Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2017 года N 303


О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 335.
____________________________________________________________________



В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:


1. Государственную программу Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 62, от 20 ноября 2014 года N 223, от 27 февраля 2015 года N 42, от 29 декабря 2015 года N 275, от 5 мая 2016 года N 79, от 7 февраля 2017 года N 1, от 7 марта 2017 года N 44, от 4 апреля 2017 года N 55, от 6 июня 2017 года N 139, от 10 августа 2017 года N 184, от 5 сентября 2017 года N 203), изложить в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 28 декабря 2017 г. N 303



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ ГРАЖДАН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"



ПАСПОРТ
 государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики"

Ответственный исполнитель Программы

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Участники Программы

Органы исполнительной власти Чеченской Республики;

органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики

Подпрограммы Программы

1. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики"

2. Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики"

3. Подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики"

4. Подпрограмма "Чистая вода" Чеченской Республики

5. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

6. Подпрограмма "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике"

7. Подпрограмма "Обеспечение резервными автономными источниками электроснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики"

8. Подпрограмма "Обеспечение антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости объектов водоснабжения Чеченской Республики"

9. Подпрограмма "Комплексное управление твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами в Чеченской Республике"

10. Подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства в Чеченской Республике"

11. Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"

12. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)"

13. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития систем жизнеобеспечения населения в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"

14. Подпрограмма "Формирование современной городской среды на территории Чеченской Республики на 2017 год"

15. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих в оползневых зонах на территории Чеченской Республики"

16. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ жителей Чеченской Республики"

Программно-целевые инструменты Программы

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";

Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы";

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы;

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы;

Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы;

Федеральная целевая программа "Юг России (2014 - 2020 годы)";

Федеральная программа "Жилье для российской семьи";

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года";

Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10)

Цели Программы

1) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению;

2) повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики;

3) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Чеченской Республике;

4) финансовое и организационное обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными;

5) реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6) обеспечение населения Чеченской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

7) государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий;

8) создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы, отдельных категорий граждан и молодых семей Чеченской Республики с помощью системы ипотечного жилищного кредитования;

9) устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;

10) снижение нагрузки на окружающую среду, повышение экологической безопасности населения путем создания комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами, ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов;

11) создание условий для комплексного, устойчивого и безопасного развития территорий Чеченской Республики на основе градостроительного регулирования. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан;

12) создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения Чеченской Республики доступным и комфортным жильем экономического класса;

13) создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в Чеченской Республике;

14) повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

15) развитие систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики;

16) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

17) комплексное решение проблемы по отселению и обустройству жителей Чеченской Республики, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам;

18) повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению

Задачи Программы

- повышение качественных характеристик жилищного фонда Чеченской Республики;

- приведение жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан в Чеченской Республике;

- оказание государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;

- обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда;

- сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

- улучшение обеспечения населения Чеченской Республики питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности к питьевой воде;

- повышение уровня безопасности населения Чеченской Республики, территории Чеченской Республики и защищенности критически важных объектов, расположенных на территории Чеченской Республики, от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья;

- реализация политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

- создание условий для бесперебойного и надежного электроснабжения социально важных объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики;

- развитие материальной базы и технического переоснащения объектов жизнеобеспечения;

- выполнение мероприятий антитеррористической направленности на объектах водоснабжения;

- формирование организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов;

- обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

- организация эффективного правового регулирования и информационного обеспечения градостроительной деятельности;

- обеспечение соответствия объектов капитального строительства и применяемых в процессе их строительства строительных материалов требованиям технических регламентов, проектной документации и иных нормативных документов в области строительства;

- повышение доступности жилья;

- стимулирование строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

- строительство многоквартирных домов;

- развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, применяемых в строительстве малоэтажного жилья;

- обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления социальных выплат;

- реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры;

- повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

- повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования (общественных зон);

- повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований Чеченской Республики;

- реализация механизмов по переселению и обустройству граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики;

- предупреждение возникновения и смягчение последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

- реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры

Целевые индикаторы и показатели Программы

- количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;

- общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт;

- количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых проведен капитальный ремонт;

- расселенная общая площадь жилых помещений;

- размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

- общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;

- удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам:

по санитарно-химическим показателям, по микробиологическим показателям;

- число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод;

- доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;

- количество зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями;

- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики и местных бюджетов;

- количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым предоставлены ипотечные жилищные кредиты;

- количество рефинансированных ипотечных кредитов, выданных в соответствии с федеральными стандартами АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АО "АИЖК");

- сумма привлеченных средств граждан в инвестиционно-строительную сферу Чеченской Республики;

- обеспечение дополнительного ввода кв.м жилья;

- степень антитеррористической защищенности объектов водоснабжения Чеченской Республики;

- доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Чеченской Республики;

- доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде;

- доля объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства;

- доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов;

- увеличение объема ввода жилья, в том числе:

индивидуальное жилищное строительство (тыс. кв.м), строительство жилья экономического класса (тыс. кв.м), строительство малоэтажного жилья (не более трех этажей) (тыс. кв.м), строительство многоэтажного жилья (более трех этажей) (тыс. кв.м);

- увеличение уровня обеспеченности населения жильем;

- снижение коэффициента доступности жилья для населения;

- улучшение жилищных условий граждан, категории которых установлены федеральным законодательством;

- экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении;

- физический износ сетей коммунальной инфраструктуры;

- утверждение государственной программы (подпрограммы государственной программы) Чеченской Республики формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы;

- обеспечение утверждения (корректировка действующих) органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы;

- утверждение органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, правил благоустройства поселений (с учетом общественных обсуждений);

- принятие (изменение) закона Чеченской Республики об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, в котором в том числе предусмотрено повышение с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований;

- представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкурс не менее двух реализованных в 2017 году лучших проектов по благоустройству общественных территорий;

- принятие нормативного правового акта высшего должностного лица Чеченской Республики о создании межведомственной комиссии по обеспечению реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды";

- опубликование для общественного обсуждения проектов муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год;

- утверждение муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год;

- утверждение с учетом обсуждения с заинтересованными лицами дизайн-проектов благоустройства дворовой территории, включенных в муниципальные программы, а также дизайн-проектов благоустройства общественной территории;

- количество граждан, переселенных из оползневой зоны на территории Чеченской Республики;

- увеличение пропускной способности систем водоснабжения/протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоснабжения;

- увеличение пропускной способности систем водоотведения и очистки сточных вод/протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоотведения

Этапы и сроки реализации Программы

2014 - 2022 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2022 годах составит:

за счет всех источников финансирования - 34937749,811 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 23651595,848 тыс. рублей, из них по годам:

2014 - 294358,838 тыс. руб.;

2015 - 487398,589 тыс. руб.;

2016 - 662596,869 тыс. руб.;

2017 - 1546015,281 тыс. руб.;

2018 - 2579677,818 тыс. руб.;

2019 - 1459000,000 тыс. руб.;

2020 - 1685986,100 тыс. руб.;

2021 - 7554404,400 тыс. руб.;

2022 - 7382157,953 тыс. руб.

за счет средств республиканского бюджета - 6283408,794 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 506192,641 тыс. руб.;

2015 - 341798,890 тыс. руб.;

2016 - 431886,159 тыс. руб.;

2017 - 288136,251 тыс. руб.;

2018 - 301362,945 тыс. руб.;

2019 - 233821,387 тыс. руб.;

2020 - 253619,620 тыс. руб.;

2021 - 2978914,077 тыс. руб.;

2022 - 947676,824 тыс. руб.

за счет средств местных бюджетов - 45750,000 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 0,000 тыс. руб.;

2015 - 0,000 тыс. руб.;

2016 - 0,000 тыс. руб.;

2017 - 0,000 тыс. руб.;

2018 - 0,000 тыс. руб.;

2019 - 0,000 тыс. руб.;

2020 - 0,000 тыс. руб.;

2021 - 45750,000 тыс. руб.;

2022 - 0,000 тыс. руб.

за счет внебюджетных источников - 4956995,169 тыс. руб., из них по годам:

2014 - 51113,390 тыс. руб.;

2015 - 39008,299 тыс. руб.;

2016 - 38133,430 тыс. руб.;

2017 - 20607,000 тыс. руб.;

2018 - 26238,490 тыс. руб.;

2019 - 1500000,000 тыс. руб.;

2020 - 1500000,000 тыс. руб.;

2021 - 1631894,560 тыс. руб.;

2022 - 150000,000 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- ликвидация на территории Чеченской Республики аварийного жилищного фонда площадью 53615,97 кв.м, в количестве 129 домов;

- переселение из аварийного жилищного фонда 4037 жителей Чеченской Республики;

- строительство многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 55725,40 кв.м;

- эффективное управление и дальнейшее надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений;

- снижение уровня износа и улучшение состояния общего имущества собственников многоквартирных домов;

- снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

- рост размера предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

- снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

- увеличение общей площади зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости;

- обеспечение жильем молодых семей;

- привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную сферу;

- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета жителей Чеченской Республики, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилищных сертификатов;

- увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности;

- создание эффективных финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения на строительство и приобретение жилья;

- улучшение жилищных условий населения;

- привлечение внебюджетных средств для реализации программы ипотечного кредитования;

- устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ;

- увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности;

- снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за счет их замены и реконструкции до 680 аварий в год в 2018 году;

- снижение количества зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями до 66,1 тысячи человек в 2018 году;

- улучшение производственного контроля качества питьевой воды за счет строительства новых межрайонных химбаклабораторий;

- обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и территорий, на которых они расположены;

- обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения Чеченской Республики путем своевременного и бесперебойного предоставления услуг по водоснабжению;

- снижение финансовых затрат на ликвидацию последствий от возможных террористических актов;

- обеспечение безопасности при работе обслуживающего персонала на объектах;

- обеспечение сохранности зданий и сооружений, механизмов и оборудования;

- формирование агломераций крупных городов и населенных пунктов Чеченской Республики, обеспечивающих потребности населения в жилье;

- системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городов Чеченской Республики под комплексную жилую застройку, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 15 - 20% от общего годового ввода жилья по республике;

- создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда;

- формирование сегмента жилья коммерческого найма на жилищном рынке. Разработка и внедрение схемы, предусматривающей сокращение сроков строительства объекта с учетом параллельного получения всех согласований до 2 лет - от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию;

- годовой объем ввода жилья - 700 тыс. кв. метров в 2020 году;

- обеспечение ввода жилья в Чеченской Республике общей площадью 3662,0 тыс. кв.м;

- создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан республики жильем до 18,3 кв.м к концу 2020 года;

- доля ввода малоэтажного жилья в 2020 году составит не менее 40% от общего объема ввода жилья;

- развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики;

- улучшение состояния территорий муниципальных образований Чеченской Республики;

- создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности населения, в том числе в сельской местности;

- повышение уровня благоустроенности дворовых территорий муниципальных образований в Чеченской Республике;

- обеспечение переселения 25665 человек из оползневых зон на территории Чеченской Республики;

- развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики;

- улучшение состояния систем коммунальной инфраструктуры;

- предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры



Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТРАСЛИ ЖКХ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


Современное жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но, в то же время, и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются практически все население Чеченской Республики, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Чеченской Республики.


В 2012 году на территории Чеченской Республики завершена реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" (далее - ФЦП "СЭР Чеченской Республики"). За период реализации мероприятий ФЦП "СЭР Чеченской Республики" восстановлены сотни муниципальных домов, десятки объектов коммунального хозяйства, построено новое муниципальное жилье. Наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения в республике, активизация предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности республики. За счет внебюджетных инвестиций в республике ведется строительство многоквартирного жилья и другой коммерческой недвижимости, развивается индивидуальное жилищное строительство.


Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты по развитию экономики и социальной сферы, существует ряд проблем, без решения которых невозможно сохранить набранные темпы социально-экономического развития республики.


Состояние жилищного фонда Чеченской Республики и жилищно-коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Чеченской Республики формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики Чеченской Республики.


Без принятия соответствующих мер ситуация в ближайшие годы в республике может ухудшиться на фоне относительно быстрого роста населения (ежегодный прирост населения составляет 25 - 30 тысяч человек) и недостаточных темпов развития экономического потенциала. Из-за роста численности населения по показателям, характеризующим обеспеченность объектами социальной сферы, республика может вернуться к уровню 2008 года.


Наиболее оптимальным вариантом решения обозначенных вопросов является утверждение настоящей государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа), разработанной на основе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323.


Основные направления Программы нацелены на достижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отрасли, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий граждан Чеченской Республики.


Объем жилищного фонда в Чеченской Республике по состоянию на начало 2013 года составляет 21,4 млн. кв. метров. Из них общая площадь жилых помещений многоквартирных домов составляет 8,8 млн. кв. метров, количество квартир - 77853 единицы.


Основная часть жилищного фонда Чеченской Республики (56,4%) была построена до 1970 года. Часть жилищного фонда Чеченской Республики, построенного в 1971 - 1995 годах, составляет 40,0 процента.


В Чеченской Республике до 60% многоквартирных домов нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальные конструкции этих многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющей выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. По оценкам специалистов это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов еще на 40 - 60 лет.


Ранее капитальный ремонт многоквартирных домов проводился недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4,0 - 5,0 процента жилья, в среднем ежегодно ремонтировалось лишь 0,3 процента жилья.


Многоквартирные дома, требующие капитального ремонта, создают серьезные проблемы в их эксплуатации и содержании, которые становятся очень дорогими. Проблемы усугубляются тем, что значительное количество населения Чеченской Республики, владеющего жильем в многоквартирных домах на праве собственности, получило его в ходе бесплатной приватизации и не готово нести ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме.


Проблема капитального ремонта многоквартирных домов решается в рамках долгосрочной республиканской программы и осуществляется за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем в соответствии со статьей N 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Чеченской Республики, муниципальными правовыми актами.


Нерешенной также остается проблема переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики. Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причиной ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Бюджетное финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.


Проживающие в аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии самостоятельно решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований республики не имеет финансовой возможности для самостоятельного восстановления и воспроизводства жилищного фонда.


Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Чеченской Республики, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов республики.


На основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Чеченской Республики, составлен перечень многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.


В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики.


Поскольку территория Чеченской Республики характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.


Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.


Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с производственной деятельностью человека (добыча нефти, строительство гидротехнических сооружений).


Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.


Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.


Приоритетными направлениями решения указанных задач являются:


обеспечение сейсмостойкости объектов жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей;


формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;


внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»