Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2010 года N 258-П

О государственной программе "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года

(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 495-П;
постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П;
постановление Правительства Астраханской области от 25.12.2012 N 588-П;
постановление Правительства Астраханской области от 24.12.2012 N 580-П;
постановление Правительства Астраханской области от 19.12.2012 N 568-П;
постановление Правительства Астраханской области от 10.08.2012 N 348-П;
постановление Правительства Астраханской области от 08.06.2012 N 250-П;
постановление Правительства Астраханской области от 03.05.2012 N 177-П;
постановление Правительства Астраханской области от 21.12.2011 N 571-П;
постановление Правительства Астраханской области от 14.11.2011 N 460-П;
постановление Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)

В целях обеспечения населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, стабилизации и развития систем водообеспечения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года.

(Пункт 1. в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П)

2. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) и министерству финансов Астраханской области (Шведов В.А.) при внесении изменений в бюджет Астраханской области на 2010 год и на плановый период 2011-2012 годов включить ее в перечень долгосрочных целевых программ и предусмотреть финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области.

(Пункт 2 в редакции постановления Правительства Астраханской области от 03.05.2012 N 177-П)

3 Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

   Губернатор
     Астраханской области
     А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 21.06.2010 N 258-П
(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 02.07.2013 N 230-П)



Государственная программа "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.11.2013 N 495-П)


Наименование Программы

- Государственная программа "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Водный кодекс Российской Федерации, Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, постановление Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 116-П "О концепции комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2017 года", Стратегия социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области  от 24.02.2010 N 54-П

Государственный заказчик- координатор Программы

- министерство экономического развития Астраханской области

Государственные заказчики Программы

министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области

Основные разработчики Программы

- министерство экономического развития Астраханской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО "ДАР/ВОДГЕО"

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области, служба по тарифам Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с привлечением предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области,сельскохозяйственных предприятий Астраханской области, а ОАО "Астраханский продукт", ООО "Астраханский рыбный мир",  ООО "АгроЭкоПродукт"

Цель Программы

- обеспечение населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, а также стабилизация и развитие систем водообеспечения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы, включая промышленные и сельскохозяйственные организации и предприятия

Задачи Программы

- создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

 - обеспечение питьевой водой надлежащего качества объектов социальной инфраструктуры, включая учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы;

 - стимулирование долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод

Сроки и этапы реализации Программы

первый этап - 2010-2011 годы;

 второй этап - 2012-2014 годы;

 третий этап - 2015 – 2017 годы

Объемы финансирования Программы

- общий объем финансирования - 16 635,23 млн руб., в том числе:
 - за счет средств федерального бюджета - 7 144,51 млн руб.;

 - за счет бюджета Астраханской области - 504,33 млн руб.,
 - за счет внебюджетных средств -
 8 986,38 млн руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- увеличение численности человек, имеющих доступ к центральному водоснабжению, с 736,9 тыс. в 2008 году до 1000,9 тыс. в 2014 году;

 - улучшение качества водопроводной воды;

 - снижение негативного влияния системы водохозяйственного комплекса  на окружающую среду, в том числе на источники водоснабжения;

 - улучшение здоровья населения;

 - обеспечение нормативного срока эксплуатации вводимых объектов водоснабжения/водоотведения Астраханской области

Контроль за ходом реализации Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы. Министерство экономического развития Астраханской области осуществляет контроль за исполнением Программы

1. Общие положения


Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации питьевой водой в соответствии с действующими нормативами является одним из важнейших критериев и факторов безопасности жизнедеятельности и вследствие этого является государственной задачей.

Астраханская область является единственным субъектом Российской Федерации, где население проживает в природно-детерминированной неблагополучной экологической зоне - планетарной впадине, достигающей отметки минус 28 м ниже уровня Мирового океана.

В низовье реки Волги сконцентрированы загрязняющие вещества со всей водосборной площади. Ежегодно в реку Волгу сбрасывается 8-9 куб.км неочищенных и бытовых стоков, в которых содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, ядохимикатов, моющих средств и других вредных примесей регистрируется на уровне выше предельно допустимой концентрации.

Астраханская область — шестой по величине регион Поволжья, который занимает территорию площадью 44,1 тыс. км2. Население области составляет 1005,241 тыс., из них городское население - 660,898 тыс., сельское - 344,343 тыс. По данному показателю область занимает 7-е место в Поволжье, равно как и по плотности населения (22,7 чел. на км2), а по уровню урбанизации (удельный вес городского населения) — 67,7%, т.е. 6-е место в Поволжье. В Астраханской области зарегистрированы 2 городских округа, 4 города, 7 рабочих посёлков городского типа, 153 сельских поселения, 442 населённых пункта.

Конфигурация территории области в определенной степени повторяет конфигурацию Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги. Население распределено по территории крайне неравномерно, концентрируясь вдоль естественной меридиональной оси территории - Волго-Ахтубинской поймы. При этом практически все населенные пункты локализируются вблизи водотоков, вследствие чего плотность населения резко падает при удалении от них.

Основными источниками водоснабжения населения Астраханской области на различные нужды и для всех категорий потребителей являются поверхностные воды. Доля их в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет более 99,7%.

По данным управления Росприроднадзора по Астраханской области, качество воды водоёмов, используемых для питьевого водоснабжения (I категория) и для рекреации (II категория), по санитарному состоянию за последние 4 года (2007-2010 годы) продолжает оставаться неудовлетворительным.

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)

По санитарно-химическим показателям качество воды водоёмов I категории в 2010 году несколько улучшилось: доля неудовлетворительных проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составила 10,5% против 13,8% в 2009 году, а по микробиологическим показателям доля неудовлетворительных проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, составила 4,8% против 3,7% в 2009 году.

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)

В водоемах II категории увеличилась доля нестандартных проб по микробиологическим показателям и составила 18,2% против 10,9% в 2009 году (в 2008 году - 19,1%), а по санитарно-химическим показателям составила 7,0% против 7,1% в 2009 году.

(Абзац введен постановлением Правительства Астраханской области от 10.06.2011 N 193-П)

Поверхностными водоисточниками в области являются реки с их многочисленными рукавами и протоками, ильмени и другие поверхностные воды. Основными водотоками в пределах Астраханской области являются реки Волга и Ахтуба. В дельте реки Волги, перед впадением ее в Каспийское море, насчитывается более 200 протоков и ериков, которые одновременно являются водоисточниками для сельских населенных пунктов, расположенных в этой части области. Юго-западная часть области характеризуется многочисленным количеством подстепных ильменей. Пополнение их водой до конца 80-х годов осуществлялось искусственно по водным трактам с помощью каскада водопроводных насосных станций, которые в настоящее время из-за отсутствия финансирования не действуют.

Подземные источники водоснабжения в общем объеме потребляемой воды составляют незначительную долю и до настоящего времени не нашли широкого применения в связи с ограниченностью разведанных запасов подземных пресных вод.

Основными предприятиями, обеспечивающими население питьевым водоснабжением и водоотведением, на территории г.Астрахани являются МУП г.Астрахани "Астрводоканал", на территории муниципальных районов Астраханской области - ОАО "Астраханские водопроводы".

Общий расход воды питьевого качества Астраханской области составляет 460,0 тыс. м3/сут., при этом около 240 тыс. человек в районах области не обеспечены водой питьевого качества.

До 50% сельского населения пользуется водой без предварительной очистки, более 50% сельских населенных пунктов области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10% из них пользуются привозной водой. В Астраханской области отсутствует резерв питьевой воды на случай чрезвычайной ситуации.

Качество воды в реке Волге и ее многочисленных рукавах и протоках в пределах территории Астраханской области формируется под воздействием вышележащих водохранилищ, коммунально-бытовых и промышленных стоков городов, дренажно-сбросных вод с орошаемых земель, промстоков рыбного хозяйства и речного флота. Действующие очистные сооружения канализации работают неэффективно. Очистке подвергается лишь около 50% забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, поэтому в реку Волгу сбрасываются стоки, содержащие нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы.

Таким образом, в ряде муниципальных районов Астраханской области проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов, так и вследствие антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды поверхностного источника. Это хорошо видно при анализе следующих факторов:

- обеспеченность населения водой питьевого качества - свыше 45% объема воды используется без очистки;

- доля неудовлетворительных по качеству проб - свыше 20% проб не соответствует нормативам;

- тарифы на питьевую воду и водоотведение высокие (в среднем по области тариф на централизованное водоснабжение - 17,48 руб./куб.м; на водоотведение - 19,78 руб./куб.м, при этом себестоимость производства по водоснабжению составляет - 17,15 руб./куб.м., по водоотведению 16,87 руб./куб.м.);

- уровень заболеваемости населения по зависимым от питьевой воды группам заболеваний - до 30% населения имеют заболевания, связанные с употреблением некачественной воды (по данным Роспотребнадзора).

Данные по состоянию сферы водообеспечения муниципальных образований представлены в таблице 1.

Таблица 1

Комплексная оценка состояния водоснабжения/водоотведения населения по Астраханской области


Наименование муниципального образования
 (далее-МО)

Доля населения, имеющего доступ к центральному водоснабжению, %

Доля населения, имеющего доступ к канализационной системе, %

Средняя по МО степень износа сооружений водоснабжения, %

Доля проб воды хозяйственно-питьевого назначения при транспортировке потребителю, не отвечающих гигиеническим нормативам (%)

Размер неучтенных потерь воды, % от объема подачи в сеть

Показатель инфекционной заболеваемости за 2008 г. (на 100 тыс.)

Структура заболеваемости ОКИ за 2008 г. (на 100 тыс.)

по микробиологическим показателям

по санитарно-химическим показателям

Ахтубинск ий район

73,19

35,57

79,00

8,80

15,60

27,9

21 680,4

530,7

Володарский  район

63,62

6,41

100,00

4,40

3,90

39

14 518,9

405,5

Енотаевский район

68,29

0,00

79,58

3,20

1,00

22,7

13 826,5

320,2

Икрянинский район

82,06

19,84

82,44

43,5

12,30

26,3

16 406,6

472,8

Камызякский район

61,89

14,82

62,50

0,20

5,20

10

17 951,8

146,1

Красноярский район

85,50

10,84

77,50

0,70

3,10

12

17 874,8

404,8

Лиманский  район

74,41

13,39

75,00

8,20

4,00

23

9 718,3

436

Наримановский  район

42,05

24,68

66,15

11,50

18,80

22

21 380

528,9

Приволжский район

56,41

14,49

78,46

19,30

5,40

37,3

10 145,4

473,3

Харабалинский район

75,70

6,34

73,57

1,40

9,80

20

27 218,2

562

Черноярский район

65,11

4,67

85,75

6,70

5,40

33

15 537,4

271

ЗАТО Знаменск

86,96

83,80

96,09

0

0

3

-

-

Город Астрахань

94,99

70,26

53,92

1,80

3,70

34,4

28 160,4

774,7

Астраханская
 область

82,20

45,5 5

77,69

8,44

6,70

22,17

22 850

599,3

Основные причины возникновения проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой определяются следующими обстоятельствами: изношенность разводящих сетей и сооружений водоснабжения до 80% (при этом 10% водопроводного хозяйства имеет предельный 100-процентный износ); изношенность систем водоотведения до 67%; неоднородность по обеспеченности и качеству поверхностных водоисточников; бактериальное и химическое загрязнение, низкое органолептическое качество воды поверхностных источников, которое выходит за пределы нормативов, установленных для поверхностных источников водоснабжения; периодическое затопление и подтопление территорий населенных пунктов; традиционная выгребная система канализации в сельских и части городских населенных пунктов. Отсутствие очистных сооружений канализации или водопровода приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных) по схеме: выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей; в сельских населенных пунктах часто одна и та же разводящая сеть используется для технического и питьевого водоснабжения. В некоторых населенных пунктах уровень обеспечения населения питьевой водой не достигает 30%.

На территории области отмечается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ), заболеваемость дизентерией в области превышает среднероссийский показатель в 1,8 раза. Более того, отмечается превышение абсолютного показателя заболеваемости ОКИ по сравнению с российским в среднем на 15%. Также высоким (11,8%) остается удельный вес образовательных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, из которых 25% общеобразовательных и 12,2% дошкольных учреждений работают без централизованного питьевого водоснабжения, 21% лечебно-профилактических учреждений не обеспечены централизованным водоснабжением. Результаты проведенного анализа показали крайне низкую обеспеченность населения Астраханской области услугами канализационной системы, особенно в сельских населенных пунктах.

Подводя итог анализу состояния водоснабжения административных территорий Астраханской области, можно сделать вывод о том, что напряженность сложившейся ситуации с обеспечением населения Астраханской области питьевой водой оказывает выраженное негативное воздействиена условия водопользования и санитарно-эпидемиологическую обстановку в области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»