ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 года N 323-П
О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы
В соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области", а также в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П,
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить прилагаемую Программу социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (далее – Программа).
2. Определить министерство экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) государственным заказчиком-координатором Программы.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) внести в установленном порядке проект программы на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 23.07.2010 N 323-П
Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы
В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее – Стратегия).
В целях запуска механизма реализации Стратегии необходима реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемым Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".
Ключевой задачей реализации среднесрочной программы социально-экономического развития является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:
а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;
б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ;
в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;
г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ и реализуемых проектов.
1. Оценка условий социально-экономического развития Астраханской области
Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.
За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46%, индекс промышленного производства – на 21,1%, продукция сельского хозяйства – на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) – на 29%, оборот розничной торговли – в 2,55 раза, платные услуги населению – на 35,3%.
Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.
Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.
Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1% против 102,1% по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%), оборот розничной торговли (121,3% против 113,5%), объем платных услуг (109% против 104,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), среднедушевые денежные доходы (127,2% против 119,9%).
Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего, инфраструктурных).
Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.
Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).
С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро – сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.
Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.
Индекс промышленного производства (ИПП) за январь-декабрь 2009 года составил 84,3%. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2% (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах - 82,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 88,8%. Значительно снизилась инвестиционная активность - 89,2%,объем работ в строительстве - 64,4%, грузооборот транспорта - 94,4%.
Опережающими темпами в 2009 году росли: валовая продукция сельского хозяйства (120,1% против 101,2% по России) и ввод в действие жилья (125,0% против 93,3%). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6%) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.
На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:
Таблица 1
Проектные направления | Опасности | Возможности | |||
Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых | Недостаточный уровень развития промышленной, инновационно-технологической инфраструктуры, а также особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода | Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России. Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержа-щие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий. | |||
Судостроительный комплекс | Снижение количества заказов в связи с глобальным экономическим кризисом | Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия" | |||
Агропромышленный комплекс Аквакультура и рыболовство | Сельское хозяйство и рыболовство составляют основу системы расселения и обеспечивают закрепление населения в сельской местности, что имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе | Благоприятные природно-географические и климатические условия, большой потенциал роста промысловых запасов ценных и частиковых видов рыб | |||
Транспорт и логистика | Отсутствие логистической инфраструктуры | Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны – реке Волге) | |||
Туризм | Истощение биоресурсов, являющихся основой для организации доминантного вида туризма – рыбалки и охоты Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная | Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма. Выгодное геополитическое положение | |||
Производственная специализация | На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области, – преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород | В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов | |||
Развитие человеческого потенциала и социальной сферы | Растут показатели набора и выпуска специалистов системой высшего образования, однако этот рост не соответствует потребностям регионального рынка труда. Уровень жизни населения, показатели среднемесячной начисленной заработанной платы работников организаций в Астраханской области ниже, чем в среднем по России Ситуация с уровнем жизни усугубляется существенной проблемой "скрытой безработицы", обусловленной большим количеством сезонных работ | Демографическая ситуация в Астраханской области – одна из самых благоприятных в России Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны |
Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития.
Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, Программа развития Астраханской области и долгосрочные целевые программы, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.
Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.
Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии являются разработка и реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.
Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.
В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:
Таблица 2
Наименование целевого ориентира главной цели | Целевые значения целевых ориентиров | |||||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | ||||||
Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет | 68,3 | 68,7 | 69,0 | 69,1 | 69,2 | |||||
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, % | 15,2 | 15,1 | 14,8 | 14,6 | 14,4 | |||||
Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года | 102,3 | 109,4 | 117,6 | 126,7 | 136,9 | |||||
Темп роста ВРП, % | 104,9 | 105,5 | 105,8 | 111,6 | 105,0 | |||||
Доля инвестиций в ВРП, % | 45,3 | 46,3 | 48,1 | 49,3 | 50,0 |
Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:
Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.
Кластерная политика, как на федеральном, так и региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:
1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания – сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).
Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточно) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.
На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.
В результате к 2014 году:
- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. чел., а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;
- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни в сельской местности.
2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков. Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).
В результате к 2014 году осуществится:
- институциональное закрепление рыбохозяйственного кластера, его переход на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный модуль, что в перспективе обеспечит равнозначное положение аквакультуры и промышленного рыболовства;
- "достройка" проектной, научно-технологической и образовательной составляющих регионального судостроительного кластера;