____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 335.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Государственную программу Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353 (в редакции Постановлений Правительства Чеченской Республики от 28 апреля 2014 года N 62, от 20 ноября 2014 года N 223, от 27 февраля 2015 года N 42, от 29 декабря 2015 года N 275, от 5 мая 2016 года N 79, от 7 февраля 2017 года N 1, от 7 марта 2017 года N 44, от 4 апреля 2017 года N 55, от 6 июня 2017 года N 139, от 10 августа 2017 года N 184, от 5 сентября 2017 года N 203), изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С.-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ ГРАЖДАН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики |
Соисполнители Программы | Отсутствуют |
Участники Программы | Органы исполнительной власти Чеченской Республики; органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики |
Подпрограммы Программы | 1. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" 2. Подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики" 3. Подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения на территории Чеченской Республики" 4. Подпрограмма "Чистая вода" Чеченской Республики 5. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" 6. Подпрограмма "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Чеченской Республике" 7. Подпрограмма "Обеспечение резервными автономными источниками электроснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики" 8. Подпрограмма "Обеспечение антитеррористической защищенности и противодиверсионной устойчивости объектов водоснабжения Чеченской Республики" 9. Подпрограмма "Комплексное управление твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами в Чеченской Республике" |
10. Подпрограмма "Стимулирование развития жилищного строительства в Чеченской Республике" 11. Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" 12. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации ФЦП "Юг России (2014 - 2020 годы)" 13. Подпрограмма "Реализация мероприятий в области развития систем жизнеобеспечения населения в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" 14. Подпрограмма "Формирование современной городской среды на территории Чеченской Республики на 2017 год" 15. Подпрограмма "Переселение граждан, проживающих в оползневых зонах на территории Чеченской Республики" 16. Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ жителей Чеченской Республики" | |
Программно-целевые инструменты Программы | Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"; Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"; Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы; Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы; Федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы; Федеральная целевая программа "Юг России (2014 - 2020 годы)"; Федеральная программа "Жилье для российской семьи"; Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года"; Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 года N 10) |
Цели Программы | 1) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; 2) повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики; 3) создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан в Чеченской Республике; 4) финансовое и организационное обеспечение мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными; 5) реализация государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории Чеченской Республики от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 6) обеспечение населения Чеченской Республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; 7) государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; 8) создание необходимых условий для решения жилищной проблемы работников бюджетной сферы, отдельных категорий граждан и молодых семей Чеченской Республики с помощью системы ипотечного жилищного кредитования; 9) устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ; |
10) снижение нагрузки на окружающую среду, повышение экологической безопасности населения путем создания комплексной системы обращения с твердыми бытовыми отходами и вторичными материальными ресурсами, ликвидация накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов; 11) создание условий для комплексного, устойчивого и безопасного развития территорий Чеченской Республики на основе градостроительного регулирования. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан; 12) создание условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения Чеченской Республики доступным и комфортным жильем экономического класса; 13) создание условий для развития малоэтажного жилищного строительства в Чеченской Республике; 14) повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; 15) развитие систем жизнеобеспечения населения Чеченской Республики; 16) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Чеченской Республики; 17) комплексное решение проблемы по отселению и обустройству жителей Чеченской Республики, проживающих на территориях, подверженных оползневым процессам; 18) повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению | |
Задачи Программы | - повышение качественных характеристик жилищного фонда Чеченской Республики; - приведение жилищно-коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания граждан в Чеченской Республике; - оказание государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов; - обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда; - сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения; - улучшение обеспечения населения Чеченской Республики питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности к питьевой воде; - повышение уровня безопасности населения Чеченской Республики, территории Чеченской Республики и защищенности критически важных объектов, расположенных на территории Чеченской Республики, от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций; - обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья; - реализация политики, направленной на стимулирование активности всех участников рынка ипотечного жилищного кредитования; - создание условий для бесперебойного и надежного электроснабжения социально важных объектов жизнеобеспечения Чеченской Республики; - развитие материальной базы и технического переоснащения объектов жизнеобеспечения; |
- выполнение мероприятий антитеррористической направленности на объектах водоснабжения; - формирование организационных, технических и экономических условий для повышения качества услуг по сбору, транспортировке, хранению, переработке, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов; - обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; - организация эффективного правового регулирования и информационного обеспечения градостроительной деятельности; - обеспечение соответствия объектов капитального строительства и применяемых в процессе их строительства строительных материалов требованиям технических регламентов, проектной документации и иных нормативных документов в области строительства; - повышение доступности жилья; - стимулирование строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности; - строительство многоквартирных домов; - развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, применяемых в строительстве малоэтажного жилья; | |
- обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления социальных выплат; - реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры; - повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований Чеченской Республики; - повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования (общественных зон); - повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципальных образований Чеченской Республики; - реализация механизмов по переселению и обустройству граждан, проживающих в оползневой зоне на территории Чеченской Республики, в районы с благоприятными условиями проживания на территории Чеченской Республики; - предупреждение возникновения и смягчение последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера; - реконструкция и строительство системы коммунальной инфраструктуры | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт; - общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт; - количество граждан, проживающих в многоквартирных домах, в которых проведен капитальный ремонт; - расселенная общая площадь жилых помещений; - размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений; - общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости; - удельный вес проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам: по санитарно-химическим показателям, по микробиологическим показателям; - число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; - объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод; - доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; - количество зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями; - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств федерального бюджета, бюджета Чеченской Республики и местных бюджетов; - количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым предоставлены ипотечные жилищные кредиты; - количество рефинансированных ипотечных кредитов, выданных в соответствии с федеральными стандартами АО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - АО "АИЖК"); - сумма привлеченных средств граждан в инвестиционно-строительную сферу Чеченской Республики; |
- обеспечение дополнительного ввода кв.м жилья; - степень антитеррористической защищенности объектов водоснабжения Чеченской Республики; - доля населенных пунктов, охваченных системами сбора и удаления отходов, по отношению к общему количеству населенных пунктов Чеченской Республики; - доля коммунальных отходов, размещаемых в природной среде; - доля объектов размещения твердых бытовых отходов, соответствующих современным требованиям природоохранного законодательства; - доля коммунальных отходов, использованных в качестве вторичных материальных ресурсов; - увеличение объема ввода жилья, в том числе: индивидуальное жилищное строительство (тыс. кв.м), строительство жилья экономического класса (тыс. кв.м), строительство малоэтажного жилья (не более трех этажей) (тыс. кв.м), строительство многоэтажного жилья (более трех этажей) (тыс. кв.м); - увеличение уровня обеспеченности населения жильем; - снижение коэффициента доступности жилья для населения; - улучшение жилищных условий граждан, категории которых установлены федеральным законодательством; - экономия по видам энергетических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении; - физический износ сетей коммунальной инфраструктуры; - утверждение государственной программы (подпрограммы государственной программы) Чеченской Республики формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы; - обеспечение утверждения (корректировка действующих) органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 годы; | |
- утверждение органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, правил благоустройства поселений (с учетом общественных обсуждений); - принятие (изменение) закона Чеченской Республики об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, в котором в том числе предусмотрено повышение с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований; - представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкурс не менее двух реализованных в 2017 году лучших проектов по благоустройству общественных территорий; - принятие нормативного правового акта высшего должностного лица Чеченской Республики о создании межведомственной комиссии по обеспечению реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды"; - опубликование для общественного обсуждения проектов муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год; - утверждение муниципальных программ формирования современной городской среды на 2017 год; - утверждение с учетом обсуждения с заинтересованными лицами дизайн-проектов благоустройства дворовой территории, включенных в муниципальные программы, а также дизайн-проектов благоустройства общественной территории; - количество граждан, переселенных из оползневой зоны на территории Чеченской Республики; - увеличение пропускной способности систем водоснабжения/протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоснабжения; - увеличение пропускной способности систем водоотведения и очистки сточных вод/протяженность реконструированных и (или) построенных сетей водоотведения | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2022 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2022 годах составит: за счет всех источников финансирования - 34937749,811 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 23651595,848 тыс. рублей, из них по годам: 2014 - 294358,838 тыс. руб.; 2015 - 487398,589 тыс. руб.; 2016 - 662596,869 тыс. руб.; 2017 - 1546015,281 тыс. руб.; 2018 - 2579677,818 тыс. руб.; 2019 - 1459000,000 тыс. руб.; 2020 - 1685986,100 тыс. руб.; 2021 - 7554404,400 тыс. руб.; 2022 - 7382157,953 тыс. руб. за счет средств республиканского бюджета - 6283408,794 тыс. руб., из них по годам: 2014 - 506192,641 тыс. руб.; 2015 - 341798,890 тыс. руб.; 2016 - 431886,159 тыс. руб.; 2017 - 288136,251 тыс. руб.; 2018 - 301362,945 тыс. руб.; 2019 - 233821,387 тыс. руб.; 2020 - 253619,620 тыс. руб.; 2021 - 2978914,077 тыс. руб.; 2022 - 947676,824 тыс. руб. |
за счет средств местных бюджетов - 45750,000 тыс. руб., из них по годам: 2014 - 0,000 тыс. руб.; 2015 - 0,000 тыс. руб.; 2016 - 0,000 тыс. руб.; 2017 - 0,000 тыс. руб.; 2018 - 0,000 тыс. руб.; 2019 - 0,000 тыс. руб.; 2020 - 0,000 тыс. руб.; 2021 - 45750,000 тыс. руб.; 2022 - 0,000 тыс. руб. за счет внебюджетных источников - 4956995,169 тыс. руб., из них по годам: 2014 - 51113,390 тыс. руб.; 2015 - 39008,299 тыс. руб.; 2016 - 38133,430 тыс. руб.; 2017 - 20607,000 тыс. руб.; 2018 - 26238,490 тыс. руб.; 2019 - 1500000,000 тыс. руб.; 2020 - 1500000,000 тыс. руб.; 2021 - 1631894,560 тыс. руб.; 2022 - 150000,000 тыс. руб. | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - ликвидация на территории Чеченской Республики аварийного жилищного фонда площадью 53615,97 кв.м, в количестве 129 домов; - переселение из аварийного жилищного фонда 4037 жителей Чеченской Республики; - строительство многоквартирных домов общей площадью жилых помещений 55725,40 кв.м; - эффективное управление и дальнейшее надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений; - снижение уровня износа и улучшение состояния общего имущества собственников многоквартирных домов; - снижение расходов граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; - рост размера предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений; - снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений; |
- увеличение общей площади зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости; - обеспечение жильем молодых семей; - привлечение финансовых средств молодых семей в жилищную сферу; - укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе; - обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета жителей Чеченской Республики, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, путем предоставления жилищных сертификатов; - увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности; - создание эффективных финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения на строительство и приобретение жилья; - улучшение жилищных условий населения; - привлечение внебюджетных средств для реализации программы ипотечного кредитования; - устойчивая работа системы жизнеобеспечения объектов ЖКХ; - увеличение доли населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности; - снижение числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за счет их замены и реконструкции до 680 аварий в год в 2018 году; | |
- снижение количества зарегистрированных больных инфекционными заболеваниями, с болезнями органов пищеварения, злокачественными образованиями до 66,1 тысячи человек в 2018 году; - улучшение производственного контроля качества питьевой воды за счет строительства новых межрайонных химбаклабораторий; - обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и территорий, на которых они расположены; - обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения Чеченской Республики путем своевременного и бесперебойного предоставления услуг по водоснабжению; - снижение финансовых затрат на ликвидацию последствий от возможных террористических актов; - обеспечение безопасности при работе обслуживающего персонала на объектах; - обеспечение сохранности зданий и сооружений, механизмов и оборудования; - формирование агломераций крупных городов и населенных пунктов Чеченской Республики, обеспечивающих потребности населения в жилье; - системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городов Чеченской Республики под комплексную жилую застройку, с выходом объемов ввода по таким площадкам на уровень 15 - 20% от общего годового ввода жилья по республике; - создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда; | |
- формирование сегмента жилья коммерческого найма на жилищном рынке. Разработка и внедрение схемы, предусматривающей сокращение сроков строительства объекта с учетом параллельного получения всех согласований до 2 лет - от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию; - годовой объем ввода жилья - 700 тыс. кв. метров в 2020 году; - обеспечение ввода жилья в Чеченской Республике общей площадью 3662,0 тыс. кв.м; - создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан республики жильем до 18,3 кв.м к концу 2020 года; - доля ввода малоэтажного жилья в 2020 году составит не менее 40% от общего объема ввода жилья; - развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики; - улучшение состояния территорий муниципальных образований Чеченской Республики; - создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности населения, в том числе в сельской местности; - повышение уровня благоустроенности дворовых территорий муниципальных образований в Чеченской Республике; - обеспечение переселения 25665 человек из оползневых зон на территории Чеченской Республики; - развитие коммунальной инфраструктуры Чеченской Республики; - улучшение состояния систем коммунальной инфраструктуры; - предоставление субсидий на строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры |
Современное жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но, в то же время, и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются практически все население Чеченской Республики, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Чеченской Республики.
В 2012 году на территории Чеченской Республики завершена реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" (далее - ФЦП "СЭР Чеченской Республики"). За период реализации мероприятий ФЦП "СЭР Чеченской Республики" восстановлены сотни муниципальных домов, десятки объектов коммунального хозяйства, построено новое муниципальное жилье. Наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения в республике, активизация предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности республики. За счет внебюджетных инвестиций в республике ведется строительство многоквартирного жилья и другой коммерческой недвижимости, развивается индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты по развитию экономики и социальной сферы, существует ряд проблем, без решения которых невозможно сохранить набранные темпы социально-экономического развития республики.
Состояние жилищного фонда Чеченской Республики и жилищно-коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Чеченской Республики формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики Чеченской Республики.
Без принятия соответствующих мер ситуация в ближайшие годы в республике может ухудшиться на фоне относительно быстрого роста населения (ежегодный прирост населения составляет 25 - 30 тысяч человек) и недостаточных темпов развития экономического потенциала. Из-за роста численности населения по показателям, характеризующим обеспеченность объектами социальной сферы, республика может вернуться к уровню 2008 года.
Наиболее оптимальным вариантом решения обозначенных вопросов является утверждение настоящей государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа), разработанной на основе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323.
Основные направления Программы нацелены на достижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отрасли, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий граждан Чеченской Республики.
Объем жилищного фонда в Чеченской Республике по состоянию на начало 2013 года составляет 21,4 млн. кв. метров. Из них общая площадь жилых помещений многоквартирных домов составляет 8,8 млн. кв. метров, количество квартир - 77853 единицы.
Основная часть жилищного фонда Чеченской Республики (56,4%) была построена до 1970 года. Часть жилищного фонда Чеченской Республики, построенного в 1971 - 1995 годах, составляет 40,0 процента.
В Чеченской Республике до 60% многоквартирных домов нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальные конструкции этих многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющей выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. По оценкам специалистов это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов еще на 40 - 60 лет.
Ранее капитальный ремонт многоквартирных домов проводился недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4,0 - 5,0 процента жилья, в среднем ежегодно ремонтировалось лишь 0,3 процента жилья.
Многоквартирные дома, требующие капитального ремонта, создают серьезные проблемы в их эксплуатации и содержании, которые становятся очень дорогими. Проблемы усугубляются тем, что значительное количество населения Чеченской Республики, владеющего жильем в многоквартирных домах на праве собственности, получило его в ходе бесплатной приватизации и не готово нести ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Проблема капитального ремонта многоквартирных домов решается в рамках долгосрочной республиканской программы и осуществляется за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем в соответствии со статьей N 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами Чеченской Республики, муниципальными правовыми актами.
Нерешенной также остается проблема переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики. Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причиной ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Бюджетное финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.
Проживающие в аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии самостоятельно решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований республики не имеет финансовой возможности для самостоятельного восстановления и воспроизводства жилищного фонда.
Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Чеченской Республики, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов республики.
На основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Чеченской Республики, составлен перечень многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики.
Поскольку территория Чеченской Республики характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с производственной деятельностью человека (добыча нефти, строительство гидротехнических сооружений).
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Приоритетными направлениями решения указанных задач являются:
обеспечение сейсмостойкости объектов жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений;