____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства РБ от 10.09.2014 N 934-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Башкортостан" (далее - план).
2. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить организацию исполнения плана.
3. Рекомендовать Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан разработать аналогичный план.
4. Контроль за исполнением плана возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Гумерову Л.С.
План
мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение эффективности
здравоохранения в Республике Башкортостан"
I. Общее описание "дорожной карты"
Целями плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Башкортостан" (далее - "дорожная карта") являются повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, стимулирование заинтересованности работников в результатах своего труда путем повышения заработной платы.
Площадь Республики Башкортостан составляет 142,9 тыс. кв. км. Столица республики - город Уфа с населением 1,04 млн. человек. В республике проживает 4 млн. 62 тыс. человек. Плотность населения - 28,4 человека на один кв. км.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 752,2 тыс. человек, в трудоспособном возрасте - 2,5 млн. человек, старше трудоспособного возраста - 0,8 млн. человек. Рождаемость в 2012 году составляла 14,5 человека на 1000 населения, смертность - 13,1 человека на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения (46,0% в общем числе умерших), новообразования (11,0%) и внешние причины (10,8%).
Всего к началу 2013 года в республике функционировало 194 лечебно-профилактических учреждения, включая 51 учреждение, находящееся в муниципальной собственности, и 136 учреждений государственного подчинения.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 33 тыс. коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной в течение 5 лет реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 6,2% (в 2007 г. - 35,1 тыс. коек), в то же время сократилась мощность дневных стационаров и составила 7062 койки.
Модель организации медицинской помощи в Республике Башкортостан представляет трехуровневую систему, включающую медицинские организации республиканского, межмуниципального и муниципального уровней.
Трехуровневая модель распространяется на все профили оказания медицинской помощи и представляет собой следующую структуру:
первый уровень (муниципальный) представлен первичной медико-санитарной помощью. Реализуется преимущественно в амбулаторных условиях, включая дневной стационар. На данном уровне осуществляются мероприятия по профилактике, своевременной диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Категория медицинских учреждений, оказывающих помощь на первом уровне: амбулаторные отделения (поликлиники) участковых больниц, ЦРБ муниципальных образований, поликлиники, поликлинические отделения больнично-поликлинических объединений городских округов;
второй уровень (межмуниципальный) представлен специализированной медицинской помощью в межрайонных центрах. Реализуется преимущественно в условиях стационара, в том числе дневного (консультативно-диагностическая помощь - профильными специалистами в амбулаторных условиях). На данном уровне осуществляются мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовый период, осуществление медицинской реабилитации, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Категория медицинских учреждений, оказывающих помощь на втором уровне: стационарные медицинские учреждения (отделения), утверждаемые в качестве межрайонных центров по соответствующим направлениям в установленном порядке. В межмуниципальные специализированные медицинские центры по заранее разработанным маршрутам будут транспортироваться пациенты из близлежащих прикрепленных муниципальных образований для получения экстренной специализированной помощи;
третий уровень (республиканский) представлен специализированной, высокотехнологичной медицинской помощью, оказываемой в региональных профильных специализированных учреждениях. Реализуется преимущественно в условиях стационара (консультативно-диагностическая помощь возможна в амбулаторных условиях). На данном уровне осуществляются мероприятия по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи с применением новых сложных и уникальных, а также ресурсоемких методов лечения. Категория (перечень) медицинских учреждений: многопрофильные или специализированные стационарные медицинские учреждения (отделения), утверждаемые в качестве региональных центров по соответствующим направлениям (профилям) в установленном порядке. Отбор и направление пациентов в учреждения третьего уровня будут проводиться специалистами второго уровня по медицинским показаниям с соблюдением принципов этапности оказания медицинской помощи.
Кроме того, на территории республики функционируют учреждения здравоохранения федерального подчинения и учреждения иной формы собственности.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в республике в 2013 - 2018 годах включают следующие мероприятия:
дальнейшее развитие межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи, которые являются структурными подразделениями межмуниципальных центров. В данных консультативно-диагностических подразделениях оказывается амбулаторная помощь. Потоки пациентов из муниципальных медицинских организаций первого уровня по единым принципам маршрутизации при наличии медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи будут направляться на межтерриториальный уровень с учетом прикрепления к межмуниципальным центрам;
продолжение совершенствования системы оказания медицинской помощи сельскому населению с сохранением сети фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, расширение выездной работы врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы. В целях увеличения доступности специализированной помощи жителям сельских территорий в республике получит дальнейшее развитие выездная работа специалистов республиканских учреждений;
увеличение числа посещений на одного жителя, снижение норматива койко-дня круглосуточного стационара первичного звена и увеличение количества пациенто-дней стационаров дневного пребывания с одновременной реструктуризацией коек круглосуточного стационара;
развитие подразделений неотложной медицинской помощи с созданием единой диспетчерской службы с отделениями скорой медицинской помощи, что позволит своевременно и по показаниям осуществлять транспортировку пациентов в медицинские организации по профилю заболевания;
совершенствование взаимодействия стационарных учреждений и подразделений скорой медицинской помощи путем внедрения принципов поэтапного оказания медицинской помощи больным в соответствии с алгоритмом, отработанным в республике при оказании помощи пациентам с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В республике созданы алгоритмы и модели оказания помощи, вплоть до применения высокотехнологичных методов лечения на всех этапах оказания медицинской помощи, в целях своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения Республики Башкортостан.
Помимо структурных изменений в первичном звене целесообразно совершенствование системы диспансеризации населения и дальнейшее развитие амбулаторной службы для проведения активных посещений хронических больных на дому. Планируется дальнейшее развитие такого метода оказания помощи, как стационар на дому, развитие сети отделений сестринского ухода, материально-техническое укрепление и расширение коечной мощности учреждений, занимающихся реабилитацией.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Республике Башкортостан включают следующие мероприятия:
оказание специализированной медицинской помощи в медицинских организациях первого уровня по основным профилям: терапия, неврология, хирургия, педиатрия, акушерство-гинекология;
развитие в медицинских организациях второго межмуниципального уровня узкопрофильных отделений, оказывающих медицинскую помощь по профилям: кардиология, неврология, травматология, ортопедия, неонатология, акушерство-гинекология, онкология, гематология, пульмонология, гастроэнтерология. Данные отделения оказывают экстренную специализированную помощь профильным больным, а в части случаев и плановую медицинскую помощь. В рамках реализации "дорожной карты" руководителями учреждений будет осуществляться контроль за четким соблюдением потоков пациентов в межрайонные центры;
совершенствование многопрофильных учреждений третьего уровня. В этих учреждениях представлены отделения и койки по всем узким профилям;
развитие паллиативной медицинской помощи в республике путем расширения сети отделений сестринского ухода, количества паллиативных коек.
Алгоритмом оказания качественной и доступной медицинской помощи жителям предусмотрены следующие мероприятия:
в медицинских организациях первого уровня (подразделения центральных районных и городских больниц и поликлиник) - выявление патологии, осуществление профилактической помощи, а также осуществление динамического диспансерного наблюдения за пациентами (как амбулаторно, так и стационарно), определение показаний для направления в межтерриториальные центры, оказание стационарной специализированной помощи по экстренным показаниям. Особый акцент будет сделан на создание возможности оказания специализированной медицинской помощи в отделениях дневных стационаров;
в медицинских организациях второго уровня - детализация и стадирование диагноза, определение возможности для проведения лечебных мероприятий на данном уровне либо установление показаний для направления в республиканские медицинские организации;
в медицинских организациях третьего уровня будет оказываться помощь пациентам, которым необходимо проведение высокозатратных манипуляций с использованием современной диагностической техники и лечение по узким профилям. Также на республиканском уровне сохранится оказание специализированной помощи в условиях стационара по фтизиатрии, психиатрии, наркологии, дерматовенерологии.
В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, планируется создание службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий. Такая модель направления пациентов для получения специализированной медицинской помощи позволит обеспечить преемственность в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению и позволит улучшить основные демографические показатели. Необходимо отметить, что за последние 5 лет удалось добиться снижения показателя общей смертности от всех причин (в 2007 г. - 13,6 на 1000 населения, в 2012 г. - 13,1 на 1000 населения).
С целью обеспечения доступности для населения современных эффективных медицинских технологий на базе учреждений третьего уровня оказывается высокотехнологичная медицинская помощь с софинансированием за счет средств федерального бюджета по направлениям: травматология-ортопедия, сердечно-сосудистая хирургия, оториноларингология, онкология, абдоминальная хирургия, урология, нейрохирургия, акушерство-гинекология, неонатология, трансплантология, педиатрия, торакальная хирургия.
Профилактическая направленность оказания помощи на первом уровне, использование выездных врачебных бригад межмуниципальных медицинских центров, а также формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации на последующих уровнях позволят оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
В ряде муниципальных образований республики будет продолжена реорганизация учреждений здравоохранения с целью оптимизации структуры отрасли, интенсификации работы круглосуточной койки с учетом ее профиля путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских организаций с сокращением неэффективно используемых круглосуточных коек.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Республике Башкортостан предусматривают к 2018 году сокращение доли расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на Территориальную программу госгарантий до 4,7%, на стационарную помощь - до 51,1%. При этом в связи с развитием оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме и дальнейшим развитием дневных стационаров будет увеличиваться доля расходов на оказание указанных видов помощи: соответственно до 3,7% и 8,9%.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям планируется дальнейшее совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической служб. Будет продолжена реструктуризация акушерских стационаров с сокращением маломощных родильных отделений с количеством родов менее 250 в год. Часть акушерских стационаров будет укрупнена и переведена на второй уровень. Будет совершенствоваться маршрутизация беременных, рожениц и родильниц из учреждений первого уровня на второй и третий уровни с учетом показаний и транспортной доступности учреждений родовспоможения. "Дорожной картой" предусмотрено дальнейшее развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2012 года N 500 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Территориальная программа) определены средние нормативы объемов медицинской помощи и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
В соответствии с Территориальной программой нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя (одного застрахованного) составляют:
для скорой медицинской помощи на 2013 - 2015 годы - 0,318 вызова на 1 жителя;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), на 2013 год в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 2,04 посещения, на 2014 год - 2,24 посещения, на 2015 год - 2,3 посещения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, из средств бюджета на 2013 год - 0,03 обращения, на 2014 - 2015 годы - 0,2 обращения, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год - 1,9 обращения, на 2014 год - 1,95 обращения, на 2015 год - 2 обращения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в неотложной форме, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год - 0,36 посещения, на 2014 год - 0,46 посещения, на 2015 год - 0,6 посещения на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в условиях дневных стационаров на 2013 год - 0,11 пациенто-дня, на 2014 год - 0,115 пациенто-дня, на 2015 год - 0,12 пациенто-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год - 0,52 пациенто-дня, на 2014 год - 0,55 пациенто-дня, на 2015 год - 0,59 пациенто-дня на 1 застрахованное лицо;
для медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 0,818 койко-дня, на 2014 год - 0,803 койко-дня, на 2015 год - 0,76 койко-дня на 1 жителя, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования на 2013 год - 1,74 койко-дня, на 2014 год - 1,66 койко-дня, на 2015 год - 1,59 койко-дня на 1 застрахованное лицо;
для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2013 год - 0,077 койко-дня, на 2014 год - 0,092 койко-дня, на 2015 год - 0,112 койко-дня на 1 жителя.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи - 1650,94 рубля в 2013 году, 1733,51 рубля - в 2014 году, 1820,22 рубля - в 2015 году;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования - 329,33 рубля в 2013 году, 359,15 рубля - в 2014 году, 409,06 рубля - в 2015 году;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования - 955,11 рубля в 2013 году, 1041,58 рубля - в 2014 году, 1186,2 рубля - в 2015 году;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 421,62 рубля в 2013 году, 459,77 рубля - в 2014 году, 523,54 рубля - в 2015 году;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров:
за счет средств республиканского бюджета - 200,9 рубля в 2013 году, 643,31 рубля - в 2014 году, 702,08 рубля - в 2015 году;
за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий) - 704,92 рубля в 2013 году, 665,51 рубля - в 2014 году, 727,95 рубля - в 2015 году;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 131404,87 рубля в 2013 году, 127584,88 рубля - в 2014 году, 140851,22 рубля - в 2015 году;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях:
за счет средств бюджета - 1597,2 рубля в 2013 году, 1972,02 рубля - в 2014 году, 2565,77 рубля - в 2015 году;
за счет средств обязательного медицинского страхования - 2171,9 рубля в 2013 году, 2294,54 рубля - в 2014 году, 2851,68 рубля - в 2015 году;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, включая больницы сестринского ухода (хосписы), за счет средств бюджета - 1358,4 рубля в 2013 году, 1902,45 рубля - в 2014 году, 2457,55 рубля - в 2015 году.