Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2012 года N 229

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ "ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Утратил силу - Постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 05.12.2013 г. N 289, НГР:RU01000201300890

В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством Кабинет Министров Республики Адыгея

постановляет:

1. Внести в долгосрочную целевую программу Республики Адыгея "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года" (далее - Программа), утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 сентября 2010 года N 176 "О долгосрочной целевой программе Республики Адыгея "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года" НГР:RU01000201000566 (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2010, N 9; 2011, N 9; 2012, N 5), следующие изменения:

1) паспорт Программы, разделы 2-7 Программы изложить в новой редакции согласно приложению N 1;

2) дополнить Программу приложением N 2.1 согласно приложению N 2;

3) приложения N 2, 3, 5, 6 к Программе изложить в новой редакции согласно приложениям N 3, 4, 5, 6.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Премьер - министр

Республики Адыгея

М. Кумпилов

Приложение 1

к Постановлению

Кабинета Министров

Республики Адыгея

от 25 октября 2012 года N 229

Долгосрочная целевая Программа энергосбережения

и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея

на период до 2020 года

1. Паспорт долгосрочной целевой Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года

Наименование Программы

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

 - Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики"
 - Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара";

 - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещения заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
- Постановление Правительства Российской Федерации N от 15.05.2010 г. N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";

 - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2010 г. N 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий ее функционирования".
 - Решение совета народных депутатов муниципального образования "город Майкоп" от 18 декабря 2008 г. N 93-РС "О муниципальной целевой программе "Оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирных жилых домов на 2009 - 2010 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея

Основной разработчик Программы

ООО "Росгеостройпроект", Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея

Основные цели Программы

Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов всеми потребителями, включая жилищный фонд и системы коммунальной инфраструктуры, сокращение потерь различных видов ресурсов при их производстве, преобразовании, передаче и конечном использовании;
Обеспечение надежного функционирования и динамичного развития всех отраслей экономики, позволяющего сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов;
- Повышение качества жизни населения и снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки, на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энерго/ресурсосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления;
- Повышение финансовой устойчивости экономики субъекта РФ за счет компенсации роста нагрузки на бюджет путем снижения удельных расхо дов энергии и ресурсов;
- Повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующих обеспечению снижения воздействия на окружающую среду.

Основные задачи Программы

Формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики, обеспечивающей рациональное распределение полномочий и комплексное взаимодействие органов власти, хозяйствующих субъектов и населения;
- Принятие необходимых нормативно-правовых актов, определяющих механизмы государственного регулирования в сфере повышения энергоэффективности, в т.ч. обеспечивающих реализацию положений Федерального закона N 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих и пересматривающих обязательные требования к эффективности эксплуатации всех энергопотребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений, товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд, а также правила учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов, проведения энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов, положений, вводящих в действие механизмы стимулирования потребителей к эффективному использованию различных видов ресурсов;
- Формирование системы мониторинга производства, передачи и потребления энергоресурсов, энергосбережения и повышения энергоэффективности всех отраслей экономики и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в данной сфере;
- Введение практики регулярного формирования и обновления республиканской, отраслевых и городских программ повышения эффективности использования энергии, а также программ снижения энергоемкости функционирования организаций с государственным и муниципальным участием и регулируемых организаций, реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы, позволяющего снизить удельное потребление энергии;
- Создание всех необходимых условий для реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению эффективности использования различных видов ресурсов в энергоемких сферах экономической деятельности (в том числе в электроэнергетике, промышленности, на железнодорожном транспорте) и при выполнении программ по энергосбережению;
Всестороннее стимулирование внедрения типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;
- Формирование системы выделения бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования выполнения проектов по повышению эффективности использования всех видов ресурсов, развитию применения возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;
Создание результативной системы стимулирования повышения энергоэффективности и объективного учета в каче стве критерия выделения денежных средств из бюджета отраслям и населенным пунктам в целях применения на их территории энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий и выполнения местных программ повышения эффективности использования энергии;
- Формирование тарифной политики, стимулирующей экономию ресурсов;
- Создание стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в республике;
- Обеспечение формирования у населения новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии, энергетических и природных ресурсов;
- Поддержка различных видов деятельности граждан с целью повышения энергоэффективности при создании устойчивой институциональной среды, включая частно-государственные партнерства, саморегулируемые общественные организации, специализированный энергосервисный бизнес, консалтинговые и проектные организации.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Снижение энергоемкости ВРП на 40% к 2020 году по сравнению с 2007 годом. - - Удельный расход топлива на выработку тепловой энергии от котельных - Доля потерь воды при ее передаче - Удельный расход энергии в жилых зданиях - Сокращение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами бюджетных учреждений

Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы 2010-2020 годы.

Перечень основных программных мероприятий

1. Организационные мероприятия:
 а) проведение обязательных энергетических обследований зданий и сооружений, находящихся на балансе бюджетных организаций, анализ информации для принятия решения о проведения мероприятий по энергосбережению;

 б) разработка технико-экономических обоснований внедрения передовых энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования;

 в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации, создание системы мониторинга их выполнения.
 2. Технические и технологические мероприятия:
 а) оснащение всех указанных зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

 б) постоянный контроль соблюдения требований энергетической эффективности при строительстве новых объектов и капитальном ремонте существующих;

 в) перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии;

 г) внедрение автоматизации потребления тепловой энергии и тепловая изоляция трубопроводов и оборудования отопления и горячего водоснабжения;

 д) установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения;

 е) переход, в случаях экономической целесообразности, от централизованного теплоснабжения населенных пунктов к автономным котельным же применение энергоэффективных систем освещения.
 3. Мероприятия по стимулированию организаций к разработке и реализации мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов:
 а) Регулирование цен, направленных на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен в пределах и свыше социальной нормы потребления, в зависимости от времени суток, выходных и рабочих дней.
 б) Поддержка организаций, осуществляющих деятельность по установке и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
 в) Помощь в разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.
 г) Строительство дополнительных энергоэффективных объектов генерации тепловой и электрической энергии при невозможности покрытия нагрузок за счет реализации потенциала энергосбережения. Разработка и реализация комплекса мероприятий по использованию энергии ветра и геотермальных вод в энергоснабжении Республики Адыгея.
 д) Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности. Распространение информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергоэффективности:.
 е) Функционирование республиканского обучающего центра энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Организация обучения специалистов по решению задач энергосбережения, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов).
 ж) Проведение региональных конкурсов по энергосбережению.

Основные исполнители Программы

Министерство здравоохранения Республики Адыгея Министерство культуры Республики Адыгея Министерство образования и науки Республики Адыгея Министерство труда и социального развития Республики Адыгея Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея Администрация Главы Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея Постоянное представительство Республики Адыгея при Президенте Российской Федерации Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на реализацию энергоэффективных мероприятий на 2010-2020 годы - 2214,448 миллиона рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 500,095 миллиона рублей;
- республиканский бюджет Республики Адыгея - 613,466 миллиона рублей;
- местный бюджет - 26,04 миллиона рублей;
- внебюджетные источники - 1074,847 миллиона рублей. Затраты на мероприятия без учета ВИЭ - 1426,188 миллиона рублей. Затраты на мероприятия по ВИЭ - 788,26 миллиона рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Экономия энергетических ресурсов за счет реализации мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года, приведенная к базовой энергоемкости 2007 года, достигает: - природного газа - 243315 тыс. мЗ;
- электроэнергии - 363045 тыс. кВт/ч;
- тепловой энергии - 358 тыс. Гкал;
- воды - 17190 тыс. куб. м.

Контроль за выполнением Программы

Осуществляет Кабинет Министров Республики Адыгея

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Энергоемкость ВВП является одной из ключевых характеристик экономики России. В данное время по этому показателю Россия в силу объективных и субъективных причин находится в числе аутсайдеров, имеющих большой потенциал. Оценка такой ситуации дана Президентом РФ, который обозначил преодоление данной проблемы в ряд ключевых направлений развития экономики страны. В этом случае основным параметром при оценке результативности решения поставленной задачи является снижение энергоемкости ВВП.

Для достижения указанной цели необходима мобилизация и скоординированная деятельность всех органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровней.

В целях обеспечения организации и координации деятельности всех участников процессов энергосбережения и повышения энергетической эффективности были приняты соответствующие законодательные и подзаконные нормативно-правовых акты, которые создают правовую основу для деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая формирование целевых показателей и организации мониторинга их достижения.

В Республике Адыгея поставленная цель будет достигнута за счет реализации настоящей программы и структурных изменений в различных отраслях. В ходе решения этой задачи должен быть осуществлен переход к энергоэффективной экономике.

Такой переход означает фундаментальные изменения в структуре хозяйства и инженерной инфраструктуре, изменения в нормативно-правовом поле, в институтах, включая формирование и развитие организаций, экономически заинтересованных в повышении энергоэффективности, изменения в ценностях, структуре потребления, в стереотипах поведения.

Переход на более высокие стандарты благосостояния при повышении конкуренции требует кардинального роста эффективности использования всех факторов производства, включая энергетические ресурсы.

Адыгея - индустриально-аграрная республика с населением 443,2 тыс. чел., из них городское - 52,6%, плотность населения 56,8 чел./км2.

В составе республики 2 городских округа - Майкоп и Адыгейск, 7 муниципальных районов, 5 городских поселений, 43 сельских поселений, 225 сельских населенных пунктов.

Доминирующими видами экономической деятельности, преобладающими в экономике Республики Адыгея, являются торговля, сельское хозяйство, обрабатывающие производства.

Согласно Закону Республики Адыгея от 23 ноября 2009 г. N 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года" ВРП Республики Адыгея по инновационному сценарию развития к 2020 году должен достигнуть 51,0 миллиардов рублей.

В Республике Адыгея имеются небольшие запасы нефти, месторождения природного газа и газового конденсата (см. приложение 1 "Топливно-энергетический баланс Республики Адыгея").

Газоснабжение

Основным источником газоснабжения Республики Адыгея является природный газ, поставляемый по сети магистральных газопроводов: Майкоп - Самурская - Сочи, Северный Кавказ - Центр, Майкоп Невинномысск - Ставрополь, пересекающих территорию республики.

Более 80 населенных пунктов и часть территории других населенных пунктов

Республики Адыгея не обеспечены газоснабжением природным газом и снабжаются сжиженным газом.

Уровень газификации природным газом ежегодно повышается, начиная с 2000 г. в среднем на 1-2%, и на 1 января 2010 г. составил 74,7%., в том числе: в городах -85,9%, в сельской местности - 61,9%.

В 2009 году объем газопотребления составил 584,9 млн. куб. метров.

Общий объем добытого на территории Республики Адыгея газа за 2009 год составил 12,6 млн. куб. метров. В 2011 г. планируется начать добычу углеводородного сырья на Кошехабльском газоконденсатном месторождении.

Для снижения энергоемкости функционирования газораспределительной системы требуется провести детальный анализ ее состояния, наметить и реализовать организационные и технологические мероприятия, направленные на повышение эффективности работы всего газового хозяйства. Необходимо осуществить реконструкцию газовых сетей высокого и среднего давления на основе современных методов санации с использованием передовых технологий, активизировать перекладку газопроводов низкого давления с истекшими сроками эксплуатации. Это позволит в ближайшие годы кардинально обновить основные фонды системы газоснабжения, повысить ее эксплуатационную надежность, безопасность и обеспечить, при снижении нагрузки на экосистему, необходимый уровень комфорта для жителей.

Важной задачей является оптимизация работ по обеспечению газоснабжения объектов генерации тепловой и электрической энергии, а также промышленных предприятий.

Значительный вклад в решение задачи энергосбережения внесет выполнение следующих мероприятий:

совершенствование системы учета расхода газа и снижение потерь в сетях за счет применения современных приборов учета,

- использование средств неразрушающего контроля, методов ультразвукового, визуально-измерительного, магнитометрического и акустико-эмиссионного контроля для выявления скрытых дефектов газопроводов и оценки их остаточного ресурса,

- снижение потерь газа при проведении регламентных работ на газопроводах и проведении врезок.

При реконструкции газового хозяйства следует руководствоваться следующими целями:

- повышение промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов за счет обеспечения надежной и безаварийной работы технологического оборудования, внедрения эффективных методов технической диагностики оборудования;

- идентификация, оценка и снижение промышленных опасностей и рисков;

- рост эффективности контроля соблюдения требований промышленной и экологической безопасности на всех производственных объектах, использующих газ;

- сокращение негативного воздействия на окружающую среду за счет внедрения новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов и повышения уровня автоматизации управления технологическими процессами.

Необходимо разработать и принять программу по развитию газового хозяйства республики, создать информационную систему, позволяющую в режиме реального времени отслеживать состояние газопроводов, контролировать проведение всех работ, чтобы иметь возможность оперативно принимать меры в случаях возникновения аварии. Требуется осуществить комплексную диагностику существующих производственных процессов, проанализировать эффективность функционирования газового хозяйства на основе сбалансированных целевых показателей.

Для повышения оперативности реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, решения в кратчайшие сроки задач по локализации и ликвидации технологических нарушений аварийного подразделения необходимо оснастить современными специализированными автомобилями с повышенными динамическими характеристиками, укомплектованными навигационной системой с базой данных мест расположения запорной арматуры и газораспределительных пунктов, средствами оперативной и мобильной связи, а также специализированными приборами и механизмами.

Электроснабжение

Республика Адыгея имеет единую энергетическую систему с Краснодарским краем и 100% централизованное электроснабжение. Централизованное электроснабжение обеспечивают два филиала Открытого акционерного общества "Кубаньэнерго" - Адыгейские и Краснодарские электрические сети. Город Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы обслуживаются по территориальной принадлежности Краснодарскими электрическими сетями, остальные районы - Адыгейскими электрическими сетями.

Электроснабжение столицы Республики г. Майкопа осуществляет Муниципальное унитарное предприятие "Майкопские городские электрические сети".

Хозяйствующими субъектами всех форм собственности и населением Республики Адыгея за 2009 год потреблено 1200 миллиона кВт-ч электрической энергии.

Генерирующими источниками, расположенными на территории Республики Адыгея, в 2009 году выработано 91 миллиона кВт-ч. Покрытие дефицита в размере 1109 миллиона кВт-ч осуществляется за счет перетока из других электрических систем Северного Кавказа.

Развитие генерации и повышение энергоэффективности является оптимальным способом создания надежной энергетической базы дальнейшего развития республики.

В настоящее время физический износ электрических сетей составляет более 40%. Состояние трансформаторных подстанций (ТП, РТП и КТП) также характеризуется высокой степенью старения. В будущем по мере износа электрических сетей, а также энергетического оборудования ПС, ТП, РТП и КТП, технические и коммерческие потери электроэнергии будут возрастать. Поэтому актуальна модернизация всего сетевого хозяйства на новой инновационной основе.

Так же необходима государственная поддержка организации производства электроэнергии на основе возобновляемых и альтернативных источников.

Объекты электроэнергетики также существенно влияют на экологическую безопасность. При проектировании новых объектов необходимо предусматривать отдельные разделы по охране окружающей среды, учитывающие все требования природоохранного законодательства России. Одной из задач электроэнергетики является обеспечение надежной и экологически безопасной передачи и распределения электроэнергии.

Теплоснабжение

Вырабатываемая в Республике Адыгея теплоэнергия полностью покрывает ее потребность. В 2009 году было отпущено 854,5 тыс. Гкал, в том числе: ТЭС - 254,1 тыс. Гкал, котельными всех видов собственности - 600,4 тыс. Гкал.

Система теплоснабжения работает не эффективно в связи с большими потерями тепла при передаче, распределении и использовании тепла. Потери тепла в теплотрассах составляют примерно 20% от общего объема выработанного тепла.

Растущие затраты на топливо при ограничениях на рост тарифов не позволят адекватно обеспечивать топливом объекты электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса, а также формировать средства на обновление и модернизацию инфраструктуры.

В результате можно прогнозировать снижение надежности, безопасности и доступности энергетических услуг для потребителей энергоресурсов Республики Адыгея.

В этих условиях единственно разумной альтернативой становится энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики.

Повышение энергоэффективности систем теплоснабжения является одним из важнейших направлений технологической политики развития энергосистемы.

Для предотвращения и сокращения аварийных ситуаций на тепловых сетях необходимо систематически проводить работы по применению современных методов диагностики их состояния, в том числе метода инфракрасной аэрофотосъемки, позволяющих выявить утечки теплоносителя и прогнозировать развитие дефектов трубопроводов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»