Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2011 года N 399-П

О государственной программе "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"

(Изменения и дополнения:

     постановление Правительства Астраханской области от 06.10.2014 N 416-П;
     постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 N 451-П;
     постановление Правительства Астраханской области от 27.12.2012 N 611-П;
     постановление Правительства Астраханской области от 19.09.2012 N 398-П;
     постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 N 250-П)

В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 177-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года", а также в целях решения задач, направленных на формирование комплексного управления отходами, обеспечивающего экологически безопасное и экономически эффективное обращение с отходами на территории Астраханской области, Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 N 416-П)

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - Программа).

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 N 451-П)

2. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 N 451-П

3. Утратил силу - постановление Правительства Астраханской области от 18.11.2013 N 451-П

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области:

- разработать и принять аналогичные муниципальные программы по обращению с отходами на территории муниципальных образований Астраханской области;

- предусмотреть средства в бюджетах муниципальных образований Астраханской области на софинансирование программных мероприятий.

5. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой

информации.

6. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Губернатор
     Астраханской области
     А.А.Жилкин


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 29.09.2011 N 399-П

Государственная программа "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"

Паспорт Программы

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 06.10.2014 N 416-П)


Наименование Программы

- государственная программа "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

 - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

 - поручение президента Российской Федерации  от 29.03.2011 N Пр-781;

 - протокол совещания от 17.12.2010 N 28 при Губернаторе Астраханской области А.А. Жилкине;

 -распоряжение Правительства Астраханской области от 13.05.2011 N 177-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Создание комплексной системы обращения с отходами в Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020 года"

Государственный заказчик -координатор Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области

Основные разработчики Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, группа компаний "Эко-Система" (по согласованию)

Исполнители основных мероприятий Программы и привлекаемые физические или юридические лица

-министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области,  органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Целью Программы является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения.
 Основные задачи Программы:
 - формирование комплексной системы управления отходами производства и потребления;

 - создание новых технологий сбора, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления;

 - формирование культуры обращения с отходами населения через систему экологического образования и просвещения

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы с перспективой до 2020 года, в том числе:
 первый этап - 2011 - 2015 годы;

 второй этап  - 2015 - 2020 годы

Объемы и источники  финансирования Программы

Объем финансирования I этапа Программы
 составляет 2 216,61 млн руб., в том числе:
 - бюджет Астраханской области - 1,5 млн руб.;

 - бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 234,02 млн руб.;

 - внебюджетные средства - 1 981,09 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит достичь к 2020 году следующих показателей:
 - улучшить экологическое, санитарно-гигиеническое состояние территории Астраханской области путем ликвидации 208 свалок на площади 138,8 га;

 - сократить  территории, загр язненные отходами производства и потребления, с 1 процентав 2010 году до 70 процентов в 2020 году;

   - довести долю твердых бытовых отходов(далее- ТБО), проходящих через раздельный сбор и сортировку, с 0 процентов в 2010 году  до 50 процентов в 2020 году;

 - создать более 1200 новых рабочих мест в сфере обращения с отходами;

 - довести переработку отходов в 2020 году к уровню 2010 года с 0 до 600 тыс. тонн/год;

 - вовлечь в процесс сбора и вывоза ТБО 100 процентов населенных пунктов Астраханской области к 2020 году

Система организации
 контроля за исполнением
 Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области  ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области

1. Общие положения


По данным ООН, от 25 до 33% регистрируемых в мире заболеваний напрямую связаны с низким качеством окружающей человека среды; в 18% случаев причиной преждевременной смерти являются неблагоприятные условия окружающей среды, из них 1% приходится на негативное воздействие промышленных и бытовых отходов.

Состояние окружающей среды Астраханской области определяется высокой техногенной нагрузкой, обусловленной чрезмерной концентрацией промышленных производств, включая преимущественно экологически опасные производства, использованием устаревших технологий и оборудования, высокой ресурсо- и энергоемкостью производства, повлекшими за собой накопление значительного количества отходов, ухудшение качества окружающей среды.

Интенсивное развитие экономики Астраханской области не учитывало воздействия на окружающую среду, в связи с чем накопилось значительное количество нерешенных проблем. К ним относятся существенное загрязнение водоемов, воздуха и почв, деградация земель, накопление твердых бытовых и промышленных отходов, уменьшение площади зеленых насаждений в муниципальных образованиях Астраханской области.

Состояние окружающей среды в Астраханской области остается напряженным, а уровень загрязнения - высоким.

Причинами неблагоприятной экологической обстановки в Астраханской области являются отсутствие мест захоронения отходов, оборудованных в соответствии с экологическими нормами, комплексов по переработке отходов, а также низкий уровень природных процессов самоочищения окружающей среды.

В полном объеме решить проблемы, возникшие в области с обращением отходов, можно только путем комплексного подхода в рамках Программы, которая носит межотраслевой характер и направлена на стабилизацию сложившейся ситуации в данной сфере.

Кроме того, данная Программа является социально значимой, поскольку способна улучшить экологическое состояние окружающей среды.

Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и соответствует основным направлениямСтратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее-Стратегия), Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 23.07.2010 N 323-П (далее-Программа развития), а также в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 по обеспечению подготовки долгосрочных целевых программ обращения с ТБО и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, основанных на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов с привлечением частных инвесторов.

2. Содержание проблемы, её соответствие Стратегии и Программе развития, обоснование необходимости ее решения программным методом


Отсутствие цивилизованного механизма решения проблем обращения с отходами сказывается на инвестиционной привлекательности Астраханской области, негативно влияет на здоровье населения Астраханской области и природоохранную обстановку уникальных рекреационных территорий Астраханской области.

На территории Астраханской области особо остро стоят вопросы обращения с твердыми бытовыми, медицинскими, биологическими, ртутьсодержащими отходами и строительным мусором (далее - отходы), решить которые планируется в рамках данной Программы.

Проблему обращения с жидкими отходами на территории Астраханской области планируется решить в рамках государственной программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010 - 2014 годы и перспективу до 2017 года", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.06.2010 N 258-П.

(Абзац в редакции постановления Правительства Астраханской области от 18.11.2013 N 451-П)

Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами на территории Астраханской области являются:

- значительный объем отходов, накопленных в предыдущие годы и не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.

В Астраханской области вывоз ТБО осуществляется в основном на земельные участки, занятые санкционированными свалками, которые не имеюткомплекса природоохранных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующих распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов. Причем из 5 имеющихся в Астраханской области полигонов для захоронения ТБО санитарным правилам отвечают только 2.

В 2010 году количество мусорных свалок в Астраханской области составило более 167. Необходимо отметить, что только 53 процента свалок являются санкционированными для вывоза мусора, а остальные свалки стихийные. Места их нахождения постоянно меняются.

В Астраханской области свалки располагаются вблизи некрупных муниципальных образований Астраханской области, предприятий сельскохозяйственного и промышленного назначения. Наибольшее количество объектов захоронения отходов находится в Камызякском и Енотаевском районах. В Камызякском районе 2893,0 т отходов размещается на территории 32,57 га, что составляет 23,13 процента от общей площади, занятой под размещение отходов в Астраханской области. По количеству изъятых площадей земельных ресурсов для размещения отходов лидирует Ахтубинский район.

ТБО, образующиеся на городских предприятиях, а также у населения г.Астрахани, организованно собираются и вывозятся. Единственный действующий полигон ТБО принадлежит муниципальному образованию "Город Астрахань", находится на расстоянии 15 км от жилой застройки города, на территории Приволжского района, куда вывозятся отходы областного центра и близлежащих муниципальных образований Астраханской области.

Полигон расположен на площади 37,05 га, из которых 2,9 га предназначено для хозяйственной деятельности.

Данный объект введен в эксплуатацию в 1984 году и его эксплуатационный срок был рассчитан на 15 лет. Однако уже к 1999 году встал вопрос о возможности дальнейшего его функционирования. Принято конструктивное решение, а именно увеличение высоты земляного вала по периметру полигона сделало возможным его дальнейшее использование с расчетным сроком до 2010 года. Степень заполнения городского полигона на настоящий период составила 76 процентов.

Сортировка мусора, или селективный сбор ТБО в Астраханской области, не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов, полимерных материалов (пластмассы). Иная инфраструктура утилизации (переработки) отходов в Астраханской области не развита.

Объем отходов, образующихся на территории Астраханской области, ежегодно растет. Этому способствует рост промышленного производстваи улучшение социальной базы населения Астраханской области. За 2009 годв Астраханской области образовано 395,4 тыс. т ТБО.

Для сбора ТБО в настоящее время используются контейнеры преимущественно металлические: малоемкие (до 1,1 куб.м) и специальные (до 12 куб.м). Вывоз отходов на свалки и полигоны осуществляется специализированным транспортом, количество которого не удовлетворяет потребности муниципальных образований Астраханской области.

С 2008 года на территории Астраханской области реализуется инвестиционный проект по строительству мусоросортировочного предприятия и современного полигона захоронения отходов, способный переработать до 200 тыс тТБО.

Введение к концу 2011 года в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса позволит стабилизировать в г. Астрахани и прилегающих районах ситуацию обращения с ТБО на основе современных технологий и добиться снижения вредного воздействия указанных отходов на экологию. Однако внедрение только данного проекта на территории Астраханской области явно не достаточно и позволяет решить сложившуюся проблему обращения с отходами.

Реальную угрозу экологической безопасности Астраханской области создает накопление биологических отходов, которые представляют непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды, здоровья человека и животных, поскольку могут содержать или представлять угрозу распространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, что, как следствие, приведет к заболеваемости животных и людей.

К биологическим отходам относятся трупы животных, не соответствующая требованиям безопасности продукция животного происхождения, а также отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения.

На территории Астраханской области, по данным муниципальных образований Астраханской области, на 01.01.2011 зарегистрировано порядка 500,1 т захоронений трупов животных.

Утилизация биологических отходов должна производиться на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах и в специализированных печах. Однако в наиболее отдаленных населенных пунктах Астраханской области специализированные утилизационные заводы и печи отсутствуют, также зачастую отсутствуют или находятся в ненадлежащем состоянии скотомогильники и биотермические ямы.

Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено проведение плановых обследований ветеринарно-санитарного состояния иных объектов, связанных с обращением биологических отходов, - ветеринарно-санитарных утилизационных заводов и иных предприятий, осуществляющих утилизацию и уничтожение биологических отходов.

Иными словами, проблема биологических отходов приобретает все большую актуальность и решение этой проблемы возможно только путем комплексного подхода на уровне Астраханской области.

Кроме того, в Астраханской области отсутствует комплексный подход к обращению с медицинскими отходами, под которыми понимают любые отходы, образующиеся в результате деятельности медицинских учреждений (полностью или частично состоящие из тканей человека или животных, крови или других жидкостей тела, экскрементов, фармацевтических препаратов, бинтов, предметов медицинского ухода и др.) или лечебно-профилактических мероприятий, проводимых населением.

Особого внимания требуют медицинские отходы, которые опасны в эпидемиологическом отношении, поскольку содержат патогенные микроорганизмы и яйца гельминтов, а также могут быть загрязнены токсичными и радиоактивными веществами.

Более 15% образующихся медицинских отходов представляют серьезную опасность как для медицинского персонала, так и для окружающей среды, потому что содержат большое количество токсичных соединений (прежде всего цитостатики, антибиотики и другие лекарственные препараты) и радиоактивные вещества.

По данным министерства здравоохранения Астраханской области, ежегодно в государственных учреждениях здравоохранения Астраханской области образуется порядка 651,1 т медицинских отходов.

Все образующиеся на территории Астраханской области отходы деятельности лечебно-профилактических учреждений (далее- ЛПУ) утилизируются по стандартным схемам. После сбора, сортировки и обеззараживания отходы складируются (на временное хранение) на территории ЛПУ, после чего согласно заключенным со специализированными предприятиями договорам вывозятся на утилизацию или уничтожение.

Вопрос обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, также требует особого внимания.

Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные), в связи с чем условия их хранения не должны нарушать санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.В связи с этим необходимы не только организация централизованного сбора ртутьсодержащих отходов, но и их дальнейшее уничтожение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»