АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2011 года N 149
Об утверждении краевой программы "Строительство", реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100+100") на 2011-2013 годы
В целях создания экономических и технологических условий для устойчивого развития молочного и мясного животноводства в Алтайском крае постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Строительство, реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100 + 100")" на 2011 - 2013 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин
КРАЕВАЯ ПРОГРАММА "Строительство", реконструкция и модернизация 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском крае (Программа "100+100") на 2011-2013 годы
Наименование "Строительство, реконструкция и модернизация 100
Программы молочных и 100 мясных комплексов и ферм в Алтайском
крае (Программа "100 + 100")" на 2011 - 2013 годы
(далее - "Программа")
Разработчики Главное управление сельского хозяйства Алтайского края
Программы
Цель Программы создание экономических и технологических условий для
устойчивого развития молочного и мясного животноводства
в Алтайском крае
Задачи создание условий для активизации процессов
Программы строительства, реконструкции и модернизации
животноводческих комплексов и ферм;
содействие увеличению объемов производства продукции
животноводства;
диверсификация сельскохозяйственного производства,
осуществляемого малыми формами хозяйствования, путем
развития животноводства
Целевые объем производства молока;
индикаторы и объем производства скота и птицы на убой;
показатели количество построенных, реконструированных и
Программы модернизированных животноводческих комплексов и ферм;
уровень товарности производимого в крестьянских
(фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения
молока, скота и птицы на убой;
количество новых рабочих мест, созданных в сельской
местности
Программные поддержка реализации проектов строительства,
мероприятия реконструкции и модернизации животноводческих
комплексов и ферм;
поддержка развития племенной базы животноводства;
поддержка технического перевооружения животноводства;
поддержка укрепления кормовой базы и улучшения качества
кормов;
поддержка диверсификации сельскохозяйственного
производства, осуществляемого малыми формами
хозяйствования, путем развития животноводства;
переподготовка, повышение квалификации, стажировка
специалистов по программам внедрения (изучения)
современной технологии ведения животноводства
Сроки 2011 - 2013 годы
реализации
программных
мероприятий
Ожидаемые строительство, реконструкция и модернизация не менее
конечные 100 молочных и 100 мясных комплексов и ферм на 289,2
результаты тыс. скотомест;
реализации увеличение объема производства молока на 48,6 тыс. тонн
Программы (или на 3,4%), скота и птицы на убой - на 29 тыс. тонн
(или на 9,4%);
повышение уровня товарности производимого в
крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах
населения молока до 30%, скота и птицы на убой до 60%;
создание в сельской местности 1260 новых рабочих мест
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В Алтайском крае животноводство является важнейшей подотраслью сельского хозяйства, обеспечивающей занятость более половины сельского населения. На его долю приходится около 50% всей производимой сельскохозяйственной продукции. Природно-климатические условия, наличие земельных ресурсов позволяют заниматься животноводством во всех районах края. В отрасли насчитывается 836 сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств и значительное число личных подсобных хозяйств населения.
Развитие животноводства имеет существенное значение не только для региональной экономики, но и для обеспечения продовольственной безопасности нашей страны. Алтайский край - один из крупнейших производителей животноводческой продукции не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации: здесь производится более 300 тыс. тонн скота и птицы на убой, 1420 тыс. тонн молока, 1050 млн. штук яиц. Так, среди регионов страны Алтайский край по валовому производству молока занимает 3-е место, мяса - 6-е место, яйца - 14-е место, а по производству молока на душу населения, сыров и животного масла регион является лидером.
Дальнейшее эффективное развитие животноводства, повышение конкурентоспособности отрасли - одна из задач Стратегии социально-экономического развития Алтайского края и краевой программы "Комплексное развитие Алтайского Приобья". Важнейшими условиями решения этой задачи на современном этапе становятся: смена технологической платформы отрасли, внедрение инновационных методов и технологий содержания скота, повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных. Выполнение перечисленных условий позволит обеспечить дальнейший рост продуктивности скота и птицы, увеличить объемы производства продукции, повысить рентабельность отрасли, создать комфортные условия для работы обслуживающему персоналу.
Последние пять лет государственная поддержка животноводства осуществляется посредством реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, экономически значимых региональных программ развития молочного и мясного скотоводства. Во многом благодаря выполнению программных мероприятий в крае уже сейчас действуют специализирующиеся на молочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве современные животноводческие комплексы, построенные и реконструированные в период с 2006 по 2010 годы. Применение в работе данных комплексов высокотехнологичного инновационного оборудования, передовых технологий организации труда позволило за 5 лет:
довести объем производства молока до 1420 тыс. тонн (+ 103,8 тыс. тонн к уровню 2005 года);
увеличить производство мяса на убой в живом весе до 306 тыс. тонн (+ 82 тыс. тонн к уровню 2005 года);
обеспечить современные условия труда обслуживающему персоналу, повысить заработную плату в 2,7 раза;
повысить качество продукции.
Как показывает практика, государственная поддержка технического перевооружения отраслей животноводства и кормопроизводства является высокоэффективной и целесообразной. Последние четыре года в рамках краевых и ведомственных целевых программ хозяйствами края приобретено 212 новых линейных доильных установок, 278 танков-охладителей молока, 395 кормоуборочных комбайнов, 236 мобильных кормоцехов (типа ИСРК), смонтировано 13 современных доильных залов.
Нужно отметить социально-экономическую значимость развития животноводства для малых форм хозяйствования. Увеличение производства молока и мяса в личных подсобных хозяйствах населения (в данной категории хозяйств содержится более 46% поголовья крупного рогатого скота, 79% поголовья свиней, 77% поголовья овец) позволяет повысить доступность данных видов продукции для граждан, обеспечить получение дополнительного дохода от их реализации, а также способствует росту уровня занятости в сельской местности.
Однако несмотря на позитивные тенденции последних пяти лет, существует ряд факторов, сдерживающих дальнейшее интенсивное развитие животноводства в крае, главными из которых являются:
1. Изношенность основных производственных фондов, высокая фондоемкость отрасли при значительных сроках окупаемости капитальных вложений.
В крае более 70% помещений, используемых для содержания сельскохозяйственных животных и птицы, морально и физически устарело. Применяемая в большинстве сельскохозяйственных организаций технология содержания животных и птицы не соответствует современным зоогигиеническим требованиям по параметрам микроклимата и объемно-планировочным решениям, не создает комфортных условий для работы обслуживающего персонала. Постоянный рост затрат не позволяет большинству сельхозпредприятий обновлять основные производственные фонды. Строительство, реконструкция и модернизация животноводческих комплексов и ферм требует значительных капитальных вложений, окупаемость которых оценивается в пределах 10 - 15 лет. Существующие темпы технического переоснащения животноводческих ферм не позволяют решать задачи повышения эффективности и увеличения объемов производства продукции животноводства.
2. Инфраструктурные ограничения при строительстве и реконструкции животноводческих комплексов и ферм. Недостаточно развитая инженерная инфраструктура (электро- и газоснабжение, подъездные пути) является серьезным сдерживающим фактором для реализации на территории края крупных инвестиционных проектов строительства современных комплексов и ферм. Создание объектов инфраструктуры требует значительных финансовых вложений со стороны инвесторов, что снижает инвестиционную привлекательность проектов.
3. Низкий уровень реализации генетического потенциала в товарном животноводстве. Состояние племенной базы животноводства и системы искусственного осеменения являются основополагающими факторами повышения продуктивности сельскохозяйственных животных. Однако в настоящее время в большинстве сельскохозяйственных организаций генетический потенциал животных используется на 33 - 60%. Поэтому существует необходимость замены части поголовья в товарных хозяйствах высокопродуктивным племенным скотом и птицей, а также дальнейшего обновления генофонда.
Потребность Алтайского края в племенной продукции для интенсивного развития животноводства оценивается в пределах 5,5 тыс. голов крупного рогатого скота в год. При этом, несмотря на положительную динамику развития племенного животноводства, на территории региона реализуется только 3,7 тыс. голов племенного молодняка.
4. Недостаточные темпы развития системы заготовки сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования. В настоящее время в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах населения производится 54% молока и 55% мяса. При этом товарность молока составляет 26%, мяса - 57%. Причиной низкой товарности сельхозпродукции является отсутствие системы закупа молока и мяса, обеспечивающей баланс интересов товаропроизводителей, организаций-закупщиков и перерабатывающих предприятий. Существующая практика закупа продукции животноводства индивидуальными предпринимателями привела к необоснованному занижению закупочных цен и снижению заинтересованности сельского населения в увеличении ее производства и реализации.
Создание крестьянскими хозяйствами и гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их техническое оснащение современным транспортом и оборудованием для сбора, охлаждения, первичной переработки и определения качества мясомолочной продукции способствуют развитию животноводства в крае. Однако деятельности снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов препятствует недостаток собственных ресурсов для приобретения необходимой техники.
Дополнительным стимулом для развития производства сельскохозяйственной продукции, осуществляемого малыми формами хозяйствования, для создания новых рабочих мест в сельской местности может стать преобразование личных подсобных хозяйств населения в крестьянские (фермерские) хозяйства. Это расширит возможности участия данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей в мероприятиях региональных программ развития сельского хозяйства, а также возможности привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов и использования наемных работников.
5. Недостаток квалифицированных специалистов. Недостаток квалифицированных специалистов высшего и среднего звена в отрасли является существенным ограничением для внедрения современных ресурсосберегающих технологий в производство. В настоящее время только 70% из 536 сельхозпредприятий края, занимающихся животноводством, имеют в своем штате главных зоотехников, из которых лишь половина с высшим образованием.
Для работы на современных животноводческих предприятиях индустриального типа необходимы специалисты, владеющие методами организации труда, инновационными технологиями управления стадом, приобретшие опыт в передовых отечественных и зарубежных организациях.
В целом наличие вышеизложенных сдерживающих факторов оказывает существенное негативное влияние на экономическую эффективность животноводства. В настоящее время решение указанных проблем возможно только с использованием комплексного подхода на основе программно-целевого метода.