ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 года N 258-П
О государственной программе "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 495-П;
постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П;
постановление Правительства Астраханской области от 25.12.2012 N 588-П;
постановление Правительства Астраханской области от 24.12.2012 N 580-П;
постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2012 N 568-П;
постановление Правительства Астраханской области от 10.08.2012 N 348-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 N 250-П;
постановление Правительства Астраханской области от 03.05.2012 N 177-П;
постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2011 N 571-П;
постановление Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 460-П;
постановление Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)
В целях обеспечения населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, стабилизации и развития систем водообеспечения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года.
(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П)
2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) и министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) при внесении изменений в бюджет Астраханской области на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов включить ее в перечень долгосрочных целевых программ и предусмотреть финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области.
(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.05.2012 N 177-П)
3 Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Астраханской области
А.А. Жилкин
Государственная программа "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 495-П)
Наименование Программы | - Государственная программа "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Водный кодекс Российской Федерации, Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановление Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 116-П "О концепции комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2017 года", Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П |
Государственный заказчик- координатор Программы | - министерство экономического развития Астраханской области |
Государственные заказчики Программы | министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области |
Основные разработчики Программы | - министерство экономического развития Астраханской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО "ДАР/ВОДГЕО" |
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области, служба по тарифам Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области,сельскохозяйственных предприятий Астраханской области, а ОАО "Астраханский продукт", ООО "Астраханский рыбный мир", ООО "АгроЭкоПродукт" |
Цель Программы | - обеспечение населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, а также стабилизация и развитие систем водообеспечения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы, включая промышленные и сельскохозяйственные организации и предприятия |
Задачи Программы | - создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; |
Сроки и этапы реализации Программы | первый этап - 2010-2011 годы; |
Объемы финансирования Программы | - общий объем финансирования - 16 635,23 млн руб., в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - увеличение численности человек, имеющих доступ к центральному водоснабжению, с 736,9 тыс. в 2008 году до 1000,9 тыс. в 2014 году; |
Контроль за ходом реализации Программы | - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы. Министерство экономического развития Астраханской области осуществляет контроль за исполнением Программы |
Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации питьевой водой в соответствии с действующими нормативами является одним из важнейших критериев и факторов безопасности жизнедеятельности и вследствие этого является государственной задачей.
Астраханская область является единственным субъектом Российской Федерации, где население проживает в природно-детерминированной неблагополучной экологической зоне - планетарной впадине, достигающей отметки минус 28 м ниже уровня Мирового океана.
В низовье реки Волги сконцентрированы загрязняющие вещества со всей водосборной площади. Ежегодно в реку Волгу сбрасывается 8-9 куб.км неочищенных и бытовых стоков, в которых содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, ядохимикатов, моющих средств и других вредных примесей регистрируется на уровне выше предельно допустимой концентрации.
Астраханская область — шестой по величине регион Поволжья, который занимает территорию площадью 44,1 тыс. км2. Население области составляет 1005,241 тыс., из них городское население - 660,898 тыс., сельское - 344,343 тыс. По данному показателю область занимает 7-е место в Поволжье, равно как и по плотности населения (22,7 чел. на км2), а по уровню урбанизации (удельный вес городского населения) — 67,7%, т.е. 6-е место в Поволжье. В Астраханской области зарегистрированы 2 городских округа, 4 города, 7 рабочих посёлков городского типа, 153 сельских поселения, 442 населённых пункта.
Конфигурация территории области в определенной степени повторяет конфигурацию Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги. Население распределено по территории крайне неравномерно, концентрируясь вдоль естественной меридиональной оси территории - Волго-Ахтубинской поймы. При этом практически все населенные пункты локализируются вблизи водотоков, вследствие чего плотность населения резко падает при удалении от них.
Основными источниками водоснабжения населения Астраханской области на различные нужды и для всех категорий потребителей являются поверхностные воды. Доля их в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет более 99,7%.
По данным управления Росприроднадзора по Астраханской области, качество воды водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), по санитарному состоянию за последние 4 года (2007-2010 годы) продолжает оставаться неудовлетворительным.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)
По санитарно-химическим показателям качество воды водоёмов I категории в 2010 году несколько улучшилось: доля неудовлетворительных проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составила 10,5% против 13,8% в 2009 году, а по микробиологическим показателям доля неудовлетворительных проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составила 4,8% против 3,7% в 2009 году.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)
В водоемах II категории увеличилась доля нестандартных проб по микробиологическим показателям и составила 18,2% против 10,9% в 2009 году (в 2008 году - 19,1%), а по санитарно-химическим показателям составила 7,0% против 7,1% в 2009 году.
(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)
Поверхностными водоисточниками в области являются реки с их многочисленными рукавами и протоками, ильмени и другие поверхностные воды. Основными водотоками в пределах Астраханской области являются реки Волга и Ахтуба. В дельте реки Волги, перед впадением ее в Каспийское море, насчитывается более 200 протоков и ериков, которые одновременно являются водоисточниками для сельских населенных пунктов, расположенных в этой части области. Юго-западная часть области характеризуется многочисленным количеством подстепных ильменей. Пополнение их водой до конца 80-х годов осуществлялось искусственно по водным трактам с помощью каскада водопроводных насосных станций, которые в настоящее время из-за отсутствия финансирования не действуют.
Подземные источники водоснабжения в общем объеме потребляемой воды составляют незначительную долю и до настоящего времени не нашли широкого применения в связи с ограниченностью разведанных запасов подземных пресных вод.
Основными предприятиями, обеспечивающими население питьевым водоснабжением и водоотведением, на территории г.Астрахани являются МУП г.Астрахани "Астрводоканал", на территории муниципальных районов Астраханской области - ОАО "Астраханские водопроводы".
Общий расход воды питьевого качества Астраханской области составляет 460,0 тыс. м3/сут., при этом около 240 тыс. человек в районах области не обеспечены водой питьевого качества.
До 50% сельского населения пользуется водой без предварительной очистки, более 50% сельских населенных пунктов области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10% из них пользуются привозной водой. В Астраханской области отсутствует резерв питьевой воды на случай чрезвычайной ситуации.
Качество воды в реке Волге и ее многочисленных рукавах и протоках в пределах территории Астраханской области формируется под воздействием вышележащих водохранилищ, коммунально-бытовых и промышленных стоков городов, дренажно-сбросных вод с орошаемых земель, промстоков рыбного хозяйства и речного флота. Действующие очистные сооружения канализации работают неэффективно. Очистке подвергается лишь около 50% забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, поэтому в реку Волгу сбрасываются стоки, содержащие нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы.
Таким образом, в ряде муниципальных районов Астраханской области проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов, так и вследствие антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды поверхностного источника. Это хорошо видно при анализе следующих факторов:
- обеспеченность населения водой питьевого качества - свыше 45% объема воды используется без очистки;
- доля неудовлетворительных по качеству проб - свыше 20% проб не соответствует нормативам;
- тарифы на питьевую воду и водоотведение высокие (в среднем по области тариф на централизованное водоснабжение - 17,48 руб./куб.м; на водоотведение - 19,78 руб./куб.м, при этом себестоимость производства по водоснабжению составляет - 17,15 руб./куб.м., по водоотведению 16,87 руб./куб.м.);
- уровень заболеваемости населения по зависимым от питьевой воды группам заболеваний - до 30% населения имеют заболевания, связанные с употреблением некачественной воды (по данным Роспотребнадзора).
Данные по состоянию сферы водообеспечения муниципальных образований представлены в таблице 1.
Комплексная оценка состояния водоснабжения/водоотведения населения по Астраханской области
Наименование муниципального образования | Доля населения, имеющего доступ к центральному водоснабжению, % | Доля населения, имеющего доступ к канализационной системе, % | Средняя по МО степень износа сооружений водоснабжения, % | Доля проб воды хозяйственно-питьевого назначения при транспортировке потребителю, не отвечающих гигиеническим нормативам (%) | Размер неучтенных потерь воды, % от объема подачи в сеть | Показатель инфекционной заболеваемости за 2008 г. (на 100 тыс.) | Структура заболеваемости ОКИ за 2008 г. (на 100 тыс.) | |
по микробиологическим показателям | по санитарно-химическим показателям | |||||||
Ахтубинск ий район | 73,19 | 35,57 | 79,00 | 8,80 | 15,60 | 27,9 | 21 680,4 | 530,7 |
Володарский район | 63,62 | 6,41 | 100,00 | 4,40 | 3,90 | 39 | 14 518,9 | 405,5 |
Енотаевский район | 68,29 | 0,00 | 79,58 | 3,20 | 1,00 | 22,7 | 13 826,5 | 320,2 |
Икрянинский район | 82,06 | 19,84 | 82,44 | 43,5 | 12,30 | 26,3 | 16 406,6 | 472,8 |
Камызякский район | 61,89 | 14,82 | 62,50 | 0,20 | 5,20 | 10 | 17 951,8 | 146,1 |
Красноярский район | 85,50 | 10,84 | 77,50 | 0,70 | 3,10 | 12 | 17 874,8 | 404,8 |
Лиманский район | 74,41 | 13,39 | 75,00 | 8,20 | 4,00 | 23 | 9 718,3 | 436 |
Наримановский район | 42,05 | 24,68 | 66,15 | 11,50 | 18,80 | 22 | 21 380 | 528,9 |
Приволжский район | 56,41 | 14,49 | 78,46 | 19,30 | 5,40 | 37,3 | 10 145,4 | 473,3 |
Харабалинский район | 75,70 | 6,34 | 73,57 | 1,40 | 9,80 | 20 | 27 218,2 | 562 |
Черноярский район | 65,11 | 4,67 | 85,75 | 6,70 | 5,40 | 33 | 15 537,4 | 271 |
ЗАТО Знаменск | 86,96 | 83,80 | 96,09 | 0 | 0 | 3 | - | - |
Город Астрахань | 94,99 | 70,26 | 53,92 | 1,80 | 3,70 | 34,4 | 28 160,4 | 774,7 |
Астраханская | 82,20 | 45,5 5 | 77,69 | 8,44 | 6,70 | 22,17 | 22 850 | 599,3 |
Основные причины возникновения проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой определяются следующими обстоятельствами: изношенность разводящих сетей и сооружений водоснабжения до 80% (при этом 10% водопроводного хозяйства имеет предельный 100-процентный износ); изношенность систем водоотведения до 67%; неоднородность по обеспеченности и качеству поверхностных водоисточников; бактериальное и химическое загрязнение, низкое органолептическое качество воды поверхностных источников, которое выходит за пределы нормативов, установленных для поверхностных источников водоснабжения; периодическое затопление и подтопление территорий населенных пунктов; традиционная выгребная система канализации в сельских и части городских населенных пунктов. Отсутствие очистных сооружений канализации или водопровода приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных) по схеме: выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей; в сельских населенных пунктах часто одна и та же разводящая сеть используется для технического и питьевого водоснабжения. В некоторых населенных пунктах уровень обеспечения населения питьевой водой не достигает 30%.
На территории области отмечается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ), заболеваемость дизентерией в области превышает среднероссийский показатель в 1,8 раза. Более того, отмечается превышение абсолютного показателя заболеваемости ОКИ по сравнению с российским в среднем на 15%. Также высоким (11,8%) остается удельный вес образовательных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, из которых 25% общеобразовательных и 12,2% дошкольных учреждений работают без централизованного питьевого водоснабжения, 21% лечебно-профилактических учреждений не обеспечены централизованным водоснабжением. Результаты проведенного анализа показали крайне низкую обеспеченность населения Астраханской области услугами канализационной системы, особенно в сельских населенных пунктах.
Подводя итог анализу состояния водоснабжения административных территорий Астраханской области, можно сделать вывод о том, что напряженность сложившейся ситуации с обеспечением населения Астраханской области питьевой водой оказывает выраженное негативное воздействиена условия водопользования и санитарно-эпидемиологическую обстановку в области.