(с изменениями на 6 ноября 2018 года)
(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2015 N 699-р, от 28.12.2016 N 1514-р, от 05.06.2017 N 507-р, от 03.10.2017 N 942-р, от 06.11.2018 N 1086-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Башкортостан" (далее - план).
2. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить организацию исполнения плана.
3. Рекомендовать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработать аналогичный план.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 515-р.
Исполняющий обязанности
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
(в ред. распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 01.07.2015 N 699-р, от 28.12.2016 N 1514-р, от 05.06.2017 N 507-р, от 03.10.2017 N 942-р, от 06.11.2018 N 1086-р)
Целями плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Башкортостан" (далее - "дорожная карта") являются повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда путем повышения заработной платы.
Площадь Республики Башкортостан составляет 142,9 тыс. кв. км. Столица республики - город Уфа с населением 1,11 млн. человек. В республике проживает 4 млн. 70 тыс. человек. Плотность населения - 28,5 человека на 1 кв. км.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 764,1 тыс. человек, в трудоспособном возрасте - 2,4 млн. человек, старше трудоспособного возраста - 0,9 млн. человек. Рождаемость в 2013 году составляла 14,6 человека на 1000 населения, смертность - 13,1 человека на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2013 году остались болезни системы кровообращения (45,9% в общем числе умерших), внешние причины (11,4%) и новообразования (11,2%).
Всего к началу 2014 года в республике функционировало 189 лечебно-профилактических учреждений, включая 51 муниципальное учреждение, находящееся в ведении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, 131 государственное учреждение, находящееся в ведении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, 7 государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 31,5 тыс. коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 8,7% (в 2009 году - 34,5 тыс. коек), мощность дневных стационаров составила 7263 койки.
Модель организации медицинской помощи в Республике Башкортостан представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации республиканского, межмуниципального и муниципального уровней.
Трехуровневая модель распространяется на все профили оказания медицинской помощи и представляет собой следующую структуру:
первый уровень (муниципальный) представлен первичной медико-санитарной помощью. Реализуется преимущественно в амбулаторных условиях, включая дневной стационар. На данном уровне осуществляются мероприятия по профилактике, своевременной диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Категории медицинских учреждений, оказывающих помощь на первом уровне: амбулаторные отделения (поликлиники) участковых больниц, центральные районные больницы муниципальных образований, поликлиники, поликлинические отделения больнично-поликлинических объединений городских округов;
второй уровень (межмуниципальный) представлен специализированной медицинской помощью в межрайонных центрах. Реализуется преимущественно в условиях стационара, в том числе дневного (консультативно-диагностическая помощь - профильными специалистами в амбулаторных условиях). На данном уровне осуществляются мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовый период, медицинская реабилитация, требующие использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Категория медицинских учреждений, оказывающих помощь на втором уровне: стационарные медицинские учреждения (отделения), утверждаемые в качестве межрайонных центров по соответствующим направлениям в установленном порядке. В межмуниципальные специализированные медицинские центры по заранее разработанным маршрутам будут транспортироваться пациенты из близлежащих прикрепленных муниципальных образований для получения экстренной специализированной помощи;
третий уровень (республиканский) представлен специализированной, высокотехнологичной медицинской помощью, оказываемой в региональных профильных специализированных учреждениях. Реализуется преимущественно в условиях стационара (консультативно-диагностическая помощь возможна в амбулаторных условиях). На данном уровне осуществляются мероприятия по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи с применением новых сложных и уникальных, а также ресурсоемких методов лечения. Категория (перечень) медицинских учреждений: многопрофильные или специализированные стационарные медицинские учреждения (отделения), утверждаемые в качестве региональных центров по соответствующим направлениям (профилям) в установленном порядке. Отбор и направление пациентов в учреждения третьего уровня будут проводиться специалистами второго уровня по медицинским показаниям с соблюдением принципов этапности оказания медицинской помощи.
Кроме того, на территории республики функционируют учреждения здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в республике в 2014 - 2018 годах включают следующие мероприятия:
продолжение совершенствования системы оказания медицинской помощи сельскому населению с сохранением сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, расширение выездной работы врачебных бригад, в том числе для проведения профилактической работы. В целях увеличения доступности специализированной помощи жителям сельских территорий в республике получит дальнейшее развитие выездная работа специалистов республиканских учреждений;
увеличение объемов медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях, снижение объемов медицинской помощи, оказываемых в условиях круглосуточного стационара первичного звена, и увеличение объемов медицинской помощи, оказываемых в стационарах дневного пребывания;
развитие подразделений неотложной медицинской помощи с созданием единой диспетчерской службы с отделениями скорой медицинской помощи, что позволит своевременно и по показаниям осуществлять транспортировку пациентов в медицинские организации по профилю заболевания;
совершенствование взаимодействия стационарных учреждений и подразделений скорой медицинской помощи путем внедрения принципов поэтапного оказания медицинской помощи больным в соответствии с алгоритмом, отработанным в республике при оказании помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В республике созданы алгоритмы и модели оказания помощи, вплоть до применения высокотехнологичных методов лечения на всех этапах оказания медицинской помощи, в целях своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения Республики Башкортостан.
Помимо структурных изменений в первичном звене целесообразно совершенствование системы диспансеризации населения и дальнейшее развитие амбулаторной службы для проведения посещений хронических больных на дому. Предусматривается дальнейшее развитие таких методов оказания медицинской помощи, как стационар на дому, паллиативной помощи, медицинской реабилитации.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Республике Башкортостан включают следующие мероприятия:
оказание специализированной медицинской помощи в медицинских организациях первого уровня по основным профилям: терапия, неврология, хирургия, педиатрия, акушерство-гинекология;
развитие в медицинских организациях второго межмуниципального уровня узкопрофильных отделений, оказывающих медицинскую помощь по профилям: кардиология, неврология, травматология, ортопедия, неонатология, акушерство-гинекология, онкология, гематология, пульмонология, гастроэнтерология. Данные отделения оказывают экстренную специализированную помощь профильным больным, а в части случаев и плановую медицинскую помощь. В рамках реализации "дорожной карты" руководителями учреждений будет осуществляться контроль за четким соблюдением потоков пациентов в межрайонные центры;
совершенствование многопрофильных учреждений третьего уровня. В этих учреждениях представлены отделения и койки по всем узким профилям;
развитие паллиативной медицинской помощи в республике путем расширения сети отделений сестринского ухода, количества паллиативных коек.
Алгоритмом оказания качественной и доступной медицинской помощи жителям предусмотрены следующие мероприятия:
в медицинских организациях первого уровня (подразделения центральных районных и городских больниц и поликлиник) - выявление патологии, осуществление профилактической помощи, а также осуществление динамического диспансерного наблюдения за пациентами (как амбулаторно, так и стационарно), определение показаний для направления в межтерриториальные центры, оказание стационарной специализированной помощи по экстренным показаниям. Особый акцент будет сделан на создание возможности оказания специализированной медицинской помощи в отделениях дневных стационаров;
в медицинских организациях второго уровня - детализация и стадирование диагноза, определение возможности для проведения лечебных мероприятий на данном уровне либо установление показаний для направления в республиканские медицинские организации;
в медицинских организациях третьего уровня - оказание помощи пациентам, которым необходимо проведение высокозатратных манипуляций с использованием современной диагностической техники и лечение по узким профилям. Также на республиканском уровне сохранится оказание специализированной помощи в условиях стационара по фтизиатрии, психиатрии, наркологии, дерматовенерологии.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, предусматривается создание службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий. Такая модель направления пациентов для получения специализированной медицинской помощи позволит обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению и позволит улучшить основные демографические показатели. Необходимо отметить, что за последние 6 лет удалось добиться снижения показателя общей смертности от всех причин (в 2008 году - 13,7 на 1 тыс. населения, в 2013 году - 13,1 на 1 тыс. населения).
С целью обеспечения доступности для населения современных эффективных медицинских технологий на базе учреждений третьего уровня оказывается высокотехнологичная медицинская помощь с софинансированием за счет средств федерального бюджета по направлениям: травматология-ортопедия, сердечно-сосудистая хирургия, оториноларингология, онкология, абдоминальная хирургия, урология, нейрохирургия, акушерство-гинекология, неонатология, трансплантология, педиатрия, торакальная хирургия.
Профилактическая направленность оказания помощи на первом уровне, использование выездных врачебных бригад межмуниципальных медицинских центров, а также формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации на последующих уровнях позволят оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
В ряде муниципальных образований республики продолжается реорганизация учреждений здравоохранения с целью оптимизации структуры отрасли, интенсификации работы круглосуточной койки с учетом ее профиля путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских организаций.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Республике Башкортостан предусматривают к 2018 году сокращение доли расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций во всех расходах на Территориальную программу госгарантий до 5,4%, на стационарную помощь - до 51,8%. При этом в связи с развитием оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме и дальнейшим развитием дневных стационаров будет увеличиваться доля расходов на оказание указанных видов помощи: соответственно до 2,6% и 8,1%.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям продолжается дальнейшее совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической служб. Ведется реструктуризация акушерских стационаров с сокращением маломощных родильных отделений с количеством родов менее 250 в год. Часть акушерских стационаров будет укрупнена и переведена на второй уровень. Будет совершенствоваться маршрутизация беременных, рожениц и родильниц с учетом показаний и транспортной доступности учреждений родовспоможения. "Дорожной картой" предусмотрено дальнейшее развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.
При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан применяются эффективные способы оплаты оказания медицинской помощи, ориентированные на конечный результат деятельности медицинских организаций (по клинико-статистическим группам болезней за законченный случай лечения в стационаре, в том числе дневном).
Одной из целей реализации "дорожной карты" является обеспечение повышения к 2018 году средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих их предоставление), до 200 процентов средней заработной платы по Республике Башкортостан, среднего медицинского (фармацевтического) персонала (обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) - до 100 процентов средней заработной платы по Республике Башкортостан, что позволит улучшить обеспеченность системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами. В результате реализации "дорожной карты" на территории Республики Башкортостан дефицит врачей снизится и составит 15,1%.
Показатели повышения средней заработной платы отдельным категориям работников учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, представлены в приложении к "дорожной карте".