ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 2010 года N 323-П

О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы

В соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области", а также в целях реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Программу социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (далее – Программа).

2. Определить министерство экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) государственным заказчиком-координатором Программы.

3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) внести в установленном порядке проект программы на утверждение в Государственную Думу Астраханской области.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

Приложение

к постановлению

Правительства

Астраханской области

от 23.07.2010 N 323-П

Программа социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы

Введение


В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее – Стратегия).

В целях запуска механизма реализации Стратегии необходима реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемым Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".

Ключевой задачей реализации среднесрочной программы социально-экономического развития является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:

а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;

б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ;

в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;

г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ и реализуемых проектов.

1. Оценка условий социально-экономического развития Астраханской области

Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.

За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46%, индекс промышленного производства – на 21,1%, продукция сельского хозяйства – на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) – на 29%, оборот розничной торговли – в 2,55 раза, платные услуги населению – на 35,3%.

Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.

Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.

Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1% против 102,1% по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%), оборот розничной торговли (121,3% против 113,5%), объем платных услуг (109% против 104,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), среднедушевые денежные доходы (127,2% против 119,9%).

Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего, инфраструктурных).

Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.

Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).

С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро – сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.

Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.

Индекс промышленного производства (ИПП) за январь-декабрь 2009 года составил 84,3%. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2% (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах - 82,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 88,8%. Значительно снизилась инвестиционная активность - 89,2%,объем работ в строительстве - 64,4%, грузооборот транспорта - 94,4%.

Опережающими темпами в 2009 году росли: валовая продукция сельского хозяйства (120,1% против 101,2% по России) и ввод в действие жилья (125,0% против 93,3%). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6%) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.

На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:

Таблица 1

Проектные направления

Опасности

Возможности

Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых

Недостаточный уровень развития промышленной, инновационно-технологической инфраструктуры, а также особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода

Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России. Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержа-щие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий.

Судостроительный комплекс

Снижение количества заказов в связи с глобальным экономическим кризисом

Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия"

Агропромышленный комплекс Аквакультура и рыболовство

Сельское хозяйство и рыболовство составляют основу системы расселения и обеспечивают закрепление населения в сельской местности, что имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе

Благоприятные природно-географические и климатические условия, большой потенциал роста промысловых запасов ценных и частиковых видов рыб

Транспорт и логистика

Отсутствие логистической инфраструктуры

Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны – реке Волге)

Туризм

Истощение биоресурсов, являющихся основой для организации доминантного вида туризма – рыбалки и охоты         Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная

Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма. Выгодное геополитическое положение

Производственная специализация

На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области, – преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород

В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов

Развитие человеческого потенциала и социальной сферы

Растут показатели набора и выпуска специалистов системой высшего образования, однако этот рост не соответствует потребностям регионального рынка труда. Уровень жизни населения, показатели среднемесячной начисленной заработанной платы работников организаций в Астраханской области ниже, чем в среднем по России Ситуация с уровнем жизни усугубляется существенной проблемой "скрытой безработицы", обусловленной большим количеством сезонных работ

Демографическая ситуация в Астраханской области – одна из самых благоприятных в России     Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны

Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития.

2. Стратегическая цель и тактические задачи программы


Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, Программа развития Астраханской области и долгосрочные целевые программы, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.

Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.

Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии являются разработка и реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.

Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.

В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:

Таблица 2

Наименование целевого ориентира главной цели

Целевые значения целевых ориентиров

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет

68,3

68,7

69,0

69,1

69,2

Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, %

15,2

15,1

14,8

14,6

14,4

Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года

102,3

109,4

117,6

126,7

136,9

Темп роста ВРП, %

104,9

105,5

105,8

111,6

105,0

Доля инвестиций в ВРП, %

45,3

46,3

48,1

49,3

50,0

Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:

Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.

На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.

Кластерная политика, как на федеральном, так и региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.

Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:

1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания – сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).

Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточно) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.

На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.

В результате к 2014 году:

- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. чел., а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;

- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни в сельской местности.

2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков. Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).

В результате к 2014 году осуществится:

- институциональное закрепление рыбохозяйственного кластера, его переход на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный модуль, что в перспективе обеспечит равнозначное положение аквакультуры и промышленного рыболовства;

- "достройка" проектной, научно-технологической и образовательной составляющих регионального судостроительного кластера;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»