ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 2017 года N 602-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОТ 30.09.2014 N 442-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:

1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2014 N 442-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" следующее изменение:

государственную программу Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" изложить в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
первого заместителя
Губернатора края -
председателя
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 5 октября 2017 года N 602-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 года N 442-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование государственной программы

"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации";
Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы

агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - Агентство)

Соисполнители государственной программы

министерство культуры Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы

1. "Формирование общероссийской идентичности";
2. "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества";
3. "Сохранение и развитие этнокультурных традиций";
4. "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии"

Цель государственной программы

укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае

Задачи государственной программы

1. Содействие укреплению единой российской гражданской нации.
2. Развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края.
3. Развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края.
4. Выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий

Этапы и сроки реализации государственной программы

2015 - 2030 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются

Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы

приведен в приложении к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы

объем финансирования государственной программы составляет 549717,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
из средств федерального бюджета: 62381,1 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 29076,4 тыс. рублей;
2017 год - 9116,0 тыс. рублей;
2018 год - 7848,2 тыс. рублей;
2019 год - 8170,5 тыс. рублей;
2020 год - 8170,0 тыс. рублей;
из средств краевого бюджета: 487336,4 тыс. рублей, в том числе:
2015 год - 82417,1 тыс. рублей;
2016 год - 76610,1 тыс. рублей;
2017 год - 80577,3 тыс. рублей;
2018 год - 82577,3 тыс. рублей;
2019 год - 82577,3 тыс. рублей;
2020 год - 82577,3 тыс. рублей

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. На его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.

Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизнедеятельности России, потребовали от властей новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.

На федеральном уровне были приняты такие важные документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010 - 2015 годы (утверждена Распоряжением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 602-р), Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009 - 2020 годы (утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п), а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.

В то же время результаты социологических опросов населения о межнациональных отношениях в субъектах Российской Федерации, проведенных в феврале 2014 года, свидетельствуют о нарастании негативных тенденций и ксенофобских настроений в общественном мнении жителей Красноярского края. Причем многие показатели по краю оказались хуже в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа (далее - СФО).

Так, удельный вес жителей Красноярского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе на протяжении последнего года, составил 25,3% (последнее рейтинговое место в СФО). Для сравнения, в Кемеровской области данный показатель составил 20,8%, Иркутской и Томской областях - по 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской - 7,8%, в среднем по СФО - 12,8%.

Более 28,8% населения Красноярского края считают, что в населенном пункте их проживания возможен серьезный конфликт на национальной почве. В большинстве регионов СФО этот показатель значительно лучше: в Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%; в среднем по СФО - 17,9%.

Данная тревожная ситуация стала следствием объективных общероссийских тенденций, а также региональных особенностей Красноярского края.

Во-первых, в Красноярском крае ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX - XX столетий межнациональной палитры. За последние четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 1,4 - 2 раза. Причина - снижение демографического прироста, миграционная убыль и ассимиляция. Напротив, за этот же период в 1,5 - 3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, как по причине усиленной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.

Во-вторых, Красноярский край является чрезвычайно привлекательным для трудовой миграции. В условиях дефицита местных трудовых ресурсов, а также относительно высокого на фоне России прожиточного уровня экономика Красноярского края привлекает десятки тысяч мигрантов, слабо подверженных интеграционным и адаптационным процессам. На территории Красноярского края ежегодно регистрируется порядка 170 - 180 тыс. иностранных граждан, абсолютное большинство из которых прибыло на заработки из кавказских и среднеазиатских регионов. Они предпочитают селиться в крупных городах, в результате чего в г. Красноярске уже отчетливо проявляется анклавность их расселения. А это вызывает крайне негативную интолерантную реакцию местных жителей, выливающуюся в откровенную мигрантофобию.

Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство трудовых мигрантов прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетипичными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культуры.

В-третьих, разогрев интолерантного общественного мнения по национальному вопросу происходит из-за некорректного его освещения в центральных и местных СМИ. Красноярские телеканалы и газеты, являющиеся в своей массе частными СМИ, в интересах поддержания своего рейтинга нередко публикуют скандальные материалы. Большое количество позитивных, культурно-просветительских событий и акций, проводимых национальными общественными объединениями, практически не находят отражения в краевых СМИ.

Между тем, как показывают социологические исследования Красноярского края, доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают электронные СМИ - телевидение, а для молодежи - Интернет и социальные сети.

В-четвертых, в деле воспитания толерантных и интернациональных установок среди детей и молодежи существенно снизилась роль таких традиционных общественных институтов, как семья и школа. Между тем именно молодежная среда подвержена более всего влиянию национального и религиозного радикализма и экстремизма. Социологические срезы свидетельствуют, что среди школьников старших классов и особенно учащихся технических лицеев Красноярского края очень развита ксенофобия в отношении мигрантов.

Таким образом, в сфере межнациональных отношений на территории Красноярского края имеются следующие угрозы:

слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

рост националистических и радикальных настроений в среде различных этнических общностей, с одной стороны, и в среде русского большинства, с другой стороны;

рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

недостаточная координация усилий государственных органов и институтов гражданского общества по использованию имеющихся ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

сохранение неудовлетворенности среди отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе;

снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов края;

политизация религиозного и этнического факторов;

усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализировать часть религиозного сообщества.

Все это в конечном итоге свидетельствует о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.

Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального и краевого бюджетов реализации национальной политики на территории Красноярского края носила фрагментарный характер, а средства были сосредоточены на небольших в численном отношении группах (КМНС, российские немцы, отдельные группы национальных меньшинств), существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации государственной программы.

Правовые риски могут быть связаны с изменением нормативных правовых актов как федеральных, так и краевых по вопросам, относящимся к сфере реализации государственной программы.

Возможны также риски, связанные с такими особенностями этнокультурной сферы, как устойчивость национальных и религиозных традиций. Это ведет к отложенному по времени социальному эффекту по таким показателям, как рост толерантности, изменение ценностных ориентаций и норм поведения людей, снижение прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов, улучшение этнокультурного и социального самочувствия старожильческих народов России, адаптация и интеграция мигрантов, повышение эффективности использования этнокультурного потенциала края и инвестиционной привлекательности региона.

В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:

мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы в отчетном периоде, учет результатов мониторинга при распределении или изменении объемов финансирования в очередном финансовом году;

осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий государственной программы;

перераспределение объемов финансирования государственной программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

3. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СФЕРЫ


Основными приоритетами в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края является сохранение этнокультурного многообразия народов России, обеспечение популяризации исторического и культурного наследия народов России и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, а также поддержка самобытной культуры российского казачества и повышение его роли в воспитании подрастающего поколения.

Данные приоритеты государственной региональной политики формируют цель государственной программы - укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае.

Реализация государственной программы направлена на достижение следующих задач:

1) содействие укреплению единой российской гражданской нации;

2) развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края;

3) развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края;

4) выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий.

Государственная программа должна:

активизировать процессы по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

не допустить размывания традиционных нравственных ценностей народов России, проживающих на территории Красноярского края;

усилить меры по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

повысить эффективность межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации национальной политики на территории Красноярского края, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;

повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров.

4. ПРОГНОЗ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ СОСТОЯНИЕ (ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ) УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ, ЭКОНОМИКИ, СТЕПЕНИ РЕАЛИЗАЦИИ ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ИНТЕРЕСОВ


Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие сферы укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов на территории Красноярского края приведен в перечне целевых показателей с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации (приложение к паспорту государственной программы).

Ожидаемые результаты реализации государственной программы к концу 2030 года следующие:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»