АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июля 2015 года N 197-ра
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 7 МАЯ 2014 ГОДА N 142-РА "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" 2013 - 2018 ГОДЫ"
На основании Устава Приморского края:
Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" 2013 - 2018 годы)", утвержденный распоряжением Администрации Приморского края от 7 мая 2014 года N 142-ра "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" 2013 - 2018 годы" (в редакции распоряжения Администрации Приморского края от 7 ноября 2014 года N 393-ра), изменения, изложив его в новой редакции (прилагается).
Губернатор края -
Глава Администрации
Приморского края
В.В.МИКЛУШЕВСКИЙ
Приложение
к распоряжению
Администрации
Приморского края
"Утвержден
распоряжением
Администрации
Приморского края
от 07.05.2014 N 142-ра
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ
Приморский край
Основной целью реализации "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" на 2013 - 2018 годы" является существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере образования, обеспечение их доступности с учетом реальной потребности.
Реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р "О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг.", "дорожной карты" позволит проводить дальнейшую работу по совершенствованию системы оплаты труда работников, предусматривающую достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ), что является основой для использования принципов "эффективного контракта" (трудового договора с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
С 1 сентября 2013 года в государственных организациях Приморского края введены отраслевые системы оплаты труда, которые ориентированы на повышение самостоятельности руководителей организаций при определении условий оплаты труда работников и возможностей стимулирования их работы на результат.
Приняты Закон Приморского края от 25 апреля 2013 года N 188-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края", постановления Администрации Приморского края от 8 мая 2013 года N 168-па "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края", от 23 августа 2013 года N 326-па "О порядке и размерах оплаты труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Приморского края".
Принятыми нормативными правовыми актами заданы общие ориентиры, заложена основная концепция в установлении отраслевых систем оплаты труда:
установление окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
применение к окладам работников повышающих коэффициентов;
установление перечней стимулирующих и компенсационных выплат;
введение премирования работников по результатам труда;
возможность оказания материальной помощи работнику, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых услуг, позволило сбалансировать долю "гарантированной части" заработной платы работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям.
Принятыми нормативными правовыми актами установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя организации и средней заработной платы работников организации (за исключением руководителя организации, заместителей руководителя и главного бухгалтера) в кратности до 8-ми.
В связи с введением отраслевых систем оплаты труда с 1 сентября 2013 года со всеми руководителями государственных организаций Приморского края заключены трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовым договорам) в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
В целях оценки эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций установлены целевые показатели эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций, их руководителей и работников по видам организаций и основным категориям работников.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством в образовательных организациях Приморского края создаются аттестационные комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям (статья 49 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В организациях проводится работа по проверке соответствия квалификации работников требуемой квалификации для выполнения должностных обязанностей с учетом требований профессиональных стандартов, применяемых в образовательных организациях. Продолжается работа над уточнением и конкретизацией трудовых функций работников, показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников, выполнение которых позволит устанавливать размер стимулирующих выплат за достижение как личных, так и коллективных результатов труда. Разрабатывается (определяется) система нормирования труда в образовательных организациях и внедрение систем нормирования труда в организациях с целью:
создания условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
обеспечения нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных услуг);
повышения эффективности обслуживания потребителей государственных услуг.
I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
1.1. Основные направления
Доступность дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Реализация подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013 - 2017 годы.
Обеспечение реализации мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Приморского края, осуществляющим управление в сфере образования, на софинансирование реализации региональных, муниципальных программ развития дошкольного образования;
обеспечение мер по созданию дополнительных мест в образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;
информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.
1.2. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3-х до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:
контроль за реализацией основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
1.3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования
Количественные характеристики | Единица измерения | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Численность детей в возрасте 1 - 7 лет | человек | 140568 | 143929 | 148440 | 149736 | 149975 | 149598 | 148039 |
Охват детей программами дошкольного образования (в возрасте 1 - 6 лет) | процентов | 63,3 | 65,6 | 66,1 | 67,0 | 68,0 | 69,0 | 70,0 |
Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций | человек | 77401 | 80447 | 85666 | 86657 | 88077 | 88788 | 90208 |
Потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании (нарастающим итогом) | тыс. мест | 3,105 | 8,162 | 13,562 | 15,487 | 16,562 | 17,147 | 17,512 |
Инструменты сокращения очереди в дошкольные образовательные организации (ежегодно) - всего, в том числе: | ||||||||
Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100% доступности дошкольного образования: | тыс. мест | 3,105 | 5,057 | 5,400 | 1,925 | 1,075 | 0,585 | 0,365 |
в т.ч. высокозатратные места (строительство, пристрой, реконструкция) | тыс. мест | 0,400 | 1,650 | 1,550 | 1,805 | 0,410 | 0,220 | - |
за счет развития негосударственного сектора | тыс. мест | 0,755 | 0,353 | 0,040 | 0 | 0,060 | 0,060 | 0,060 |
иные формы создания мест | тыс. мест | 1,950 | 3,054 | 3,810 | 0,120 | 0,605 | 0,305 | 0,305 |
Численность работников дошкольных образовательных организаций, всего | человек | 18531 | 19086 | 18711 | 18768 | 19936 | 20036 | 20136 |
В том числе педагогические работники | человек | 7273 | 7637 | 7287 | 7344 | 8055 | 8097 | 8147 |
Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория | процентов | 33,0 | 34,0 | 35,0 | 36,0 | 37,0 | 38,0 | 40,0 |
Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций | процентов | 25 | 25 | 24 | 24 | 23 | 23 | 22 |
Число воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника | человек | 10,6 | 11,9 | 11,8 | 11,8 | 12,4 | 12,5 | 12,7 |
Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3-х до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования | процентов | 0 | 0 | 33,8 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Отношение численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования | процентов | 92,6 | 95,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Повышение доли педагогических и руководящих работников государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организаций, прошедших в течение последних 3-х лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций до 100% к 2016 году | процентов | - | 47,7 | 77,1 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
1.4. Мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Сроки реализации | Показатели |
1. Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации | ||||
1.1. | Реализация и контроль за реализацией подпрограммы "Развитие системы дошкольного образования" государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013 - 2017 годы | департамент образования и науки Приморского края | 2013 - 2017 годы | отношение численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
1.2. | Мониторинг создания дополнительных мест в образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования: | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | отношение численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
1.2.1. | Согласование поэтапного плана строительства зданий детских садов, реконструкции и капитальных ремонтов | департамент образования и науки Приморского края | 2013 - 2016 годы | |
1.2.2. | Контроль строительства современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальных образованиях с высоким уровнем дефицита мест | департамент образования и науки Приморского края | 2013 - 2016 годы | |
1.3. | Мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | отношение численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3-х до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования |
1.4. | Мониторинг обеспечения мер по созданию условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2015 годы | удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования |
2. Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования | ||||
2.1. | Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования | департамент образования и науки Приморского края, органы местного самоуправления с участием руководителей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций | 2014 - 2016 годы | удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3-х до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования |
2.2. | Кадровое обеспечение системы дошкольного образования (подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников дошкольного образования): | департамент образования и науки Приморского края | удельный вес численности педагогических работников дошкольного образования, получивших педагогическое образование или прошедших переподготовку или повышение квалификации по данному направлению, в общей численности педагогических работников дошкольного образования | |
2.2.1. | Реализация программ повышения квалификации руководящих и педагогических работников дошкольного образования Приморского края | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | удельный вес руководящих и педагогических работников дошкольного образования, прошедших повышение квалификации - ежегодно не менее 10% |
2.2.2. | Реализация программ переподготовки руководящих работников ("Менеджмент в образовании") и педагогических работников-неспециалистов ("Педагогика и психология") дошкольных образовательных организаций Приморского края | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | |
2.2.3. | Внедрение новой модели повышения квалификации руководящих и педагогических работников дошкольного образования Приморского края, обеспечивающей непрерывность и адресный подход к повышению квалификации | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | |
2.3. | Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования (включая создание условий для развития независимой оценки качества образования): | департамент образования и науки Приморского края, Общественный экспертный совет по региональной образовательной политике Приморского края | 2015 год | число муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности организаций дошкольного образования не менее чем в 80% дошкольных образовательных организаций |
2.3.1. | Разработка инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных организациях | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2015 годы | |
2.3.2. | Разработка и утверждение показателей эффективности деятельности муниципальных организаций дошкольного образования | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2015 годы | |
2.3.3. | Проведение социологических и психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования, направленных на выявление факторов, влияющих на качество дошкольного образования | департамент образования и науки Приморского края | 2015 - 2016 годы | |
2.4. | Осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала. Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала, исходя из предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40% | департамент образования и науки Приморского края, органы местного самоуправления с участием руководителей дошкольных образовательных организаций | 2014 - 2018 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона |
2.5. | Оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда за счет проводимых институциональных изменений | численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника | ||
3. Введение эффективного контракта в дошкольном образовании | ||||
3.1. | Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования: | департамент образования и науки Приморского края | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании в регионе | |
3.1.1. | Разработка и апробация моделей эффективного контракта в дошкольном образовании | департамент образования и науки Приморского края | 2014 год | |
3.1.2. | Совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании в регионе. доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория |
3.1.3. | Проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником) | |||
3.2. | Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования: | департамент образования и науки Приморского края | отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании | |
3.2.1. | Проведение работы по заключению трудовых договоров с руководителями организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | |
3.3. | Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта: | департамент образования и науки Приморского края | удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования | |
3.3.1. | Информационное сопровождение мероприятий по введению эффективного контракта (организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия) | департамент образования и науки Приморского края | 2014 - 2018 годы | |
3.3.2. | Мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенности населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик | 2015 и 2017 годы |