СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2017 года N 581
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 29 ОКТЯБРЯ 2014 ГОДА N 423
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:
Внести в постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года N 423 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы" следующие изменения:
во вступительной части постановления:
после слов "в соответствии со" дополнить словами "статьями 139, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации";
после слов "продовольствия на 2013 - 2020 годы" дополнить словами "статьей 8 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым";
слова "14 сентября 2016 года N 1088-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых программ Республики Крым" заменить словами "20 сентября 2017 года N 1096-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым";
в постановляющей части цифры "2015 - 2017" заменить цифрами "2015 - 2020";
приложение к постановлению изложить в новой редакции (прилагается).
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 29.10.2014 N 423
(в редакции постановления
Совета министров
Республики Крым
от 08.11.2017 N 581)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2020 ГОДЫ
ПАСПОРТ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы (далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство сельского хозяйства Республики Крым |
Соисполнители Государственной программы | Отсутствуют |
Участники Государственной программы | Министерство транспорта Республики Крым; Министерство культуры Республики Крым; Государственный комитет ветеринарии Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (по согласованию) |
Подпрограммы Государственной программы | Подпрограмма 1 "Развитие отраслей агропромышленного комплекса"; Подпрограмма 2 "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"; Подпрограмма 3 "Устойчивое развитие сельских территорий"; Подпрограмма 4 "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым"; Подпрограмма 5 "Развитие рыбохозяйственного комплекса"; Подпрограмма 6 "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"; Подпрограмма 7 "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"; Подпрограмма 8 "Развитие малых форм хозяйствования" |
Программно-целевые инструменты Государственной программы | Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"; |
Цели Государственной программы | Обеспечение продовольственной безопасности Республики Крым по основным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки; повышение конкурентоспособности продукции, произведенной в Республике Крым, на внутреннем и внешних рынках; обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции и продукции рыбохозяйственной отрасли, повышение ее товарности; увеличение объема привлекаемых в агропромышленный комплекс (далее - АПК) ресурсов; создание новых рабочих мест в АПК и рыбохозяйственном комплексе, в том числе высокотехнологичных |
Задачи Государственной программы | Увеличение и сохранение оптимального уровня валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и повышение качества производимой продукции; увеличение и сохранение оптимального уровня объемов производства основных видов продукции животноводства и повышение качества производимой продукции; обеспечение сохранности и наращивания поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, в том числе маточного; повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства; увеличение и сохранение оптимального уровня объемов развития малых форм хозяйствования и кооперации на селе; повышение эффективности и конкурентоспособности продукции АПК и рыбохозяйственного комплекса; создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; развитие систем страхования и кредитования; развитие системы подготовки кадрового потенциала для АПК; повышение и сохранение на оптимальном уровне финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, процентов; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году, процентов; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов; рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), процентов; индекс производительности труда к предыдущему году, процентов; среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), рублей; количество высокопроизводительных рабочих мест, единиц; доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства, процентов; удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в общем объеме сельхозугодий, процентов |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | 2015 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Государственной программы | Общий объем финансирования Государственной программы составляет 29856585,2 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 11280785,8 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 766003,1 тыс. рублей; 2016 год - 3065371,1 тыс. рублей; 2017 год - 1752501,1 тыс. рублей; 2018 год - 1782771,7 тыс. рублей; 2019 год - 1974686,6 тыс. рублей; 2020 год - 1939452,2 тыс. рублей; за счет средств бюджета Республики Крым - 2249844,4 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 595158,6 тыс. рублей; 2016 год - 208373,4 тыс. рублей; 2017 год - 337337,0 тыс. рублей; 2018 год - 378028,0 тыс. рублей; 2019 год - 368196,9 тыс. рублей; 2020 год - 362750,5 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 32021,7 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 460,0 тыс. рублей; 2016 год - 7217,2 тыс. рублей; 2017 год - 4573,0 тыс. рублей; 2018 год - 6838,6 тыс. рублей; 2019 год - 6215,8 тыс. рублей; 2020 год - 6717,1 тыс. рублей; за счет средств из внебюджетных источников - 16293933,3 тыс. рублей, из них по годам: 2015 год - 360329,6 тыс. рублей; 2016 год - 2767773,6 тыс. рублей; 2017 год - 681508,5 тыс. рублей; 2018 год - 1754997,9 тыс. рублей; 2019 год - 3866987,15 тыс. рублей; 2020 год - 6862336,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2015 году на 11,6%, пищевых продуктов - на 6,6%; индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году, процентов, - 101%; увеличение среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) на 42,3%; создание 14,6 тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест; индекс производительности труда к предыдущему году, процентов, - 101%; доля продукции сельского хозяйства сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме сельхозпроизводства - 70% |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы и прогноз развития на перспективу
Государственная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом от 3 августа 1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве", Федеральным законом от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве", Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120; Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р; Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 1292-р, Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 года N 1265-р "О Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года"; постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года N 134-ЗРК/2015 "О развитии сельского хозяйства в Республике Крым"; Законом Республики Крым от 9 января 2017 года N 352-ЗРК/2017 "О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года"; постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым"; распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 сентября 2017 года N 1096-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым".
Государственная программа направлена на развитие и повышение конкурентоспособности АПК.
Приоритетами Государственной программы являются: повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий, сохранение территориальной целостности и обеспечение национальной безопасности.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Крым, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Республики Крым
АПК и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Крым, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Благоприятные агроклиматические условия Республики Крым всегда способствовали активному развитию сельского хозяйства. Расположение региона в умеренно континентальном климате с субтропическими условиями в пределах Южного берега Крыма, высокие значения теплообеспеченности (сумма температур выше 10 °C варьируется в пределах 3300° - 4150°), значительные площади под черноземами (более 40% площади региона) и высокая доля земель сельскохозяйственного назначения (2/3 от общей площади земель) позволяют выращивать в Республике Крым разнообразный спектр сельскохозяйственных культур от картофеля до винограда и хурмы.
В аграрной отрасли Республики зарегистрирована 1251 организация, занято 16970 человек, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в 2015 году составила 15807,9 рубля.
Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в Республике Крым, специализируются на выращивании зерновых, технических и кормовых, овощей, плодово-ягодных культур и винограда в отрасли растениеводства; на выращивании свиней и птицы, крупного рогатого скота, производстве яйца и мяса - в отрасли животноводства; в пищевой промышленности - на переработке зерна, молока и мяса, рыбы, первичном и вторичном виноделии.
На сегодняшний день особое внимание уделяется развитию овощеводства, садоводства и виноградарства, возделыванию эфиромасличных культур (розы, лаванды, шалфея) в отрасли растениеводства; овцеводства, мясного и молочного скотоводства в отрасли животноводства.
Учитывая специализацию Республики Крым как курортного региона, серьезное внимание уделяется увеличению в структуре виноградников удельного веса столовых сортов до 25% от общего объема посадок, а также обеспечению производства фруктов с разными сроками созревания плодов и закладке их на длительное хранение.
В свою очередь создание мощной сырьевой базы даст толчок для развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым, потенциал которой на сегодняшний день не реализуется в полном объеме.
Индекс производства сельскохозяйственной продукции по Республике Крым в 2015 году составил 93,4% к предыдущему году, в 2014 году - 97,8%, в 2013 году - 99,6%, в том числе индекс производства продукции растениеводства в 2015 году составил 97,7% к предыдущему году, в 2014 году - 100,4%, в 2013 году - 107,3%; животноводства - 88,3% к предыдущему году, в 2014 году - 94,8%, в 2013 году - 91,6%.
К снижению индекса производства сельскохозяйственной продукции в 2014 и 2015 годах привели следующие проблемы:
- отсутствие прямого сухопутного сообщения с материковой частью России (несоответствие новых транспортных потоков с существующей транспортной инфраструктурой, удорожание завозимых с материковой части России материалов и оборудования);
- действие экономических санкций, ограничивающих приток иностранных и частных российских инвестиций;
- ограниченный доступ к рынку капитала, высокая стоимость финансовых ресурсов;
- неблагоприятные метеорологические условия, в частности - засуха, поздние весенние и ранние осенние заморозки (значительная часть Республики Крым относится к зоне рискованного земледелия);
- ликвидация крупного птицеводческого предприятия, в результате чего производство яиц сократилось на 30,2%, а также снижение поголовья сельскохозяйственных животных и, соответственно, животноводческой продукции;
- распространение пандемий (африканская чума свиней);
- прекращение подачи воды из реки Днепр в Северо-Крымский канал обострило одну из важнейших проблем сельского хозяйства региона - водообеспеченность.
В связи с тем, что полуостров Крым располагается в зоне с засушливым климатом (коэффициент увлажнения Высоцкого - Иванова на равнинной части Крыма менее 0,5) и обеднен поверхностными водами, до 2014 года основным источником пресной воды для орошения служила вода Северо-Крымского канала, из которого в 2013 году было использовано 520,7 млн куб. м на орошение (67,7% от всего объема использованной воды). В результате прекращения подачи воды по Северо-Крымскому каналу использование воды на нужды орошения было сокращено в 40 раз - до 13 млн куб. м в 2015 году (политые площади сократились в 12,8 раза до 10,7 тыс. га) и, как следствие, из севооборотов полностью были выведены влаголюбивые культуры - рис и соя; более чем на 60% уменьшена площадь посева под кукурузой на зерно и рапсом.
По итогам 2015 года произведено хозяйствами всех категорий: зерновых и зернобобовых культур - 1263,1 тыс. тонн (занимает 17,8% в структуре продукции сельского хозяйства), картофеля - 272,6 тыс. тонн (8,5%), овощей - 354,3 тыс. тонн (14,9%), плодов, ягод и винограда - 179,9 тыс. тонн (11,3%), мяса всех видов (в живом весе) - 146,7 тыс. тонн (23,3%), молока - 243,3 тыс. тонн (12%), яиц - 487,6 тыс. тонн (3,8%).
Удельный вес хозяйств населения в объеме валовой продукции в 2015 году составил 58,9%, что ниже показателя 2014 года на 8,8 процентных пункта, показателя 2013 года - на 5,5 процентных пункта. Из этого можно сделать вывод о постепенной стабилизации экономической ситуации и намечающейся тенденции к росту объемов продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Так, за 2014 - 2015 годы сельхозпредприятиями посажено 520 га виноградников и 514 га садов. По состоянию на 1 января 2016 года общая площадь виноградников составляет 16,8 тыс. га, из них плодоносящих - 13,7 тыс. га, общая площадь садов - 11,1 тыс. га, из них плодоносящих - 9,8 тыс. га, в структуре которых семечковые культуры составляют 46%, косточковые - 40%.
Закладка новых садов и виноградников осуществляется с одновременным монтажом системы капельного орошения, что в значительной степени повышает надежность возделывания плодовых культур и винограда.
Главной задачей отрасли остается обеспечение производства товарной продукции в количестве, качестве и ассортименте в соответствии с потенциальными возможностями и потребностями внутреннего и внешнего рынков. В этой связи особое значение имеет восстановление утраченных мощностей по хранению фруктов и винограда.
По состоянию на 1 января 2016 года в регионах Республики Крым действуют 37 холодильников с общей мощностью хранения 43 тыс. тонн.
С учетом перспективы производства плодово-ягодной продукции и винограда необходимо увеличение мощностей по хранению до 160 тыс. тонн. Для этого требуется построить еще 35 холодильников.
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особую природно-экономическую ценность, составляют главную часть стратегического ресурса и национального богатства страны.
В настоящее время не осуществляются должным образом учет и инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, землеустройство и охрана угодий, сохраняется тенденция к ухудшению состояния и потере плодородия земель сельскохозяйственного назначения (эрозия, дефляция, засоление, опустынивание, подтопление и другие процессы).
Машинно-тракторный парк Республики Крым морально и физически изношен. Так, более 67% тракторов, 60% зерноуборочных комбайнов, 78% кормоуборочных комбайнов и 60% посевной и почвообрабатывающей техники работают сверх нормативного эксплуатационного срока, а развитие аграрного сектора экономики напрямую зависит от технической модернизации и переоснащения сельскохозяйственного производства.
Таким образом, техническое перевооружение сельскохозяйственного производства Республики Крым является одним из главных приоритетов технической политики.
По состоянию на 1 января 2016 года в общей структуре поголовья скота и птицы преобладает поголовье птицы (9,3 млн голов), наименьшую долю составляет крупный рогатый скот (110,5 тыс. голов). При этом 86% общего поголовья крупного рогатого скота и 87,3% общего поголовья овец и коз выращивается в хозяйствах населения.
Снижение поголовья сельскохозяйственных животных приобрело устойчивую тенденцию с 2010 года до 2015 года и составило по крупному рогатому скоту 23,1%, в том числе: по коровам - 22,8%, свиньям - на 24,5%, овцам и козам - на 37,3%, птице - на 27,5%. В 2015 году в сравнении с 2014 годом отмечается рост поголовья сельскохозяйственных животных: коров - на 2,8%, свиней - на 15%, овец и коз - на 7%, птицы - на 3,9%.
Однако, несмотря на рост поголовья сельскохозяйственных животных в 2015 году в сравнении с 2014 годом, снизились объемы производства продукции животноводства: мяса всех видов (в живом весе), молока и шерсти - на 15 процентных пунктов, яиц - на 11,3 процентных пункта.
Пищевая промышленность Республики Крым является ведущей отраслью экономики Республики Крым. В 2015 году пищевая промышленность Республики составила 52% в структуре обрабатывающей промышленности, отгружено товаров собственного производства на сумму 23,1 млрд руб.
За 2015 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым получено 1,9 млрд руб. прибыли, доля прибыльных организаций составляет 81,3%. В отрасли сосредоточена пятая часть всех промышленных предприятий Республики Крым, в которой занято более 13 тыс. человек.
Приоритетными направлениями развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Крым являются: первичное и вторичное виноделие, мукомольно-крупяная, молочная, мясоперерабатывающая отрасли, переработка овощей и фруктов, производство хлебобулочных изделий.
В регионе проведена значительная работа по обеспечению импортозамещения, в том числе по снижению зависимости от импортируемых продуктов питания, за счет увеличения объемов собственного производства и налаживания прямых связей с производителями сельскохозяйственных и пищевых продуктов из российских регионов. Предприятия заключают контракты на поставку сырья, комплектующих из других субъектов Российской Федерации.