АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2010 года N 200
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010 -2012 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Алтайского края от 3 июня 2013 года N 279
____________________________________________________________________
{Изменения:
1. постановление Администрации Алтайского края от 25 апреля 2011 года N 221.
2. постановление Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 года N 47;
3. постановление Администрации Алтайского края от 3 мая 2012 года N 230;
4. постановление Администрации Алтайского края от 25 декабря 2012 года N 719.
}
{Новая редакция с изменениями от 25 декабря 2012 года.}
{В наименовании и по тексту постановления, а также краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы: слова "краевая целевая" в соответствующем падеже заменены словами "долгосрочная целевая" в соответствующем падеже; слова "краевые государственные учреждения центры занятости населения" в соответствующем падеже заменены словами "краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения" на основании постановления Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 года N 47.}
В целях содействия трудоустройству незанятых граждан Алтайского края и защиты их от безработицы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (в редакции от 30.11.2011 N 361-ФЗ) постановляю {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 года N 47.}:
Утвердить долгосрочную целевую программу "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы (прилагается).
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010 - 2012 годы
Наименование программы | долгосрочная целевая программа "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010-2012 годы (далее - "программа") |
Основание для разработки | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Государственный заказчик | управление Алтайского края по труду и занятости населения |
Основной разработчик | управление Алтайского края по труду и занятости населения |
Цель программы | содействие трудоустройству незанятых граждан Алтайского края, в том числе социально незащищенных групп населения, защита их от безработицы |
Задачи программы | обеспечение информирования населения и работодателей по вопросам занятости; |
Важнейшие целевые | средняя продолжительность регистрируемой безработицы; |
Сроки реализации программы | 2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий программы | управление Алтайского края по труду и занятости населения; |
Объемы и источники финансирования программы | объем финансирования программы в 2010 - 2012 годах составляет 4988202,4 тыс. рублей, из них: |
Ожидаемые результаты реализации программы | снижение средней продолжительности регистрируемой безработицы до 4,7 месяца; |
Состояние рынка труда находится в прямой зависимости от социально-экономических процессов, протекающих не только в регионе, но и в масштабах страны в целом.
В 2006 - 2008 годах в социально-экономической сфере края наблюдалось устойчивое развитие, ситуация в сфере занятости населения постепенно стабилизировались, однако начавшийся в конце 2008 года мировой финансово-экономический кризис значительно ухудшил достигнутые результаты.
Динамичное социально-экономическое развитие края до 4 квартала 2008 года способствовало росту численности занятых в экономике: к июлю 2008 года этот показатель увеличился до 1239,1 тыс. человек, к концу марта 2009 года снизился на 17,0%, или на 210,7 тыс. человек, и составил 1028,4 тыс. человек.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, в 2009 году численность экономически активного населения края снизилась на 25,8 тыс. человек, или на 2,0%, и составила 1283,2 тыс. человек. Численность населения, занятого в экономике, в среднем за 2009 год снизилась на 73,4 тыс. человек, или на 6,1%, и составила 1125,5 тыс. человек (уровень занятости экономически активного населения снизился на 3,9 процентных пункта - с 91,6 до 87,7%). Занимались поиском работы и в соответствии с методологией Международной организации труда квалифицировались как безработные 157,7 тыс. человек (12,3% к экономически активному населению - при 8,4% в предыдущем году). Среднегодовое количество официально зарегистрированных безработных граждан в 2009 году составило 52,9 тыс. человек, что на 6,2% больше, чем в 2008 году.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, за 2009 год возросла на 34,2% (с 42,1 до 56,5 тыс. человек). Уровень регистрируемой безработицы возрос с 2,6 до 3,6% численности граждан в трудоспособном возрасте. При этом в сельской местности показатель увеличился с 4,2 до 5,1%, в городах - с 1,3 до 2,3%.
Несмотря на рост показателей официальной безработицы, неконтролируемой ситуации на рынке труда удалось избежать. Если в 2008 году численность зарегистрированных безработных колебалась в пределах 35,2 - 62,6 тыс. человек (разрыв составил до 27,4 тыс. человек), в 2009 году разница между минимальным и максимальным показателем уменьшилась до 16,3 тыс. человек (42,1 - 58,4 тыс. человек).
В 2009 году рынок труда края характеризовался наличием следующих негативных тенденций:
рост числа увольнений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников и увеличение масштабов введения режима неполного рабочего времени в организациях края. По данным мониторинга, с 1 октября 2008 года из 2,1 тыс. организаций края всего было уволено 18,8 тыс. человек, из них 12,2 тыс. человек, или 65,0%, обратились в органы службы занятости населения. Начиная с октября 2008 года до конца 2009 года количество предприятий, которые находились в простое, а также на которых был введен режим неполного рабочего времени и где предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, составило 737 единиц; численность работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, - 23,4 тыс. человек; численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, - 3,7 тыс. человек, в отпусках без сохранения заработной платы, - 2,5 тыс. человек. Наибольшие размеры неполной занятости отмечались на предприятиях обрабатывающих производств и сельского хозяйства. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю за 2009 год, на крупные и средние предприятия и в организации края было принято 154,2 тыс. человек, выбыло по различным причинам 178,6 тыс. человек, в том числе в связи с сокращением численности - 15,1 тыс. человек. Выбытие работников на 86,3% компенсировалось приемом новых кадров (в 2008 году - на 91,8%);
сокращение численности работников организаций. Численность работников крупных и средних организаций края в 2009 году снизилась на 29,9 тыс. человек, составив 534,7 тыс. человек;
рост числа обращений граждан за содействием в поиске подходящей работы на 22,3%, или на 32,0 тыс. человек (со 143,8 тыс. человек в 2008 году до 175,9 тыс. человек в 2009 году);
уменьшение количества вакантных рабочих мест. По сравнению с 2008 годом потребность в работниках, заявленная организациями края в органы службы занятости, снизилась более чем на 11,0 тыс. единиц, или на 8,1% (со 137,0 до 125,9 тыс. единиц).
Кроме того, некоторые проблемы на рынке труда края по-прежнему остались нерешенными. Наиболее актуальные среди них следующие:
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по количественным и качественным характеристикам. Более 65,0% безработных граждан проживают в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0% вакансий. Каждый пятый официально зарегистрированный безработный (более 21,0%) имеет длительный (более года) перерыв в работе. Свыше 80,0% вакансий, заявляемых в органы службы занятости, приходится на рабочие профессии, большинство из которых предусматривает использование неквалифицированного труда;
низкий уровень оплаты труда - каждая вторая вакансия, заявляемая работодателями в службу занятости населения, предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;
отсутствие в 303 из 1607 населенных пунктах края (19%) работодателей-товаропроизводителей;
низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежи без опыта работы, женщин, воспитывающих малолетних детей, инвалидов и пр.), являющаяся препятствующим фактором при их трудоустройстве.
Вместе с тем в сценарии социально-экономического развития Алтайского края до 2012 года заложены устойчивые темпы экономического роста. Ближайшие три года должны стать переломными в части преодоления наиболее острых региональных проблем, создания основы для посткризисного развития. Важная роль в этом отводится повышению качества трудовых ресурсов и развитию эффективного рынка труда и занятости.
Учитывая приоритеты развития региона на среднесрочную перспективу, возникает необходимость реализации системы мероприятий, которая позволит комплексно решать проблемы, актуальные для рынка труда края в целом и отдельных его территорий. С помощью программно-целевого метода предстоит обеспечить концентрацию сил и средств на приоритетных направлениях государственной политики занятости населения, своевременное реагирование на возникающие изменения в сфере занятости населения, координацию действий отдельных участников рынка труда.
Цель программы - содействие трудоустройству незанятых граждан в Алтайском крае, в том числе социально незащищенных групп населения; защита от безработицы населения края.
Задачи программы - обеспечение информирования населения и работодателей по вопросам занятости; повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда; содействие трудоустройству граждан, ищущих работу, и безработных, в том числе испытывающих трудности в поиске работы; социальная поддержка безработных граждан.
Целевые ориентиры развития экономики края требуют иных подходов к решению проблемы обеспечения эффективной занятости населения и формирования системы действенного регулирования регионального рынка труда. В новых условиях мероприятия настоящей программы синхронизированы с реализуемыми дополнительными мероприятиями по снижению напряженности на рынке труда края.
Новизна данной программы заключается в применении современных, адекватных новым экономическим условиям подходов и технологий к решению проблем обеспечения продуктивной занятости населения и формирования системы эффективного регулирования регионального рынка труда, а именно:
усиление социальной ответственности работодателей и органов местного самоуправления за регулирование ситуации в сфере труда и занятости (новый формат взаимодействия государственных органов службы занятости населения и органов местного самоуправления в рамках принятия муниципальных программ содействия занятости; разработка мероприятий для включения в планы социально-экономического развития городов и районов края; внедрение комплексной оценки социальной ответственности муниципальных образований в сфере труда и занятости);
формирование единых условий для муниципальных образований с целью обеспечения гарантированного получения государственных услуг в области содействия занятости незанятых граждан;
обеспечение принципа адресности при предоставлении государственных услуг в сфере занятости социально незащищенным группам населения (инвалидам, выпускникам профессиональных учебных заведений без практического опыта работы, женщинам, имеющим малолетних детей в возрасте до 3-х лет, и пр.);
повышение мобильности трудовых ресурсов, в том числе для обеспечения потребности организаций, имеющих потенциал экономического роста, а также формирующих внутренний кадровый резерв с учетом дальнейших перспектив;
организация общественных работ и временного трудоустройства на социально значимых объектах, в том числе в рамках проведения тематических акций по оказанию социальной помощи инвалидам, престарелым, ветеранам войны и другим социальным группам населения;
поддержка наиболее сложных форм развития предпринимательства, в том числе механизмов кооперации, обеспечивающих долгосрочную занятость населения и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных;
смещение акцентов на расширение клиентской базы работодателей и граждан, ищущих работу.
Мероприятия программы определены с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения в соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и направлены на достижение поставленных целей и задач {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 года N 47.}.
По каждому мероприятию программы ежегодно устанавливаются плановые показатели (объемы оказания государственных услуг в сфере содействия занятости) для краевых государственных казенных учреждений центров занятости населения в зависимости от объемов финансирования и изменения ситуации на рынке труда.
Перечень программных мероприятий приведен в таблице 1.
{Раздел 4 изложен в редакции:
1. постановления Администрации края от 25 апреля 2011 года N 221;
2. постановления Администрации Алтайского края от 4 февраля 2012 года N 47.}
Финансирование программы осуществляется за счет средств:
краевого бюджета (на основании закона Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период);
местных бюджетов *;
внебюджетных источников (работодателей) *.
Основным источником финансового обеспечения программы являются средства краевого бюджета. В случае экономии средств бюджета края при реализации одного из мероприятий программы допускается перераспределение данных средств на осуществление иных программных мероприятий в рамках объемов финансирования, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий год.
Финансирование мероприятий из местных бюджетов происходит после принятия по данным вопросам решения органов местного самоуправления (за исключением финансовых средств, переданных местному бюджету на осуществление целевых расходов). Кроме того, финансирование программы осуществляется за счет средств внебюджетных источников (работодателей).
Общий объем финансирования программы составляет 5119414,4 тыс. рублей, в том числе:
из краевого бюджета - 4785221,9 тыс. рублей, из них:
в 2010 году - 1764371,7 тыс. рублей;
в 2011 году - 1403895,2 тыс. рублей;
в 2012 году - 1616955,0 тыс. рублей;
из местных бюджетов <*> - 79047,0 тыс. рублей, из них:
в 2010 году - 29975,6 тыс. рублей;
в 2011 году - 24342,3 тыс. рублей;
в 2012 году - 24729,1 тыс. рублей;