговли как деятельности по перепродаже товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве.
Примечание. Приложение А (обязательное) к ОКВЭД определяет указанные виды деятельности следующим образом: - оптовая торговля - как внутренняя, так и внешняя торговля, включая перепродажу (продажу без изменения) новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, производственным, торговым, учрежденческим или профессиональным пользователям или другим оптовым торговцам; деятельность агентов по покупке товаров от имени подобных лиц или компаний, а также по продаже им товаров; деятельность оптовых торговцев, комиссионеров, оптовых фирм по сбыту промышленных товаров, экспортеров, импортеров, закупочных кооперативных объединений, товарных брокеров, агентов, оптовиков-скупщиков, а также кооперативных организаций, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции; - розничная торговля - перепродажа (продажа без изменения) новых или бывших в употреблении товаров широким слоям населения для личного потребления или домашнего пользования. |
В соответствии с Введением к ОКВЭД, если организация осуществляет продажу товаров собственного производства через собственную торговую сеть, то полная стоимость отгруженных товаров отражается по тому виду деятельности, в результате которого они были произведены. Торговая деятельность в этом случае отсутствует.
Определения показателей статистики торговли базируются на определениях, используемых в Гражданском и Налоговом кодексах, нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, с учетом международных рекомендаций.
Устанавливается, что показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием оптовой (розничной) торговли, является оборот оптовой (розничной) торговли, в общем виде представляющий собой выручку от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Примечание. В целях настоящих Методологических положений понятия "реализация", "выручка от реализации" используются в соответствии с их определениями, приведенными в действующих налоговых и бухгалтерских нормативно-правовых актах. |
Отнесение выручки от реализации товаров (услуг) к обороту оптовой или розничной торговли при заполнении форм федерального статистического наблюдения осуществляется в соответствии с требованиями, установленными к порядку оформления операций по реализации товаров (работ, услуг).
Примечание*. Налоговым кодексом Российской Федерации (ст.168-169, гл.21), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), установлено, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не облагаемых налогом, составляют счета-фактуры и ведут журналы учета счетов-фактур, книгу покупок и книгу продаж. Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется составлением счета-фактуры и регистрацией ее в книге продаж и в книге покупок. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета) или иного документа установленной формы. |
____________________
* Текст примечания соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Таким образом, обязательным признаком операции, относимой к обороту оптовой торговли, является наличие выставленного счета-фактуры на отгруженный товар, к обороту розничной торговли - кассового чека (счета) или иного заменяющего чек документа.
Оборот оптовой (розничной) торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. Суммарные данные оборота розничной (оптовой) торговли за отчетный период аккумулируются по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка".
Система федерального статистического наблюдения за внутренней торговлей является одной из наиболее разветвленных по разнообразию обследуемых хозяйствующих субъектов и методов статистического наблюдения за ними.
Организация федерального статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами торговли и порядок формирования результатов их деятельности осуществляются с учетом требований и положений федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (статья 4) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек включительно;
3) предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не должны превышать пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556; для микропредприятий - 60 млн. рублей, малых предприятий - 400 млн. рублей; средних предприятий - 1 млрд. рублей.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства торговли представлены на схеме 1:
Схема 1
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||||
Средние предприятия | Малые предприятия | |||||
из них микропредприятия средняя численность работников до 15 человек и объем годовой выручки менее 60 млн.руб. (в Статрегистре Росстата тип 4) |
К субъектам малого и среднего предпринимательства наравне с коммерческими организациями относятся предприятия потребительской кооперации.
Схема 2
Субъекты малого и среднего предпринимательства торговли в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" | |||||||
Коммерческие организации | Потребительские кооперативы | Индивидуальные предприниматели |
Органы государственной статистики осуществляют отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства только для организации федеральных статистических наблюдений на основании имеющейся в органах государственной статистики информации, используя условия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Типизация организаций проводится на основании данных государственной регистрации, статистической и бухгалтерской отчетности (о средней численности работников и выручке). В случае отсутствия необходимой информации типизация отдельных предприятий носит условный характер.
Статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего предпринимательства торговли организовано с учетом требований статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Установлено, что обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются на основе представительной (репрезентативной) выборки и проводятся путем:
а) ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий;
б) ежегодных обследований деятельности микропредприятий.
Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства". Установлено, что выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем сочетания обследований основных экономических показателей их деятельности по унифицированным формам федерального статистического наблюдения и обследований отраслевых особенностей деятельности по соответствующим специализированным формам федерального статистического наблюдения.
Информационной основой формирования показателей "оборот розничной торговли" и "оборот оптовой торговли" являются унифицированные формы отчетности, по которым представляют сведения организации всех видов деятельности, и специализированные формы статистического наблюдения, сведения по которым представляют только торговые организации.
N п/п | Формы федерального статистического наблюдения | |||||
индекс | периодичность | Наименование | ||||
1 | П-1 | месячная | Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг | |||
2 | П-5(м) | квартальная | Основные сведения о деятельности организации | |||
3 | ПМ | квартальная | Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия | |||
4 | МП (микро) | годовая | Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия | |||
5 | 1-ИП | годовая | Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя |