ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 года N 725
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 28.03.2011 N 143 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
Во исполнение статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 N 925 "О внесении изменений в правила финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 N 1873-р, в целях формирования эффективной трехуровневой системы оказания акушерско-гинекологической помощи, а также внедрения современных инновационных технологий в перинатологии при ведении беременных с тяжелыми осложнениями, снижения материнской, младенческой и детской смертности Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2013 годы" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 N 187, от 18.05.2011 N 224, от 16.08.2011 N 431, от 30.08.2011 N 465, от 28.11.2011 N 619, от 28.12.2011 N 705, от 24.01.2012 N 15, от 20.03.2012 N 139, от 05.07.2012 N 410, от 29.11.2012 N 708, от 27.12.2012 N 813, от 29.03.2013 N 152, от 18.07.2013 N 389, от 31.07.2013 N 409, от 06.09.2013 N 437):
1.1. В наименовании, пунктах 1, 2.1 - 2.5, приложениях N 1, N 3, N 4, N 5, N 6 слова "Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011 - 2013 годы" заменить словами "Модернизация здравоохранения Республики Бурятия на 2011 - 2016 годы".
1.2. В приложении N 1:
1.2.1. В разделе "I. Паспорт Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2013 годы" раздел "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:
"Объемы и ис-точники финан-сирования Про-граммы* | Наименование задачи | Всего | в т. ч. средства (тыс. руб.): | ||
ФФОМС | консолидиро-ванного бюджета Республики Бурятия | ТФОМС | |||
2011 год** | |||||
1. Укрепление материально-техни-ческой базы меди-цинских учреждений | 1 045 733,1 | 879 516,2 | 166 216,9 | 0,0 | |
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 41 545,0 | 30 364,0 | 9 000,0 | 2 181,0 | |
3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специа-листами | 905 979,0 | 562 960,8 | 13 600,5 | 329 417,7 | |
2012 год*** | |||||
1. Укрепление материально-техни-ческой базы медицинских учреждений | 442 976,3 | 280 075,6 | 162 900,7 | 0,00 | |
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 144 795,0 | 127 619,2 | 15 000,0 | 2 175,8 | |
3. Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специа-листами*** | 1 675 723,1 | 1 278 005,2 | 15 831,0 | 381 886,9 | |
2013 год***** | |||||
1. Укрепление материально-техни-ческой базы медицинских учреждений | 217 923,9 | 217 703 ,1 | 220,8 | 0,0 | |
2. Внедрение современных информационных систем в здравоохранение | 6 018,9 | 6 018,9 | 0,0 | 0,0 | |
_______________ |
1.2.2. Дополнить приложением согласно приложению и настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
Н. Зубарев
Проект представлен Министерством здравоохранения
тел. 21-76-78, 21-87-46
дп3
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 27.12.2013 N 725
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Программе "Модернизация здравоохранения
в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы"
ПОДПРОГРАММА "Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра в г. Улан-Удэ"
Наименование подпрограммы | Подпрограмма "Проектирование, строительство | ||||
Наименование уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия | Министерство здравоохранения Республики Бурятия | ||||
Основание для разработки подпрограммы | Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых их бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" | ||||
Цели подпрограммы | Создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям; | ||||
Задачи подпрограммы | Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям; | ||||
Целевые индикаторы | Снижение уровня материнской смертности в 2014 г. - до 16,0 на 100 тыс. родившихся живыми, в 2015 г. - до 15,8 на 100 тыс. родившихся живыми; | ||||
Снижение младенческой смертности в 2014 г. до 8,3 на 1000 родившихся живыми, в 2015 г. - 8,0 на 1000 родившихся живыми, в 2016 г. - 8,0 на 1000 родившихся живыми; | |||||
Срок реализации подпрограммы | 2013 - 2016 годы | ||||
Объемы и источники финансирования подпрограммы | Наименование задачи | Всего (тыс. рублей) | В т. ч. средства (тыс.руб.) | ||
ФФОМС | консолидированного бюджета республики | ТФ | |||
2013 - 2016 годы | |||||
1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра | 3001697,1 | 2401357,7 | 600 339,4 | 0,0 | |
2014 год | |||||
1. Проектирование, строительство и ввод в экс плуатацию перинатального центра | 2561357,7 | 2401357,7 | 160 000,0 | 0,0 | |
2015 год | |||||
1. Проектирование, строительство перинтального центра | 160 000,0 | 0,0 | 160 000,0 | 0,0 | |
2016 год | |||||
1. Строительство перинатального центра | 280 339,4 | 0,0 | 280 339,4 | 0,0 |
Целевые показатели
Целевые индикаторы | 2014 год | 2015 год | 2016 год |
Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми) | 8,3 | 8,0 | 8,0 |
Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми) | 16,0 | 15,8 | 13,3 |
Ранняя неонатальная смертность (на 1000 родившихся живыми) | 2,78 | 2,75 | 2,55 |
Увеличение доли женщин с преждевременными родами из группы высокого риска, родоразрешенных в перинатальном центре (%) | до 20 | до 28 | до 57 |
Увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре (на 1000 родившихся живыми) | до 570,0 | до 650,0 | до 720,0 |
Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Необходимость строительства перинатального центра в Республике Бурятия в 2013 - 2016 годах продиктована приоритетами государственной политики в службе охраны материнства и детства. Однако несмотря на наметившиеся позитивные тенденции и укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Республика Бурятия относится к субъектам с низкой плотностью населения, что определяет особенности организации медицинской помощи матерям и детям. Средняя удаленность от республиканских учреждений составляет 328 - 594 км. Пять районов республики расположены на расстоянии 770 - 1025 км от г. Улан-Удэ. Территориальные особенности республики - значительная отдаленность ряда районов от центра, низкий индекс здоровья беременных женщин, при отсутствии учреждения 3 группы в регионе не позволяют обеспечить создание условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям; добиться стабильного снижения материнской и младенческой смертности.
Характеристика акушерского коечного фонда
Всего акушерских коек 643, их них 280 коек для беременных и рожениц, средняя работа койки составила 258 дней в году при среднем пребывании пациента 4,0 дня, обеспеченность койками - 11,3; коек отделения патологии беременности - 363, средняя работа койки составляет 319 дней при среднем пребывании пациента 10,4, обеспеченность - 17,7, что выше, чем в РФ и СФО. Удельный вес коек патологии беременности в общем числе акушерских коек составляет 56,4 %. В период с 2010 по 2012 годы сокращено 49 акушерских коек, что позволило эффективнее использовать коечный фонд, несмотря на увеличение количества родов. Уменьшилась длительность пребывания женщины на койке для беременных и рожениц в учреждениях первой группы с 6,7 до 5,1 дня, в учреждениях второй группы - с 5,8 до 4, 0 дней. Вместе с тем занятость койки патологии беременности в 2012 году составила 319 дней, при среднем пребывании 10,4, занятость койки для рожениц - 258 дней при средней длительности пребывания 4,0. Удельный вес акушерских коек в учреждениях родовспоможения 1 группы, оснащенных в соответствии со стандартами и укомплектованных в соответствии со штатными нормативами, составляет 79,8 %. Доля акушерских коек в учреждениях второй группы, полностью оснащенных оборудованием и укомплектованных кадрами, составляет 92,7 %. Мероприятия по повышению эффективности использования акушерских коек будут продолжены, прежде всего за счет сокращения 21 койки патологии беременности и развертывания 19 коек сестринского ухода в центральных районных больницах для беременных женщин, находящихся в социально опасном положении.
В период 2011 - 2012 годов в акушерских стационарах и детских учреждениях республики функционировало 32 койки реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и 80 коек патологии новорожденных и недоношенных детей. Показатель обеспеченности койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных в республике низок, составляет 2,0 на 1000 родов в 2012 году. В соответствии с решением Коллегии министерства здравоохранения Республики Бурятия от 14 марта 2013 года в 2014 году планируется открытие 2 этапа выхаживания новорожденных на 20 коек в ГБУЗ "Городской родильный дом N 2". Таким образом, количество коек патологии новорожденных и недоношенных детей оставит 132, но потребность согласно рекомендованным расчетам составляет 180 коек.
Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным
Медицинские организации, оказывающие помощь в периоде беременности, родов и послеродовом периоде, в зависимости от коечной мощности, кадрового обеспечения и оснащения, распределены следующим образом: к 1 группе отнесены 19 медицинских организаций, в которых происходит 33,4 % от общего количества родов в республике, что составило 5549 родов в 2012 году. Ко 2 группе отнесены 2 учреждения родовспоможения, количество родов в которых в 2012 году составило 11050 или 66,6 % от общего количества родов.
В республике отсутствует акушерский стационар III группы. Функции учреждения III группы возложены на "Республиканский перинатальный центр" для выполнения Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н. Данное учреждение осуществляет родоразрешение беременных из группы высокого риска, курацию, в том числе в режиме оn-line, аудит качества перинатальной помощи по принципу территориальной прикрепленности районов и городов республики, обеспечивает проведение пренатального скрининга и медико-генетического консультирования. Специалисты перинатального центра осуществляют мониторинг состояния здоровья беременных женщин, консультируют сложные роды, оказывают организационно-методическую помощь, дистанционное консультирование. С 2010 года в учреждении создан акушерский дистанционный консультативный центр, который обеспечивает мониторинг 30 % беременных группы высокого риска из районов республики. Число женщин, проконсультированных сотрудниками акушерского дистанционного центра, увеличилось с 460 в 2010 году до 2300 в 2013 году.
Помощь новорожденным на 2 этапе выхаживания оказывает ГАУЗ "Детская республиканская клиническая больница", имеющая в своем составе 80 коек патологии новорожденных и недоношенных детей, отделение реанимации и интенсивной терапии на 9 коек, 2 выездные неонатальные анестезиолого-реанимационные бригады, неонатальный дистанционный консультативный центр, обеспечивающий около 200 консультаций в год для районов республики.
Во всех учреждениях родовспоможения и детства обеспечена запись к врачу в электронном виде. В 2 учреждениях используются телемедицинские технологии для отдаленных районов республики.
Показатели деятельности службы родовспоможения
Демографическая ситуация в Республике Бурятии характеризуется высокой рождаемостью, превышающей показатели в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе в течение ряда лет. Коэффициент рождаемости (на 1000 населения) в 2012 году составил 17,4 (Сибирский федеральный округ 14,9 и Российской Федерации 13,3). За последние 3 года изменилось репродуктивное поведение семьи в республике. Суммарный коэффициент рождаемости высокий и составляет 2,41. При этом в течение последних десяти лет показатели здоровья беременных женщин ухудшились. Общая заболеваемость женщин репродуктивного возраста остается высокой по всем классам болезней, чаще регистрируются заболевания системы кровообращения, сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. 65,4 % родивших в 2012 году женщин имели осложненное течение беременности и родов. На фоне низкого индекса здоровья женщин репродуктивного возраста регистрируются высокие показатели заболеваемости новорожденных - 361,1 на 1000 родившихся живыми (Российская Федерация - 348,6 на 1000 родившихся живыми). Удельный вес преждевременных родов в республике составил в 2012 году 5,4 %, доля нормальных родов - 35,4 % (2011 г.- 36,1 %). Среди заболеваний, осложнивших течение родов и послеродового периода в 2012 году в сравнении с 2011 годом увеличилась частота кровотечений, связанных с предлежанием плаценты на 33,3 % - с 0,88 до 2,4, преэклампсий и эклампсий - с 172,0 в до 184,3, нарушений родовой деятельности - с 93,0 до 104,6, кровотечений в послеродовом периоде - с 12,8 до 14,3, родового сепсиса - с 0,44 до 1, 69, перитонитов - с 0,29 до 1, разрывов матки с 0,06 до 0,24 на 1000 родов. Сохраняются высокие показатели заболеваемости анемией (336,0 на 1000 родов).
В структуре перинатальной смертности, которая составила в 2010 году 6,4 %, значительное место занимает мертворождаемость (4,1%). С 2012 года при переходе на новые критерии живорождения отмечается ожидаемый рост перинатальной смертности до 9,72 % и мертворождаемости до 6,98 %. Показатель младенческой смертности в Республике Бурятия в 2012 году составил 8,3 на 1000 родившихся живыми, и остается недостаточно стабильным. Среди причин смертности детей в возрасте до года в республике первое место занимают отдельные состояния перинатального периода, зависящие от состояния здоровья матери и течения родов, удельный вес которых составляет от 56,1 % до 56,6 %. При анализе младенческой смертности отмечается низкий коэффициент централизации помощи, отражающий процент новорожденных, умерших в учреждениях родовспоможения 1 группы по отношению ко всем новорожденным, умершим в раннем неонатальном периоде, в том числе из-за неполного охвата дородовой госпитализацией беременных из группы высокого риска и дефицита родильных коек в перинатальном центре. На неустойчивость показателя младенческой смертности в республике существенное влияние оказывает недостаточная обеспеченность койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, составляющей 2,0 на 1000 родов вместо 4,0, рекомендованных международными экспертами, значительный дефицит коек патологии новорожденных и недоношенных детей.