Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году" (утратило силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 03.06.2013 N 279)

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Экономическая ситуация в 2011 году характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей.

Индекс промышленного производства за январь - декабрь 2011 года по видам деятельности "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электрической энергии, газа и воды" по отношению к уровню аналогичного периода прошлого года составил 107,9%. Выпуск продукции сельского хозяйства был равен 101,7% к уровню 2010 года. Оборот розничной торговли вырос на 13%. Населению края было оказано платных услуг на сумму 54,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах равно 100,7% к уровню предыдущего года. Экономический рост способствовал стабилизации ситуации на рынке труда, достижению докризисного уровня безработицы и повышению доходов работающего населения, в том числе росту номинальной и реальной заработной платы. В 2011 году средний размер номинальной заработной платы по сравнению с 2010 годом увеличился на 14,7% и достиг 13,8 тыс. рублей.

Отмечается рост численности занятого населения при одновременном сокращении общей безработицы (по методологии МОТ) и числа безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. На конец 2011 года численность занятого населения составила 1184,0 тыс. человек, что на 50,1 тыс. человек (4,4%) больше, чем на конец 2010 года. Общая численность безработных снизилась на 1,2 тыс. человек (с 97,9 тыс. человек, или 7,9% от экономически активного населения, на конец 2010 года - до 96,7 тыс. человек, или 7,6%, на конец 2011 года). На четверть сократилась численность работников, находящихся под угрозой высвобождения, - с 13,8 тыс. человек до 10,5 тыс. человек. Вместе с тем в результате продолжающейся реструктуризации в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 21% численность работников, уволенных из организаций в связи с сокращением численности (штата) или ликвидацией организации. Она составила 12,1 тыс. человек. Предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда составило 160,8 тыс. человек (на 22% меньше, чем в 2010 году), из них 116,7 тыс. человек, или 72,6%, имели статус безработного. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, на конец 2011 года составила 33,2 тыс. человек. По сравнению с началом 2011 года она уменьшилась на 20%. Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,7 процентного пункта и по состоянию на 01.01.2012 составил 2,5% к численности экономически активного населения.

По состоянию на 01.01.2012 в банке данных службы занятости было зарегистрировано 11 тыс. свободных рабочих мест, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель предыдущего года. При этом потребность в работниках, заявленная работодателями в течение 2011 года, снизилась по сравнению с предыдущим годом на 11%. А количество незанятых граждан, ищущих работу, превысило количество вакансий в 3,1 раза. Сохраняется и территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда: большинство вакансий заявлено работодателями в городах. Уровень напряженности на рынке труда сельских районов превышает уровень напряженности в городских округах в 22,7 раза.

В крае реализуется комплекс мер, позволяющих заложить основу дальнейшего развития экономики. Продолжен курс на повышение уровня социальной защищенности, стимулирование рынка труда, диверсификацию и модернизацию экономики, техническое перевооружение производства. Особое внимание уделяется программе развития предпринимательства, организации конкурентоспособных производств товаров и услуг, привлечению инвестиций и использованию инноваций.

Одной из мер стабилизации рынка труда стали региональные программы содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда.

Вместе с тем в целях закрепления позитивного результата реализации ряда антикризисных мер в 2012 году Правительством Российской Федерации дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, планируется осуществлять в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, перечень которых ежегодно определяется приказом Минздравсоцразвития России в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875 "О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда". Перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2011 году, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.05.2011 N 407н (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2011, регистрационный N 21095) и включает 15 субъектов Российской Федерации, в том числе Алтайский край. Ожидается, что в 2012 году ситуация на региональном рынке труда будет стабилизироваться, однако влияние негативных факторов останется еще достаточно существенным. Территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, несбалансированность профессионального состава претендентов на рабочие места и вакансий, выход на рынок труда граждан с невостребованными профессиями, увольнение из организаций в связи с уменьшением объема производства (работ, услуг) обеспечат стабильное пополнение рядов безработных граждан. По информации, поступившей в службу занятости, только в начале года ожидается высвобождение около 3 тыс. человек. Кроме того, возрастет доля граждан, которые будут заняты поиском дополнительной или новой работы из-за неудовлетворенности своим рабочим местом. На рынке труда сельских районов ситуация будет оставаться более напряженной, чем в городах края, что обусловлено следующими факторами:

увеличение количества населенных пунктов, не имеющих ни одного работодателя-товаропроизводителя (рост с 303 в 2010 году, где проживало 40,8 тыс. человек трудоспособного населения, до 340 в 2011 году с численностью 49,6 тыс. человек трудоспособного населения);

территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. По состоянию на 01.01.2012 на сельские районы приходится 10% вакансий, при этом более 24 тыс. безработных, или 73,5% от их общей численности, проживает именно на данных территориях;

высокая доля заявленных работодателями вакансий с оплатой труда ниже прожиточного минимума: по состоянию на 01.01.2012 - 42,3% (на 01.01.2011 - 34,3%).

Сохраняющиеся в экономике региона проблемы окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, граждан с ограниченными физическими возможностями.

В 2011 году на рынок труда края вышли порядка 19,3 тыс. выпускников системы профессионального образования. В мае риск нетрудоустройства оценивался в размере 12% (в 2010 году - 20,8%). Наблюдается тенденция снижения числа выпускников образовательных учреждений, обратившихся в целях поиска работы в органы службы занятости населения: в 2011 году их количество составило 3,5 тыс. человек, или 18,1% от выпуска (в соответствующем периоде прошлого года - 4,2 тыс. человек, или 18,6%). В числе обратившихся в службу занятости выпускников преобладают специалисты, получившие высшее профессиональное образование, - 41,1% (1,4 тыс. человек); доля выпускников средних профессиональных учебных заведений составила 34,2% (1,2 тыс. человек), начальных профессиональных учебных заведений - 24,8% (0,9 тыс. человек). Затруднения в трудоустройстве обусловлены в основном отсутствием опыта, снижением спроса на профессии, по которым они получили образование. Среди выпускников, обратившихся в органы службы занятости, порядка 35% имеют специальности, относящиеся к избыточным на рынке труда (юристы, экономисты, менеджеры, бухгалтеры, повара). Вакансии экономистов и юристов составляют лишь около 2% общего количества вакансий для выпускников. А со стороны выпускников имеют место завышенные ожидания и как следствие несогласие на предлагаемую работу. Кроме того, большинство работодателей предпочитают принять на работу уже опытного сотрудника. Выпускники рассматриваются как серьезное обременение, поскольку требуют и временных, и финансовых инвестиций. К тому же рынок труда насыщен специалистами со стажем. Так, в 2011 году в результате посещений работодателей выпускники получили 3280 отказов в приеме на работу по причине несоответствия требуемым профессиональным качествам и стажу - это порядка 38% всех причин отказа работодателей. С учетом имеющихся проблем, программа дополнительных мер существенно расширяет возможности трудоустройства выпускников.

В органах службы занятости населения зарегистрировано 3,8 тыс. инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. При этом их доля в числе обратившихся в 2011 году по сравнению с прошедшим периодом возросла с 3,7% до 3,9%. Порядка 58% инвалидов проживают в сельской местности. В банк данных службы занятости поступила 2141 вакансия, предусматривающая трудоустройство граждан с ограниченными возможностями, - 2% всех заявленных вакансий. Численность зарегистрированных безработных граждан, относящихся к категории инвалидов, по состоянию на 01.01.2012 составила 2003 человека (69% к соответствующей дате прошлого года), из них наибольшая доля в возрасте от 50 до 54 лет - 32,4%. При этом подавляющее большинство - мужчины (64,6%). По состоянию на 01.01.2012 в банке данных службы занятости находилось только 297 вакансий для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. На одну вакансию, предусматривающую трудоустройство инвалидов, приходилось почти 7 человек из числа граждан указанной категории. Причем их трудоустройство осложнено тем, что для осуществления трудовых функций инвалидами, которые не в состоянии конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися по медицинским показаниям в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах, требуется организация работодателем специальных рабочих мест, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Поэтому многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, особенно в сфере малого предпринимательства, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) рабочих мест.

На начало 2011 года в крае проживало более 8 тысяч семей с детьми-инвалидами и 13,9 тыс. многодетных семей. В течение 2011 года в службу занятости населения в целях поиска работы обратились 64 гражданина, воспитывающих детей-инвалидов, и 1072 человека, имеющих статус многодетных родителей. Официальный статус безработного был присвоен 85,6% от числа обратившихся. С трудоустройством указанных категорий граждан также возникают определенные проблемы: в банк вакансий службы занятости Алтайского края поступило только 710 вакансий с возможностью трудоустройства одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, - это 0,6% от общего числа заявленных вакансий. При этом из всех заявленных вакансий только 2563 (2%) предусматривали гибкий режим работы и 177 (0,1%) - свободный режим работы. Трудоустройство указанных категорий граждан зачастую осложнено невозможностью совмещать работу и воспитание детей, в том числе ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном уходе. В целях обеспечения занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей в 2010 - 2011 годах работодателям, участвующим в данном дополнительном мероприятии, возмещались затраты на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства указанных категорий граждан. Такая форма поддержки стимулировала работодателей к созданию рабочих мест, что способствовало трудоустройству на постоянные рабочие места более 500 граждан, из них 300 инвалидов, 200 человек из числа родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

В 2012 году прогнозируется продолжение стабилизации социально- экономической ситуации в крае. Объем валового регионального продукта в 2012 году предположительно будет равен 105,5% к уровню 2011 года. Ожидается ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики, в сельское хозяйство и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Инвестиционные вложения в экономику края увеличатся на 12,5% к уровню предыдущего года.

В качестве одной из мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации, рассматривается создание новых рабочих мест в рамках реализации инвестиционных проектов, долгосрочных целевых программ. В частности, перевод агропромышленного комплекса на принципиально новую техническую и технологическую основу дает возможность значительно увеличить объемы производства, сократить потери продукции, повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства, снизить затраты за счет экономии ресурсов. Для решения этой задачи в крае осуществляется долговременная программа технического перевооружения. Так, в 2011 году сельхозтоваропроизводителями края приобретено 574 трактора, 169 зерноуборочных комбайнов, 34 кормоуборочных комбайна и иной техники на 3,6 млрд. рублей.

В рамках реализации инвестиционных проектов и в связи с запуском в 2011 году новых производственных мощностей создано порядка 15 тыс. новых рабочих мест. На территории края в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы реализуется 28 инвестиционных проектов, из которых 6 являются проектами предприятий перерабатывающей промышленности. Например, ЗАО "Алтайский бекон" реализует проект "Создание мощностей для производства 32,5 тыс. тонн свинины в год", ЗАО "Алтайский бройлер" для завершения строительства птицеводческого комплекса проводит меры по увеличению мощностей комбикормового завода. ООО "Альтаир-Агро" и ООО "Алтаймясопром" продолжают строительство свиноводческих комплексов. В целом по краю на реализацию инвестиционных проектов в первом полугодии 2011 года направлено 1149,1 млн. рублей кредитных ресурсов.

Мониторинг ситуации на предприятиях, планирующих изменение организационных или технологических условий труда, в том числе осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами, показал, что на отдельных из них возможно перераспределение работников, расширение их должностных обязанностей при условии получения ими новой профессии, специальности. На решение данного вопроса нацелено опережающее профессиональное обучение. Повышение трудовой и профессиональной мобильности трудовых ресурсов обеспечит потребность организаций, имеющих точки экономического роста, в рабочей силе. Планируется подготовить кадры на предприятиях обрабатывающего производства, перерабатывающей промышленности, агропромышленного комплекса. Развитию этого направления будет способствовать выполнение соглашений о стратегическом партнерстве на рынке труда, заключенных между управлением Алтайского края по труду и занятости населения и предприятиями, участвующими в реализации краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья".

В рамках мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей планируется проводить мониторинг их потребности в трудоустройстве, а также в профессиональном обучении с целью дальнейшего трудоустройства. Продолжится взаимодействие с органами медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю по уточнению и расширению сведений, вносимых в индивидуальные программы реабилитации инвалидов, о противопоказанных и рекомендуемых условиях труда и видах трудовой деятельности с учетом индивидуальных особенностей инвалидов.

В целях обеспечения занятости выпускников учреждений профессионального образования Алтайского края в рамках межведомственного взаимодействия будет осуществляться мониторинг их трудоустройства, подготовка к эффективному поведению на рынке труда, подбор подходящих вакантных рабочих мест, методическое и информационное обеспечение работы соответствующих служб. Планируется трудоустройство ищущих работу граждан в другой местности. Способствовать реализации данного направления будут межрегиональные соглашения о сотрудничестве в сфере занятости населения. Для стимулирования предпринимателей к созданию дополнительных рабочих мест предполагается использовать различные формы и инструменты государственной поддержки, уже реализуемые в крае, в том числе предусмотренные постановлениями Администрации Алтайского края от 25.03.2011 N 149 "Об утверждении краевой программы "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100") на 2011 - 2013 годы", от 15.06.2011 N 317 "О грантах Губернатора Алтайского края в сфере экономики", от 11.07.2011 N 362 "О предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства целевых грантов (на создание собственного бизнеса)", от 02.08.2011 N 420 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012 - 2020 годы". Получат развитие новые подходы к становлению и развитию малого бизнеса в сельской местности с участием государственных структур и базовых предприятий.

Основная роль в повышении эффективной занятости населения в 2012 году отведена реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200. Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда повысят результативность мер в отношении отдельных сегментов рынков труда. Реализация данных мероприятий будет сопровождаться мотивацией бизнеса к социально ответственному поведению на рынке труда. Постановлением Администрации Алтайского края от 12.04.2011 N 181 "О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края" определены критерии отнесения работодателей к категории социально ответственных и социально ориентированных, закреплен основной принцип государственной поддержки - оказание ее организациям, в полной мере соответствующим этим критериям.