Об утверждении Основных направлений стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Красноярского края от 11.10.2016 N 516-п, вступившего в силу в день, следующий за днем официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru - 11.10.2016).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьёй 103 Устава Красноярского края
постановляю:
1. Утвердить Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы (прилагаются).
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора края - заместителя председателя Правительства края О.А. Карлову.
3. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края».
4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Э.Ш. Акбулатов
Основные направления стратегии культурной политики
Красноярского края на 2009-2020 годы
Существенным принципом современной культурной политики является соотнесение культурного процесса в регионе с мировым культурным контекстом. Понимание, проектирование и управление местными культурными событиями необходимо сопоставлять с общероссийским и международным уровнем проблем и вызовов. Присутствие на культурно-политической карте мира требует соотнесения концепций организации и управления культурой с сибирскими, федеральными, европейскими и мировыми стратегиями и программами. В контексте современных тенденций культура становится ресурсом новой экономики и действующим агентом развития, источником нового мышления.
Востребованность инновационных моделей мышления - важнейший постулат современной цивилизации. Креативная составляющая сегодня становится влиятельным фактором социально-культурной действительности и глобальной конкуренции городов, регионов и стран. Все очевиднее становление постиндустриального уклада жизни в развитых обществах, при котором определяющими являются уже не только потоки информации и знаний, а способности нации как сообщества индивидуальностей к пониманию, созданию и эффективному использованию образов и смыслов. Двигателем постиндустриального общества становится культура, понимаемая как совокупность творческих ресурсов. Ключевыми институтами новой экономики становятся университеты, информационные, научные, культурные организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания. Ядро экономики в современной цивилизации составляют технологии проектирования будущего, создание креативного потенциала и управление развитием, формирование инновационных потребностей и опережающего избыточного предложения. Для развития этого сектора нужны творчески мыслящие, художественно одаренные люди, создающие в союзе с менеджерами и технологами рыночные продукты, экономическая ценность которых заключена в их культурных или интеллектуальных свойствах.
Наступает эпоха воображения: соединяя прошлое, настоящее и будущее, творческая модель мышления и деятельности задействует интеллектуальные ресурсы культуры, символический капитал места и сетевые инфраструктуры, открывает новые горизонты для временного и пространственного опыта. Культура есть сфера производства актуальных смыслов - подвижной и динамичной основы самоопределения личности во времени и пространстве, предоставляющая средства для понимания и структурирования жизненного мира. Ключевым звеном критического положения современного российского общества в переходную эпоху является бедность устремлений, нехватка мотивационной энергии. На повестке дня - талант и амбиция, самоопределение и напряжение жизненных пружин русской души, воли и понимания.
Именно в Сибири был востребован пассионарный, смелый, свободолюбивый менталитет, в истории ее развития прежде всего реализовывался инновационный опыт уникальных социальных проектов, касается ли это переселения крестьян по столыпинской реформе, строительства самых мощных в мире ГЭС, создания космических технологий военно-промышленного комплекса или реализации программы «Превратим Сибирь в край высокой культуры». При всей неоднозначности оценки этих свершений, их объединяет масштабность и устремленность за рамки локальной усредненной жизни. Судьба России разрешалась освоением «пустого» пространства от Европы до Тихого океана. Региональная культурная идентичность Сибири в масштабе России и мира должна строиться на этом фундаментальном историческом факте: евразийская «пустыня» - это уже не столько безлюдная, отдаленная земля с залежами углеводородов, драгметаллов, древесины и гидроэнергии (природная кладовая), сколько неразгаданный ресурс цивилизационной будущности, стратегическое социально-культурное преимущество, позиционирующее Россию в мире. Именно энергия устремления - характерное свойство первичного сибирского самосознания. Поэтому важнейшей культурно-политической целью на пути встраивания краевой культуры в возможно более широкий контекст является осознание и компенсация географической удаленности территории Красноярского края от сложившихся федеральных и международных культурных центров. Отсюда ориентация сетевых программ и проектов межрегионального партнерства и обмена, в которых искусство выступает «за и против географии».
Необходимое условие модернизации и развития сферы культуры - концептуально-проектный способ преобразования культурной среды, востребующий проектную деятельность, пронизанную творчеством. Роль культурных институтов может стать весьма ощутимой, если они осознают и сформируют креативное ядро своей деятельности и соотнесут его с коммуникационными процессами и технологиями. В центре современной креативной культуры находится искусство в его наивысшей форме развития. В отличие от индустрии развлечений сложное искусство генерирует подлинные, целостные и многозначные картины мира, представляющие фундаментальный ресурс личностного роста. Наряду с обеспечением условий возникновения художественных открытий важнейшим системным условием является инфраструктура доступа и коммуникации с феноменами развитой и сложной культуры.
Культура становится стратегическим приоритетом современной экономики развитых стран именно потому, что сумела генерировать в себе мощный сектор творческих индустрий. Именно культура аккумулирует позитивные эффекты в разных сферах, позволяет превратить слабые стороны в сильные, когда кооперация организаций культуры с другими социальными субъектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест, помогать решению социально-экономических проблем и способствовать разрешению конфликтных ситуаций. Креативные технологии в Сибири - это не просто новомодные европейские идеи, а современный образ мысли и жизни, где культура выступает всепроникающей силой в создании творческого потенциала социально-экономической жизни края и определяет ориентиры его развития.
Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы разработаны с учетом новой социально-экономической стратегии региона, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности. Данная стратегия культурной политики является определяющим документом для формирования краевых целевых программ в сфере культуры, ведомственной программы министерства культуры, а также для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, базирующихся на нормативных правовых документах, регулирующих деятельность отрасли.
2. Стратегический анализ социально-культурной ситуации в Красноярском крае
Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края. Идеологические и социально-экономические трансформации российского общества также наложили свой отпечаток на культуру как на отрасль, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопив позитивный опыт адаптации к новым рыночным условиям, подтвердила авторитет у населения и убедительно заявила о своем статусе системообразующего социального института.
Современная социокультурная ситуация в Красноярском крае характеризуется рядом тенденций: политико-экономическими, социально-культурными и технологическими.
1. Политико-экономические тенденции. Активная демократическая власть, сформировавшаяся на протяжении последних 5-7 лет в Красноярском крае, направленная на формирование благоустройства и благополучия жизни общества и интенсивную индустриализацию экономики, определяет следующие приоритетные направления развития.
Приоритет федеральной стратегии экономического развития «4 И»: Институты. Инфраструктура. Инновации. Инвестиции». Данные концепты были сформулированы Д.А. Медведевым на Красноярском экономическом форуме в 2008 году и положены в основу современного экономического развития края. Культура, являющаяся одним из стратегических секторов развития края, также нуждается в определении приоритетов и их реализации.
Приоритет развития Сибири. В настоящее время концепция развития городов и сел Сибири изменяется. Основным приоритетом становится интенсивное развитие отраслей, добывающих сырье с его глубокой переработкой до конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, а также развитие энергетического потенциала края, машиностроения, агропромышленного комплекса. Такие проекты, выступающие «точками роста» экономики края, определят широкое инфраструктурное развитие сел и малых городов, обеспечивая тем самым создание комфортных условий для проживания местного населения. Культура здесь должна выступать в качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территорий и развития человеческого потенциала.
Приоритет инвестиционных экономических проектов. Красноярский край развивается по сценарию «региона-локомотива», «магнита притяжения», реализовывая крупные инвестиционные экономические проекты. Например, строительство Богучанской ГЭС, создание Красноярской агломерации-2020 и другие.
Приоритет национальных и региональных проектов. На территории края реализуются национальные и региональные приоритетные проекты в социальной сфере: образовании, культуре, здравоохранении.
Приоритет повышения инвестиционной привлекательности и статуса города Красноярска и края в мировом и общероссийском пространстве. Активный процесс изучения экономического, туристского, интеллектуального потенциала позволяет начать проектирование и активное строительство объектов международного уровня: отелей, выставочных деловых центров, бизнес-центров, горнолыжных курортов (фан-парк «Бобровый лог», национальный парк «Ергаки»). Красноярск становится крупным, интенсивно развивающимся экономическим, образовательным и культурным центром, местом притяжения для молодежи, что может превратить его в пространство постиндустриального развития.
Приоритет молодежи. В крае активно поддерживаются творческие инициативы молодежи, направленные на формирование и удовлетворение духовных, интеллектуальных, культурных запросов личности. Данная тенденция реализуется в проектах «Территория инициативной молодежи «Бирюса», «Золотой кадровый резерв», Красноярский молодежный форум, Краевой молодежный парламент, разработка и строительство экстрим-парка и другие.
2. Социально-культурные тенденции обусловлены неоднородностью пространства Красноярского края, потерей культурных связей и разнонаправленностью развития его территориальных субъектов:
1) город Красноярск - большая культурная столица Красноярского края, в ближайшем будущем - крупнейший город Сибири, развивающийся в постиндустриальном направлении. Модель развития города Красноярска характеризуется следующими процессами:
определенный рост благосостояния среднего класса жителей города;
формирование интеллектуальной и творческой студенческой среды посредством реализации следующих проектов: IQ-бал, Сибирский федеральный университет, становящихся «точками притяжения» молодежи в Красноярскую агломерацию-2020;
дифференциация городской молодежи, представленная образованием формальных и неформальных объединений молодежи и молодежных субкультур;
формирование многонациональной культурной среды, возникновение национальных диспропорций в городской среде;
усложнение религиозной среды города и края, увеличение конфессионального многообразия и возможности попадания молодежи в секты, носящие деструктивный и асоциальный характер;
появление отдельных фрагментов разножанровой и разностилевой городской культурной среды посредством строительства различных арт-объектов и креативного благоустройства;
интенсивное расширение сети услуг и торгово-развлекательных комплексов, различных кафе, становящихся не только местом развлечения, но и местом для проведения досуга и общения;
ускорение ритма жизни, информационных потоков, усиление транспортных проблем приводит к дефициту свободного времени у современных жителей большого города, особенно у молодежи;
города (Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск, Норильск и другие) - развивающиеся индустриальные города, малые культурные столицы края, точки опережающего развития, территориальные «магниты притяжения» молодежи. В этих городах наблюдаются следующие тенденции:
социальное расслоение населения;
утечка молодежи в крупные города;
попытка формирования благоприятной для жизни и творчества городской среды, строительство арт-объектов временного и постоянного использования;
активизация культурной жизни населения, в том числе создание благоприятных условий для духовного и культурного развития различных социальных групп населения. Например, в г. Канске при поддержке муниципальных органов власти реализуются крупные международные культурные арт-проекты, направленные на изменение социально-экономической ситуации в городе посредством организации «культурной революции»;
предпосылки формирования культурных брендов малых городов посредством сохранения и использования уникального культурно-исторического наследия и реализации крупных арт-событий;
попытки формирования самобытной культурной среды малых городов посредством внедрения инновационных социально-культурных технологий и нетрадиционных форм досуга;
сельские поселения, представляющие собой «аграрный мир», территории, характеризуемые самобытной народной культурой и уникальным культурно-историческим наследием, межнациональными и конфессиональными связями. В социально-культурной жизни населения села наблюдается ряд следующих процессов:
рост социально-демографических проблем, характеризуемых слабой социальной обеспеченностью населения и утечкой молодежи в крупные города, рост численности людей старшего возраста;
недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры, удаленность и оторванность сельских поселений от центров культурного развития;
исчезновение малых народов и народностей, являющихся носителями культурно-исторических, фольклорных и ремесленнических традиций, и, как следствие, потеря культурной самобытности сельских поселений.
3. Технологические тенденции определяют современный вектор информатизации Красноярского края:
активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций, медиатехнологий во все сферы жизнедеятельности населения;
информатизация жизни общества, доступность всех видов связи для жителей больших и малых городов;
создание ресурсных образовательных центров в каждом районе края;
виртуализация социально-культурного пространства.
Анализ сферы культуры Красноярского края позволяет выделить ряд ее сильных и слабых сторон.
Сильные стороны:
Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие края.
Многообразие культур с уникальными традициями, представленными во всех видах искусства.
Самобытность малых народов Севера и других народностей, населяющих территории края.
Мощный художественный потенциал культуры Красноярского края.
Высокоразвитое профессиональное искусство со сложившейся инфраструктурой и системой творческих объединений и союзов по всем жанрам и видам искусства.
Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов края.
Развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства.
Широкая сеть культурной инфраструктуры в крупных и малых городах края, сельских поселениях.
Сложившаяся история жизнедеятельности меценатов, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры края, а также известных творцов: художников, писателей, хореографов, архитекторов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших г. Красноярск и Красноярский край в России и за рубежом.
Богатство края творческими талантами.
Реализация краевого приоритетного проекта «Культура», в рамках которого осуществляется финансовая поддержка лучших творческих работников и одаренных детей края и значимых для жителей края социально-культурных проектов.
Устойчивый интерес институтов культуры, креативных центров и площадок к развитию и модернизации, внедрению новых технологий.
Высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
Слабые стороны:
Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов.
Слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения.
Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере.
Отсутствие раздела культуры в реализуемых крупных социально-экономических проектах и программах на территории края.
Несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития края.
Творческая молодежь не представляет общественной силы, слабо самоорганизована, институционально не оформлена и не заявляет о себе власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ.
В культуре и художественном образовании слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование актуального искусства, развитие креативности, производство новых культурных смыслов, знаков, символов и ценностей.
Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры края для его жителей и гостей, как не сформирована региональная культурная идентичность, способствующая культурной самоидентификации населения.
Неравномерность развития культурной инфраструктуры и разноудаленность районных центров края от активно развивающихся культурных центров России и зарубежных стран.
Культура слабо ориентирована на молодежную аудиторию, не учитывает ее запросов, не оказывает влияния на формирование и регулирование социокультурной активности молодежи, не участвует в формировании новых культурных ценностей.