ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2017 года N 291
г. Улан-Удэ  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2030 ГОДА

В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия при реализации мероприятий в сфере профессиональной ориентации руководствоваться положениями Стратегии.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности
Главы Республики Бурятия -
Председателя Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 20.06.2017 N 291

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ДО 2030 ГОДА


 1. Общие положения


В Стратегии развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия до 2030 года (далее - Стратегия) определены основная цель, задачи, направления и структура ее функционирования с учетом современных приоритетов и стратегических ориентиров государственной и региональной политики.

Система профессиональной ориентации формируется в целях социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом обеспечения реализации свободы индивидуального профессионального выбора и потребностей регионального рынка труда.

Стратегия разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.

Правовой основой разработки Стратегии являются следующие документы:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

- Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;

- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

- постановление Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";

- государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 298;

- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 N 680 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения";

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.08.2013 N 380н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования";

- Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.07.2013;

- Концепция демографического развития Республики Бурятия на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 5;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия, утвержденная распоряжением Правительства Республики Бурятия от 24.08.2015 N 512-р.


2. Современное состояние сферы профессиональной ориентации детей и молодежи в Республике Бурятия


Стратегия учитывает возможности развития следующих приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Бурятия на среднесрочную перспективу:

- машиностроительный комплекс (авиастроение, приборостроение, вагоностроение и иное);

- жилищно-коммунальное строительство;

- туризм;

- транспортный комплекс, в том числе воздушный транспорт;

- распределение природных ресурсов (вода, древесина и иные ресурсы);

- сельское хозяйство;

- развитие альтернативных видов энергетики;

- производства, в том числе производство пищевых продуктов;

- добыча полезных ископаемых, горнодобывающая промышленность;

- медицинское обслуживание с использованием нетрадиционных видов и природно-географических условий;

- образование и наука.

На протяжении последних десяти лет Правительством Республики Бурятия совместно с работодателями, Союзом промышленников и предпринимателей, органами местного самоуправления в Республике Бурятия ежегодно формируется государственный заказ на подготовку профессиональных кадров. На основании государственного заказа корректируется структура приема и открытия новых специальностей. Согласно распоряжению Главы Республики Бурятия от 04.05.2016 N 28-рг учебные заведения Республики Бурятия организуют обучение по программам профессионального образования в соответствии с потребностью в квалифицированных кадрах, заявленной организациями республики.

Анализ заявок работодателей о потребности в квалифицированных кадрах показывает, что наиболее высокий спрос отмечается на специалистов технического и естественного направления, сельского и лесного хозяйства. Растет спрос на инженерные специальности, связанные с производством. Особенно востребованы инженеры в области горного дела, геологии, сельского хозяйства, тепло- и электрообеспечения, технологии продукции и организации общественного питания, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, металлургии, а также в туризме, гостиничном деле и сфере обслуживания.

В системе профессионального образования востребованы каменщики, бетонщики, сварщики, автомеханики, слесари, трактористы-машинисты, агрономы.

По данным проведенного в 2016 году сплошного профориентационного тестирования учащихся 8 - 11 классов в 16 муниципальных образованиях в Республике Бурятия выявлено, что преобладающее большинство школьников не определилось с выбором профессии и учебного заведения. У более чем половины школьников профессиональные интересы связаны с работой с людьми, творчеством и гуманитарной сферой, только у четверти протестированных преобладают склонности к планово-экономическим, техническим специальностям и практической деятельности. 45% ориентированы на обучение в вузах, 34% - на обучение в профессиональных образовательных организациях, 26% планируют обучаться в республике, 58% - за пределами региона. Наибольшая привлекательность выбранной профессии, по мнению учащихся, заключается в высокой заработной плате, карьерном росте, возможности реализовать себя.

По данным проведенного социологического опроса большинство молодежи (89,6%) заинтересовано в проведении мероприятий, касающихся выбора профессии. 56% абитуриентов при выборе профессии руководствуются личными особенностями развития, 21% - опираются на мнение родителей. Правильный выбор профессии в 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 - 15% увеличивает производительность труда, в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

К настоящему времени потенциальными получателями профориентационных услуг в республике являются:

- учащиеся 8 - 11 классов общеобразовательных школ (33309 человек);

- студенты профессиональных образовательных организаций (20541 человек);

- студенты образовательных организаций высшего образования (25185 человек);

- молодые люди, находящиеся в поиске работы и состоящие на учете в центре занятости населения.

В настоящее время межведомственное взаимодействие в сфере профориентации осуществляется в рамках комплекса мер, направленных на создание условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в Республике Бурятия на 2016 - 2018 годы, предусматривающего следующие меры:

- организационно-методическое обеспечение (проведение семинаров, "круглых столов", повышение квалификации специалистов);

- информационное сопровождение (выпуск телепередач, информационных сборников, публикаций в СМИ, проведение Дней карьеры);

- организация мероприятий по профориентации школьников (выставки-ярмарки учебных мест, чемпионат "Молодые профессионалы", научно-практические конференции, вовлечение молодежи в добровольческую деятельность, поддержка социальных проектов, дни открытых дверей, профориентационное тестирование, экскурсии на предприятия).

В сфере профессиональной ориентации населения Республики Бурятия существуют следующие проблемы:

отсутствие правильного восприятия необходимости проведения профориентационной работы;

слабое взаимодействие участников профориентационной работы;

отсутствие системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (специальности) обучающейся молодежи;

дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;

фрагментарность научно-методического обеспечения профориентационной работы;

низкая ценностная мотивация молодежи, недостаточная сформированность у выпускников общеобразовательных организаций базовых качеств (трудолюбие, ответственность, инициативность);

слабая материально-техническая база образовательных организаций, необходимая для организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающихся;

отсутствие эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров как на уровне организаций, так и на уровне республики в целом;

отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в Республике Бурятия.

Необходим единый подход к решению проблем в данной области, который определяет основные векторы развития профессиональной ориентации в системе непрерывности образования с учетом социально-экономических и демографических особенностей региона.

В настоящее время систему профессиональной ориентации следует рассматривать как один из ключевых факторов, формирующих и развивающих кадровый потенциал региона.

Обеспечение согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации может осуществляться Координационным советом при Правительстве Республики Бурятия либо иными координационно-совещательными органами.


3. Основные цели, задачи и принципы Стратегии


Основными целями Стратегии являются:

- обеспечение функционирования комплексной многоуровневой системы профессиональной ориентации, обеспечивающей взаимодействие и рациональное использование ресурсов образовательных организаций и предприятий-работодателей при решении вопросов профессионального самоопределения и становления детей и молодежи;

- формирование у детей и молодежи навыков личностного и профессионального самоопределения для осознанного выбора профессионального пути.

Последовательное и целенаправленное развитие республиканской системы профессиональной ориентации может быть достигнуто посредством решения следующих задач:

- разработка нормативных правовых документов, предусматривающих обеспечение и развитие республиканской системы профессиональной ориентации с учетом приоритетных направлений развития экономики;

- обеспечение эффективного взаимодействия субъектов системы профессиональной ориентации;

- создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации;

- организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы;

- развитие единой информационной среды профориентации, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;

- поддержка предпринимательских инициатив среди молодежи в сфере организации профессиональной ориентации, формирование правовой грамотности граждан в сфере трудовых отношений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»