Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2011 года N 420


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края"

(с изменениями на 31 декабря 2019 года)

(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 16.11.2013 N 602, от 27.10.2014 N 497, от 27.10.2015 N 414, от 21.11.2016 N 394, Постановлений Правительства Алтайского края от 16.02.2018 N 58, от 26.12.2018 N 470, от 31.12.2019 N 552)




В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики постановляю:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края".


(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 16.11.2013 N 602, Постановления Правительства Алтайского края от 26.12.2018 N 470)


2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять целевые программы устойчивого развития сельских территорий.


3. Исключен. - Постановление Правительства Алтайского края от 16.02.2018 N 58.



Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН



Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 2 августа 2011 г. N 420



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 16.11.2013 N 602, от 27.10.2014 N 497, от 27.10.2015 N 414, от 21.11.2016 N 394, Постановлений Правительства Алтайского края от 16.02.2018 N 58, от 26.12.2018 N 470, от 31.12.2019 N 552)




Паспорт государственной программы Алтайского края "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края"


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 552)

Ответственный исполнитель программы

Министерство сельского хозяйства Алтайского края

Соисполнители программы

отсутствуют

Участники программы

Министерство сельского хозяйства Алтайского края;

Министерство образования и науки Алтайского края;

Министерство здравоохранения Алтайского края;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края;

Министерство транспорта Алтайского края;

управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям;

Министерство спорта Алтайского края;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (по согласованию);

юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся предоставлением бытовых, коммунальных и социальных услуг на селе, другими видами несельскохозяйственной деятельности, направленными на диверсификацию сельской экономики (по согласованию);

граждане, проживающие в сельской местности, и их общественные объединения (по согласованию)

Цели программы

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания в сельской местности благоприятных инфраструктурных условий;

содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;

формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни

Задачи программы

удовлетворение потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами;

поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий

Индикаторы и показатели программы

уровень официально зарегистрированной безработицы в сельской местности;

объем строительства (приобретения) жилья для граждан, проживающих в сельской местности;

объем строительства (приобретения) жилья для молодых семей и молодых специалистов;

количество сельских семей, улучшивших жилищные условия;

количество молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия;

количество введенных в действие проектов местных инициатив граждан, получивших грантовую поддержку;

количество введенных в действие общеобразовательных организаций;

количество введенных в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;

количество введенных в действие плоскостных спортивных сооружений;

количество введенных в действие учреждений культурно-досугового типа;

протяженность введенных в действие распределительных газовых сетей;

протяженность введенных в действие локальных водопроводов;

протяженность введенных в действие автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, соединяющих сети автомобильных дорог общего пользования с ближайшими общественно значимыми объектами сельских населенных пунктов, а также с объектами производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

количество расположенных в сельской местности населенных пунктов, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку;

уровень прироста сельского населения, обеспеченного услугами фельдшерско-акушерских пунктов (офисами врачей общей практики);

уровень обеспеченности жилых домов (квартир) в сельской местности сетевым газом;

уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;

количество созданных рабочих мест на селе

Сроки и этапы реализации программы

2012 - 2019 годы:

I этап - 2012 - 2013 годы;

II этап - 2014 - 2017 годы;

III этап - 2018 - 2019 годы

Объемы и источники финансирования программы

общий объем финансирования программы составляет 11393647,0 тыс. руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе:

из федерального бюджета - 4916169,0 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 4498458,4 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 162589,4 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 1816430,2 тыс. руб.;

из них:

в 2012 году выделено 1697494,0 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 662390,0 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 594628,0 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 23954,0 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 416522,0 тыс. руб.;

в 2013 году выделено 1704257,1 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 693788,0 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 589825,1 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 34514,0 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 386130,0 тыс. руб.;

в 2014 году выделено 1633590,7 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 809797,0 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 586655,2 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 22495,5 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 214643,0 тыс. руб.;

в 2015 году выделено 1229291,0 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 465207,0 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 558892,7 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 22746,0 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 182445,3 тыс. руб.;

в 2016 году выделено 1072737,7 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 404089,9 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 585582,0 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 11278,8 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 71787,0 тыс. руб.;

в 2017 году выделено 1065780,2 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 375519,7 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 552494,3 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 17116,2 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 120650,0 тыс. руб.;

в 2018 году выделено 1048187,7 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 466372,5 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 513041,0 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 14355,7 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 54418,5 тыс. руб.;

в 2019 году планируется выделить 1942308,6 тыс. руб., в том числе:

из федерального бюджета - 1039004,9 тыс. руб.;

из краевого бюджета - 517340,1 тыс. руб.;

из местных бюджетов - 16129,2 тыс. руб.;

из внебюджетных источников - 369834,4 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

сокращение уровня официально зарегистрированной безработицы в сельской местности до 2,8%;

улучшение жилищных условий 2,4 тыс. сельских семей, в том числе 1,5 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

ввод (приобретение) 154,0 тыс. кв. м жилья, в том числе 103,5 тыс. кв. м для молодых семей и молодых специалистов;

ввод в действие 178 проектов местных инициатив граждан, получивших грантовую поддержку;

ввод в действие 4 общеобразовательных организаций на 0,7 тыс. ученических мест;

ввод в действие 43 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;

прирост сельского населения, обеспеченного услугами фельдшерско-акушерских пунктов (офисами врачей общей практики), на 11,3 тыс. человек;

ввод в действие 4 плоскостных спортивных сооружений;

ввод в действие 595,3 км распределительных газовых сетей;

рост уровня газификации жилых домов (квартир) в сельской местности сетевым газом до 7,5%;

ввод в действие 331,0 км локальных водопроводов;

рост уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 70,8%;

ввод в действие 177,8 км автомобильных дорог;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 3 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

создание 1,0 тыс. новых рабочих мест на селе



1. Основные понятия государственной программы


Сельские территории (сельская местность) - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением города Барнаула) и городских поселений, где преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;


сельское население - жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов;


устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий на основе диверсифицированной сельской экономики, обеспечивающей высокое качество жизни, рациональное и экологически обоснованное использование земель;


общественно значимые объекты сельских населенных пунктов - здания обособленных подразделений организаций почтовой связи, здания территориальных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо расположенные в сельском населенном пункте здания или сооружения, в которых размещены школа, детский сад, больница, поликлиника или фельдшерско-акушерский пункт, объекты торговли;


(абзац введен Постановлением Администрации Алтайского края от 27.10.2014 N 497)


инвестиционный проект в сфере агропромышленного комплекса - проект, предполагающий осуществление сельскохозяйственным товаропроизводителем капитальных вложений, связанных со строительством (реконструкцией, модернизацией) объектов сельскохозяйственного назначения, объектов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, приобретением сельскохозяйственных животных, техники и оборудования, в процессе чего создаются высокотехнологичные рабочие места;


объекты производства и переработки сельскохозяйственной продукции - здания, строения и сооружения, используемые для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;


(абзац введен Постановлением Администрации Алтайского края от 27.10.2015 N 414)


несельскохозяйственная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их объединений на территории сел Алтайского края, отличная от производства продукции растениеводства и животноводства. В целях настоящей Программы к приоритетным направлениям несельскохозяйственной деятельности в сельских территориях Алтайского края относится производство продуктов питания, иной промышленной продукции с использованием сельскохозяйственного сырья, их упаковка, оказание бытовых и коммунальных услуг, услуг, связанных с размещением туристов и предоставлением туристических услуг, ремесленничество, торговля, иные виды деятельности.



2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Алтайский край по численности населения (по состоянию на 01.01.2013 - 2398,8 тыс. человек) занимает 22 место в России и 5 место в Сибирском федеральном округе. В сельской местности проживают 1067,7 тыс. человек, или 44,5% населения (в среднем по округу - 27,8%, по России - 26%). При этом плотность населения (14,3 человека на 1 квадратный километр) превышает аналогичные показатели по России и Сибирскому федеральному округу.


В настоящее время в крае насчитывается около 660 сельских поселений. За последний межпереписной период сельская поселенческая сеть сократилась на 22 населенных пункта (на 1,4%). Около 23% сельских населенных пунктов имеет численность жителей до 100 человек, 4,5% - до 10 человек.


Территория Алтайского края составляет 16,8 млн га, из которых 11,7 млн га приходится на земли сельскохозяйственного назначения (70%), 4,3 млн га - земли лесов (25%). В структуре земель сельскохозяйственного назначения 6,5 млн га занимает пашня. По ее площади регион лидирует в Российской Федерации: на долю края приходится треть таких земель Сибирского федерального округа.


Необходимо отметить, что за годы реформ специализация экономики муниципальных районов претерпела довольно существенные изменения. Так, сократилась численность занятых в системообразующей отрасли - сельскохозяйственном производстве, и прежде всего в животноводстве. При этом заметно выросла численность занятых в сфере услуг и в малом бизнесе.


Тем не менее основной отраслью экономики муниципальных районов края является сельское хозяйство, темпы развития которого в последние годы были ниже средних по России. За указанный период объем сельскохозяйственного производства увеличился лишь на 3,2% (по России - на 5,4%).


Вместе с тем наблюдается рост как объемов производства валовой продукции, так и доли в нем сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ): если в 2005 году на них приходилось около 45%, то в 2012 году - около 60%. Причем ускоренное развитие получили товарные хозяйства, которые активно применяют современные технологии, занимаются повышением эффективности производства и внедрением инноваций. В то же время сектор личных подсобных хозяйств, несмотря на происходящие процессы старения и миграции сельского населения, сохранил поголовье скота и птицы, увеличил товарность собственного производства, которая выразилась в приросте объемов закупа основной продукции. Все это свидетельствует о формировании в Алтайском крае многоукладной аграрной экономики с достаточно высокой степенью адаптивности к различным условиям хозяйствования.


Однако рост сельскохозяйственного производства не обеспечивает достаточного уровня финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей. Несмотря на увеличение прибыли, уровень рентабельности составляет 10 - 15%, что не позволяет вести расширенное воспроизводство. Сельхозтоваропроизводители края в значительной степени зависимы от реализации зерновых культур.


Промышленное же производство локализовано в муниципальных образованиях региона в разной степени. В целом на сельские территории приходится около 20% от его общего объема в крае. По выпуску промышленной продукции на душу населения различия среди сельских территорий очень существенны, причем основной отраслью их специализации является пищевая и перерабатывающая промышленность. В последнее время в районах края активно развивается производство отдельных продуктов питания и напитков, что связано с оформлением групп компаний (холдингов), формированием брендов (прежде всего в молочной отрасли), активной модернизацией и открытием новых производств. На долю сельских районов края приходится около 50% объемов выпуска муки, 70% крупы, около 40% мяса и субпродуктов, 45% сыра и сырных продуктов, более 30% цельномолочной продукции, около 20% макарон. Алтайский край является крупнейшим производителем сыра, муки и крупы в России.


Одной из значимых сфер занятости в сельской местности является лесное хозяйство и деревообработка. Алтайский край обладает значительными лесосырьевыми ресурсами: лесами покрыто 25% территории региона. По производству пиломатериалов Алтайский край занимает 5 - 6 место в России. На его долю приходится порядка 6% общероссийского объема производства. В 2012 году среднесписочная численность работников лесного хозяйства составляла 5,1 тыс. человек, а лиц, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева, - 6,4 тыс. человек. В ряде районов на долю лесного хозяйства приходится от 2% до 10% общей численности работающего населения, а в Угловском районе в данной сфере трудится около 20% занятого населения.


Несмотря на темпы экономического роста, обеспечивающие развитие основных отраслей сельской экономики, и сопутствующее ему увеличение доходов сельских жителей, официальные денежные доходы граждан в районах составляют менее 50% от среднегородских значений: в целом по итогам 2012 года их уровень достиг лишь 9378 рублей (в среднем по городам - 19047 рублей). Главное отличие структуры денежных доходов сельских жителей - более высокая доля фонда оплаты труда и различных социальных выплат (свыше 60%), тогда как в городах преобладают поступления от предпринимательской деятельности (около 40%), а доля социальных выплат составляет около 16%.


Развитие сферы малого и среднего предпринимательства в сельской местности также отстает от городских тенденций: в муниципальных районах края осуществляют деятельность менее 39% индивидуальных предпринимателей и 15% малых предприятий. Доходы от предпринимательской деятельности составляют лишь 11%. Естественным следствием данных процессов являются более низкие показатели товарооборота, общественного питания и платных услуг в сравнении со среднегородским уровнем.


Одними из важнейших факторов качества жизни, которые формируют предпочтения относительно проживания в той или иной местности, являются обеспеченность жильем и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы и результативность их деятельности.


Обеспеченность жильем сельских жителей несколько выше среднего значения по городам и составляет 23,6 кв. м на человека (по городам - 20,9 кв. м). Вместе с тем уровень благоустройства сельских домовладений отстает от средних значений по краю: водопроводом оборудовано 54,6% жилищного фонда (в среднем по краю - 73%), канализацией - 39,2% (по краю - 63,2%), отоплением - 80,4% (по краю - 85,3%), горячим водоснабжением - 7,1% (по краю - 41,5%).


В последние годы в сельской местности наблюдается активизация жилищного строительства: за 2006 - 2012 годы на селе введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью около 1,5 млн кв. м. При этом ежегодный ввод жилья в сельской местности устойчиво превышает 30% от общекраевого объема, а в 2012 составил 40,1%.


Абзацы пятнадцатый - шестнадцатый утратили силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 16.02.2018 N 58;


Одной из проблем развития сельских территорий является также ветхость инженерной инфраструктуры. В настоящее время требуют замены около 31% тепловых, 39% водопроводных и 22% канализационных сетей. В силу этого потери тепла в сетях составляют более 22,1% от выработки, а непроизводительные потери в водопроводных сетях - 15,3% от объема воды, подаваемой потребителям. В целом число аварийных ситуаций и случаев повреждения в системе водоснабжения составляет 36 на 100 км сетей, в теплоснабжении - 27 аварий на 100 км сетей.


Подземные воды, используемые для питьевых целей, в ряде населенных пунктов не соответствуют требованиям санитарных правил и нормативов (более 30% всех питьевых вод), характеризуются высокой минерализацией, в том числе содержанием хлоридов (300 - 500 мг/литр), сульфатов (400 - 700 мг/л), железа (0,3 - 2 мг/л), что превышает предельно допустимые концентрации в 1,5 - 4 раза. Большинство систем коммунального водоснабжения нуждается в модернизации, поскольку построены в 1960 - 1970 годах и в результате длительного срока эксплуатации степень их износа достигла критического уровня.


Одним из факторов повышения благоустройства жилищного фонда и объектов социальной сферы является газификация. С начала газификации края, с 1995 года, построено 3,7 тыс. км газораспределительных сетей, газифицировано порядка 90 тыс. квартир и частных домовладений, 1160 котельных переведены на природный газ. Вместе с тем уровень газификации территории края составляет лишь 10%, в том числе в сельской местности - 6%, тогда как в среднем по России данные показатели равны соответственно 58% и 40%.


С целью повышения качества предоставления услуг, сокращения бюджетных расходов Правительством Алтайского края в сельской местности проводится также оптимизация и реструктуризация системы образования и здравоохранения.


(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 16.02.2018 N 58)


В 2011 - 2012 учебном году в сельской местности функционировала 971 общеобразовательная школа, где обучалось 115,9 тыс. учащихся, или 48,3% от общего числа школьников (в 2009 - 2010 годах - 1027 школ и 116,2 тыс. учащихся). В крае создано 269 базовых школ, 244 школьных округа, деятельность которых позволяет развивать различные формы сетевого взаимодействия.