ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 августа 2015 года N 512-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ]

(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 24.12.2015 N 647)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия (далее - Концепция).

2. Министерству образования и науки Республики Бурятия (Дамдинов А.В.) совместно с Министерством культуры Республики Бурятия (Цыбиков Т.Г.), Министерством спорта и молодежной политики Республики Бурятия (Ангуров Б.Х.) разработать в трехмесячный срок план мероприятий по реализации Концепции и внести его на рассмотрение в установленном порядке в Правительство Республики Бурятия.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 24.12.2015 N 647)

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН






Утверждена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 24.08.2015 N 512-р

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


I. Общие положения


В современном обществе все больше растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа, бережного отношения к окружающей среде. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое становится важным фактором гуманизации всей системы образования.

Главным звеном в системе образования выделяются государственные образовательные стандарты как гаранты системности и управляемости. Именно в этом пункте заложены основные проблемы утверждения и дальнейшего развития учреждений и программ дополнительного образования детей в системе государственного образования. Отсутствие стандартов в дополнительном образовании детей оценивалось специалистами преимущественно как его сила и привлекательность, существенное отличие от школы, но с началом процедур аттестации и аккредитации отсутствие стандартов и требований к содержанию программ дополнительного образования детей привело к хаосу, субъективному экспериментированию.

Дополнительное образование должно дать право человеку на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо воспроизвести его реальное пространство и статус; оценить его особую роль в общем образовании детей; показать существующие и возможные виды соорганизации дополнительного образования детей в системе общего образования.

Учреждения дополнительного образования детей - благодатная почва для личностного развития ребенка. Несомненное их преимущество в сравнении с другими видами образования проявляется в следующих характеристиках:

- свободный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

Направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает его необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющих достигать высоких личностных результатов обучения.

Концепция развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия (далее - Концепция) направлена на воспитание, личностное развитие, реализацию политики государства по профориентации детей и молодежи в области актуальных для республики профессий.

Можно выделить три главных аспекта в значении и ценности дополнительного образования в республике:

- индивидуализация - это работа учебных групп дополнительного образования детей, которая строится на основе конкретного предмета (танцы, моделирование, спорт, окружающая среда и др.) и нацелена на освоение учащимися определенного вида деятельности;

- полипрофессиональная образовательная среда. Вокруг предмета складывается такое сообщество, которое трудно создать в школе или на производстве. Это ученые, спортсмены, культурные деятели и т.д.;

- новые несистемные практики, образующие нишу широкой социокультурной инновационной деятельности. Гибкость нормативной системы дополнительного образования позволяет такие практики воплощать в жизнь.

Дополнительное образование является специфическим культурным явлением не только Республики Бурятия, но и всей страны в целом, поэтому оценивать его целесообразность или эффективность не имеет смысла. Это то явление, которое прочно вошло в наш менталитет, поэтому на данном этапе необходимо искать реальные пути синтеза прошлого и будущего.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как в настоящее время, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний. Поэтому его центральной задачей должно стать развитие субъектности учащихся, т.е. направленность на достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности.

Именно направленность на личностное развитие задает специфические функции и результат дополнительного образования и делает необходимой и неотъемлемой частью образовательной системы, позволяющей достигать высоких личностных результатов обучения. Личностные результаты не могут основываться на компетентностном подходе, а определяются развитием ценностных оснований учащихся.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности. В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

На сегодняшний день в Республике Бурятия в условиях информационной активности дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных, гражданских и технологических перемен.

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей


В Республике Бурятия 54% детей в возрасте от 5 до 18 лет занимаются в системе дополнительного образования.

Всего функционирует 178 учреждений, из них:

122 в системе образования;

53 школы искусства в системе культуры;

2 спортшколы в системе физкультуры и спорта.

В основном содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе. Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), в том числе массовых открытых онлайн-курсов, видеоуроков.

Ответом на растущий спрос стало увеличение количества реализуемых дополнительных образовательных программ. Образовательные инициативы активно предлагаются музеями, библиотеками, новыми общественными культурно-выставочными площадками, общественными организациями. Растет число коммерческих и некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты в сфере детского досуга и отдыха, образовательного туризма.

Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций.

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке.

Вместе с тем в республике, как и во всем государстве, существует ряд проблем, связанных с развитием дополнительного образования:

1. Муниципальное финансирование. В большинстве случаев финансирование образовательных программ происходит по "остаточному" принципу. У муниципалитетов не хватает финансовых средств для содержания и развития учреждений дополнительного образования.

2. Опасность сведения системы дополнительного образования до "вспомогательной" подсистемы общего или среднего профессионального образования при нечетком определении его специфической миссии и предмета работы. Существующие сейчас тенденции регламентации деятельности определения эффективности системы по сценарию школ и колледжей способствуют этому. Необходимо нормативное закрепление миссии и специфики дополнительного образования, субъектно-деятельностного подхода как методологического основания работы системы и инструмента оценки ее эффективности, порядка формирования нормативной базы учреждений.

3. Вырождение программ дополнительного образования в развлекательно-досуговые, коррекционные, репетиторские. Этому способствует отсутствие на данный момент уровневой дифференциации программ дополнительного образования. Поэтому необходима дифференциация норматива финансирования в зависимости от уровня программы.

Таким образом, перспективы развития дополнительного образования состоят в развитии особой нормативно-управленческой системы, создающей условия для широкого развития инноваций на основе социальных механизмов межведомственного взаимодействия. Она должна быть ориентирована на привлечение и создание условий для работы специалистов из разных отраслей, поддержки педагогических школ, сложившихся в системе. Главный результат реализации дополнительных образовательных программ должен состоять в повышении личностных результатов учащихся, которые могут быть зафиксированы с помощью комплекса диагностических методик, основанных на субъектно-деятельностном подходе.

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей


Целями Концепции являются возможность ставить и решать собственные задачи в планировании деятельности, взаимодействие с окружающими, выстраивание собственной образовательной (профессиональной) траектории, повышение результативности учебы, преодоление собственных комплексов и компенсации психологических и физических проблем, реализация особых потребностей.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

развитие дополнительного индивидуального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого ребенка;

обновление содержания дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого ребенка к глобальным знаниям и технологиям;

выявление одаренных детей в области того или иного искусства и их подготовка к возможному освоению образовательных программ среднего и высшего профессионального образования соответствующего профиля;

создание современной образовательной среды для повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы развития дополнительного образования детей в Республике Бурятия


Эффективное использование потенциала дополнительного образования детей предполагает выстраивание ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Дополнительное образование в Республике Бурятия должно развиваться по принципам, прописанным в Концепции развития дополнительного образования Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р), а также опираться на принципы, актуальные для региона:

принцип гуманизма - утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям региона, их значимости для развития искусства, науки, культуры;

принцип демократизма - свободный выбор видов и сфер деятельности;

принцип дифференциации - ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

принцип системности - преемственность знаний;

принцип единства обучения, воспитания, развития;

принцип сотрудничества - признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;

принцип природосообразности - учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»