ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июня 2017 года N 271  
г. Улан-Удэ  


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 28.03.2011 N 143 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"


В целях приведения правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами Республики Бурятия, в связи с изменением количественного и качественного состава медицинских работников в подготовке кадров для укомплектования перинатального центра г. Улан-Удэ Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Возобновить действие подпрограммы "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Улан-Удэ", утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы".

2. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 N 187, от 18.05.2011 N 224, от 16.08.2011 N 431, от 30.08.2011 N 465, от 28.11.2011 N 619, от 28.12.2011 N 705, от 24.01.2012 N 15, от 20.03.2012 N 139, от 05.07.2012 N 410, от 29.11.2012 N 708, от 27.12.2012 N 813, от 29.03.2013 N 152, от 18.07.2013 N 389, от 31.07.2013 N 409, от 06.09.2013 N 473, от 27.12.2013 N 725, от 16.10.2015 N 528, от 17.05.2016 N 197) (далее - Программа):

2.1. В наименовании постановления, пункте 1 цифры "2016" заменить цифрами "2017".

2.2. В приложении N 1:

2.2.1. В наименовании Программы цифры "2016" заменить цифрами "2017".

2.2.2. Подпрограмму "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Улан-Удэ" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
П.НОСКОВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 02.06.2017 N 271


Приложение
к Программе "Модернизация
здравоохранения
в Республике Бурятия
на 2011 - 2017 годы"

ПОДПРОГРАММА "ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ЦЕНТРА В Г. УЛАН-УДЭ"

Наименование подпрограммы

Подпрограмма "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Улан-Удэ"

Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Основание для разработки подпрограммы

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования"

Цели подпрограммы

Создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям; снижение материнской, младенческой и детской смертности

Задачи подпрограммы

Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи матерям и детям; улучшение состояния здоровья детей и матерей; подготовка и повышение квалификации кадров учреждений родовспоможения и детства

Целевые индикаторы

Снижение показателя материнской смертности с 16,0 случая на 100000 детей, родившихся живыми, в 2014 году, до 13,3 случая на 100000 детей, родившихся живыми, в 2017 году, в 2020 г. - не более 10 случаев на 100000 детей, родившихся живыми;
показатель младенческой смертности снизится с 8,3 случая на 1000 детей, родившихся живыми, в 2012 году, до 6,3 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2017 году и до 6,1 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2020 году;
показатель ранней неонатальной смертности снизится с 2,78 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2012 году, до 2,55 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2017 году и до 2,3 на 1000 детей, родившихся живыми, в 2020 году;
доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальном центре, в общем количестве женщин с преждевременными родами возрастет с 20,6 процента в 2012 году до 51,7 процента в 2017 году и до 60 процентов в 2020 году;
выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре возрастет с 60,3 процента выживших детей от числа родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре в 2012 году до 82,0 процента выживших детей от числа родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре в 2017 году и до 85,5 процента выживших детей от числа родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела в акушерском стационаре в 2020 году

Срок реализации подпрограммы

2013 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Наименование задачи

Всего (тыс. рублей)

В том числе средства (тыс. руб.):

ФФОМС

консолидированного бюджета республики

ТФОМС

2013 - 2017 годы

1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра

3001697,1 <*>

2401357,7

600339,4 <*>

0,0

2014 год

1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра

2561357,7

2401357,7

160000,0 <**>

0,0

2015 год

1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра

293680,0 <***>

0,0

293680,0 <***>

0,0

2016 год

1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра

506247,4 <****>

0,0

506247,4 <****>

0,0

2017 год

1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра

489361,8

489361,8

     ________________

<*> Без учета остатка неизрасходованных средств республиканского бюджета в 2014 году - 158512,1 тыс. руб., в 2015 году - 201075,9 тыс. руб., в 2016 году - 489361,8 тыс. руб.

<**> В том числе кассовый расход 1487,9 тыс. руб., остаток неизрасходованных средств - 158512,1 тыс. руб.

<***> В том числе кассовый расход 92604,1 тыс. руб., остаток неизрасходованных средств - 201075,9 тыс. руб.

<****> В том числе кассовый расход 16885,6 тыс. руб., остаток неизрасходованных средств - 489361,8 тыс. руб.


Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Необходимость строительства перинатального центра в Республике Бурятия в 2013 - 2017 годах продиктована приоритетами государственной политики в службе охраны материнства и детства. Однако, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции и укрепление материально-технической базы, учреждения родовспоможения и детства нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Республика Бурятия относится к субъектам с низкой плотностью населения, что определяет особенности организации медицинской помощи матерям и детям. Средняя удаленность от республиканских учреждений составляет 328 - 594 км. Пять районов республики расположены на расстоянии 770 - 1025 км от г. Улан-Удэ. Территориальные особенности республики - значительная отдаленность ряда районов от центра, низкий индекс здоровья беременных женщин, при отсутствии учреждения 3 группы в регионе не позволяют обеспечить создание "комфортных" условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям; добиться стабильного снижения материнской и младенческой смертности.


Характеристика акушерского коечного фонда


Всего акушерских коек - 643, из них 280 коек для беременных и рожениц, средняя работа койки составила 258 дней в году при среднем пребывании пациента 4,0 дня, обеспеченность койками - 11,3; коек отделения патологии беременности - 363, средняя работа койки составляет 319 дней при среднем пребывании пациента 10,4, обеспеченность - 17,7, что выше, чем в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе. Удельный вес коек патологии беременности в общем числе акушерских коек составляет 56,4%. В период с 2010 по 2012 год сокращено 49 акушерских коек, что позволило эффективнее использовать коечный фонд, несмотря на увеличение количества родов. Уменьшилась длительность пребывания женщины на койке для беременных и рожениц в учреждениях первой группы с 6,7 до 5,1 дня, в учреждениях второй группы - с 5,8 до 4,0 дня. Вместе с тем занятость койки патологии беременности в 2012 году составила 319 дней при среднем пребывании 10,4, занятость койки для рожениц - 258 дней при средней длительности пребывания 4,0. Удельный вес акушерских коек в учреждениях родовспоможения первой группы, оснащенных в соответствии со стандартами и укомплектованных в соответствии со штатными нормативами, составляет 79,8%. Доля акушерских коек в учреждениях второй группы, полностью оснащенных оборудованием и укомплектованных кадрами, составляет 92,7%. Мероприятия по повышению эффективности использования акушерских коек будут продолжены прежде всего за счет сокращения 21 койки патологии беременности и развертывания 19 коек сестринского ухода в центральных районных больницах для беременных женщин, находящихся в социально опасном положении.

В период 2011 - 2012 годов в акушерских стационарах и детских учреждениях республики функционировало 30 коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и 80 коек патологии новорожденных и недоношенных детей. Показатель обеспеченности койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в республике низок и составляет 2,0 на 1000 родов в 2012 году. В соответствии с решением коллегии Министерства здравоохранения Республики Бурятия от 14 марта 2013 года в 2014 году планируется открытие 2 этапа выхаживания новорожденных на 10 коек в ГБУЗ "Городской родильный дом N 2". Таким образом, количество коек патологии новорожденных и недоношенных детей составит 90, но потребность согласно рекомендованным расчетам составляет 180 коек.


Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным


Медицинские организации, оказывающие помощь в периоде беременности, родов и послеродовом периоде, распределены по критериям отнесения акушерских стационаров согласно приказу Минздрава России от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" следующим образом: к первой группе отнесены 19 медицинских организаций, в которых происходит 29,8% от общего количества родов в республике, что составило 4959 родов в 2014 году. Ко второй группе отнесены 2 учреждения родовспоможения, количество родов в которых в 2014 году составило 11654, или 70,1% от общего количества родов.

Функции учреждения третьей группы возложены на Республиканский перинатальный центр для выполнения Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)". Действующий Республиканский перинатальный центр осуществляет мониторинг состояния здоровья беременных женщин в регионе, диспансерное наблюдение и родоразрешение беременных группы высокого акушерского риска, аудит качества перинатальной помощи, обеспечивает проведение первого и второго УЗ-скрининга, медико-генетического консультирования. С 2010 года в медицинской организации функционирует акушерский дистанционный консультативный центр, который обеспечивает мониторинг беременных группы высокого риска из районов республики, обеспечивает оказание экстренной помощи при критических акушерских ситуациях. Число женщин, проконсультированных сотрудниками акушерского дистанционного центра, увеличилось с 460 в 2010 году до 2878 в 2016 году.

Помощь новорожденным на 2 этапе выхаживания оказывают ГАУЗ "Городской перинатальный центр г. Улан-Удэ" и ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница", имеющие в своем составе 80 коек патологии новорожденных и недоношенных детей, отделение реанимации и интенсивной терапии на 9 коек, 2 выездные неонатальные анестезиолого-реанимационные бригады, неонатальный дистанционный консультативный центр, обеспечивающий около 280 консультаций в год для районов республики.

В 2 учреждениях используются телемедицинские технологии для отдаленных районов республики, технология дистанционного консультирования УЗИ.


Показатели деятельности службы родовспоможения


Демографическая ситуация в Республике Бурятия характеризуется высокой рождаемостью, превышающей показатели в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе в течение ряда лет. Коэффициент рождаемости (на 1000 населения) в 2012 году составил 17,4 (Сибирский федеральный округ - 14,9 и Российская Федерация - 13,3). За последние 3 года изменилось репродуктивное поведение семьи в республике. Суммарный коэффициент рождаемости высокий и составляет 2,41. При этом в течение последних десяти лет показатели здоровья беременных женщин ухудшились. Общая заболеваемость женщин репродуктивного возраста остается высокой по всем классам болезней, чаще регистрируются заболевания системы кровообращения, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. 65,4% родивших в 2012 году женщин имели осложненное течение беременности и родов. На фоне низкого индекса здоровья женщин репродуктивного возраста регистрируются высокие показатели заболеваемости новорожденных - 361,1 на 1000 родившихся живыми (Российская Федерация - 348,6 на 1000 родившихся живыми). Удельный вес преждевременных родов в республике составил в 2012 году 5,4%, доля нормальных родов - 35,4% (2011 г. - 36,1%). Среди заболеваний, осложнивших течение родов и послеродового периода, в 2012 году в сравнении с 2011 годом увеличилась частота кровотечений, связанных с предлежанием плаценты, на 33,3% - с 0,88 до 2,4, преэклампсий и эклампсий - с 172,0 до 184,3, нарушений родовой деятельности - с 93,0 до 104,6, кровотечений в послеродовом периоде - с 12,8 до 14,3, родового сепсиса - с 0,44 до 1,69, перитонитов - с 0,29 до 1, разрывов матки - с 0,06 до 0,24 на 1000 родов. Сохраняются высокие показатели заболеваемости анемией (336,0 на 1000 родов).

В структуре перинатальной смертности, которая составила в 2010 году 6,4%, значительное место занимает мертворождаемость (4,1%). С 2012 года при переходе на новые критерии живорождения отмечается ожидаемый рост перинатальной смертности до 9,72% и мертворождаемости до 6,98%. Показатель младенческой смертности в Республике Бурятия в 2012 году составил 8,3 на 1000 родившихся живыми и остается недостаточно стабильным. Среди причин смертности детей в возрасте до года в республике первое место занимают отдельные состояния перинатального периода, зависящие от состояния здоровья матери и течения родов, удельный вес которых составляет от 56,1% до 56,6%. При анализе младенческой смертности отмечается низкий коэффициент централизации помощи, отражающий процент новорожденных, умерших в учреждениях родовспоможения первой группы, по отношению ко всем новорожденным, умершим в раннем неонатальном периоде, в том числе из-за неполного охвата дородовой госпитализацией беременных из группы высокого риска и дефицита родильных коек в перинатальном центре. На неустойчивость показателя младенческой смертности в республике существенное влияние оказывает недостаточная обеспеченность койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, составляющая 2,0 на 1000 родов вместо 4,0, рекомендованных международными экспертами, значительный дефицит коек патологии новорожденных и недоношенных детей.

Показатель выживаемости в акушерском стационаре в 2012 году недоношенных, родившихся с экстремально низкой массой тела до 1000 граммов, составил 60,3%.


Характеристика кадрового потенциала


Кадровый потенциал службы родовспоможения в Республике Бурятия в 2015 году представлен: 191 врачом акушером-гинекологом, обеспеченность составляет 3,73 на 10000 женского населения (РФ - 4,66); 504 акушерки, обеспеченность составляет 9,8 на 10000 женского населения (РФ - 6,9); неонатологи - 25, обеспеченность на 10000 детей до года 15,3 (РФ - 30,5). Ожидается в 2017 году прибытие на работу для оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и новорожденным после окончания интернатуры и целевой ординатуры 11 специалистов акушеров-гинекологов, 3 неонатологов, 2 анестезиологов-реаниматологов и 19 акушерок. Обеспеченность службы родовспоможения составляет 62% от потребности. В учреждениях родовспоможения второй группы, ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница", работают 17 специалистов анестезиологов-реаниматологов, владеющих современными технологиями оказания медицинской помощи в периоде новорожденности, выхаживания недоношенных с низкой и экстремально низкой массой тела. 75% специалистов учреждений родовспоможения второй группы и 65% специалистов учреждений родовспоможения первой группы прошли в период с 2013 года по 2016 год подготовку в федеральных симуляционных центрах по профилю "акушерство и гинекология", "неонатология", "анестезиология и реаниматология".

35,5% специалистов врачей и 59,3% акушерок имеют квалификационные категории.


Обоснование целесообразности строительства перинатального центра


Для создания стройной системы оказания медицинской помощи матери и ребенку, гарантирующей доступность квалифицированной медицинской помощи всем нуждающимся, высокую эффективность и ресурсосбережение, необходимо создание учреждения родовспоможения третьей группы, структура и оснащение которого полностью соответствует требованиям, установленным Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология". В составе существующего родильного стационара перинатального центра имеются 55 коек для беременных и рожениц, 40 коек патологии беременности, 9 реанимационных коек для новорожденных. Учреждение обеспечивает 22,3% родов в республике. Средняя работа койки для рожениц в 2012 году составила 327,4 при среднем пребывании 4,1. Акушерский стационар представляет собой 4-этажное кирпичное здание, введенное в эксплуатацию в апреле 1968 года. С момента открытия в учреждении не проводился капитальный ремонт. Дефицит площадей составляет 75% от требований СанПиН и не позволяет развернуть требуемое количество родильных коек, коек реанимации новорожденных и II этапа выхаживания, концентрировать высокотехнологичное оборудование и соответственно оказывать медицинскую помощь в необходимом объеме самому сложному контингенту больных. Несоответствие акушерского стационара СанПиНу 1968 года создает постоянную угрозу для возникновения внутрибольничной инфекции. В республике отмечается низкий коэффициент централизации помощи новорожденным из-за дефицита коек реанимации новорожденных, в том числе из-за неполного охвата дородовой госпитализацией беременных из группы высокого риска из-за дефицита коек для рожениц в перинатальном центре.

Обеспеченность койками реанимации и интенсивной терапии на 1000 родов в Республике Бурятия составляет 2,0, но из-за материально-технической базы учреждений второй группы невозможно увеличение коек реанимации новорожденных в соответствии с рекомендованными ВОЗ (4 койки на 1000 родов). Потребность в койках для патологии новорожденных и недоношенных детей составляет 180 коек. Дефицит коек II этапа выхаживания составляет 55,6%.

При переходе в 2012 году на новые критерии живорождения в республике отмечается негативная тенденция роста показателя младенческой смертности до 8,3 на 1000 родившихся живыми за 2012 год, связанная со сложностью внедрения эффективной системы оказания медицинской помощи в периоде родов и новорожденным. Недостаточно коек для концентрации родов высокого риска, составляющих 15,6% от общего количества родов.

Таким образом, без строительства перинатального центра с материально-технической базой, позволяющей внедрить современные перинатальные технологии, отработать эффективное функционирование трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи, невозможно создать благоприятные условия для рождения и снизить показатели материнской и младенческой смертности.


Мероприятия подпрограммы. Обоснование структуры и коечной мощности перинатального центра


Строительство перинатального центра планируется на территории крупной многопрофильной республиканской больницы ГБУЗ "Республиканская больница им. Н.А.Семашко", имеющей отдельный оснащенный пищеблок, отделение санитарной авиации, диализный центр, региональный сосудистый центр, травматологический центр первого уровня, отделение рентгенхирургии, эндоскопический центр, отделение лучевой диагностики, централизованную лабораторную службу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»