ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 года N 62
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА N 353
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 335.
____________________________________________________________________
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Государственную программу Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" на 2014 - 2018 годы, утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 353, изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики - министра автомобильных дорог Чеченской Республики А.Б. Тумхаджиева.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Чеченской Республики
Р.С-Х.ЭДЕЛЬГЕРИЕВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 28 апреля 2014 года N 62
"Утверждена
Постановлением Правительства
Чеченской Республики
от 19 декабря 2013 года N 353
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И УСЛУГАМИ ЖКХ ГРАЖДАН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
ПАСПОРТ государственной программы Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики"
Наименование государственной программы | Государственная программа Чеченской Республики "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики |
Соисполнители Программы | Министерство экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики; Министерство финансов Чеченской Республики; органы местного самоуправления Чеченской Республики |
Участники Программы | |
Подпрограммы Программы | 1. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы в сфере жилищно-коммунального хозяйства" |
Программно-целевые инструменты Программы | Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы"; |
Цели Программы | 1) повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; |
11) создание условий для комплексного, устойчивого и безопасного развития территорий Чеченской Республики на основе градостроительного регулирования. Формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества, в том числе безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан; | |
Задачи Программы | повышение качественных характеристик жилищного фонда Чеченской Республики; |
обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | количество многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт; |
количество рефинансированных ипотечных кредитов, выданных в соответствии с федеральными стандартами ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее ОАО "АИЖК"); | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования программы в 2014 - 2020 годах составит: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Ликвидация на территории Чеченской Республики аварийного жилищного фонда площадью 50471,67 кв.м, в количестве 121 дома; |
увеличение количества сделок на рынке жилья, активизация инвестиционно-строительной деятельности; | |
- формирование агломераций крупных городов и населенных пунктов Чеченской Республики, обеспечивающих потребности населения в жилье; |
Введение
Современное жилищно-коммунальное хозяйство Чеченской Республики - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но, в то же время, и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики являются практически все население Чеченской Республики, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Чеченской Республики.
В 2012 году на территории Чеченской Республики завершена реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2012 годы" (далее - ФЦП "СЭР ЧР"). За период реализации мероприятий ФЦП "СЭР ЧР" восстановлены сотни муниципальных домов, десятки объектов коммунального хозяйства, построено новое муниципальное жилье. Наблюдается значительное улучшение социально-экономического положения в республике, активизация предпринимательской деятельности, повышение инвестиционной привлекательности республики. За счет внебюджетных инвестиций в республике ведется строительство многоквартирного жилья и другой коммерческой недвижимости, развивается индивидуальное жилищное строительство.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты по развитию экономики и социальной сферы, существует ряд проблем, без решения которых невозможно сохранить набранные темпы социально-экономического развития республики.
Состояние жилищного фонда Чеченской Республики и жилищно-коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунального комплекса Чеченской Республики отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальном комплексе Чеченской Республики формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики Чеченской Республики.
Без принятия соответствующих мер ситуация в ближайшие годы в республике может ухудшиться на фоне относительно быстрого роста населения (ежегодный прирост населения составляет 25 - 30 тысяч человек) и недостаточных темпов развития экономического потенциала. Из-за роста численности населения по показателям, характеризующим обеспеченность объектами социальной сферы, республика может вернуться к уровню 2008 года.
Наиболее оптимальным вариантом решения обозначенных вопросов является утверждение настоящей Государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и услугами ЖКХ граждан Чеченской Республики" (далее - Программа), разработанной на основе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 323.
Основные направления Программы нацелены на достижение необходимых темпов экономического роста, обеспечивающих развитие отрасли, отвечающих критериям рыночной и социальной эффективности, повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, улучшение жилищных условий граждан Чеченской Республики.
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМУЛИРОВКИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТРАСЛИ ЖКХ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Объем жилищного фонда в Чеченской Республике по состоянию на начало 2013 года составляет 21,4 млн. кв. метров. Из них общая площадь жилых помещений многоквартирных домов составляет 8,8 млн. кв. метров, количество квартир - 77853 единицы.
Основная часть жилищного фонда Чеченской Республики (56,4%) была построена до 1970 года. Часть жилищного фонда Чеченской Республики, построенного в 1971 - 1995 годах, составляет 40,0 процента.
В Чеченской Республике до 60% многоквартирных домов нуждается в проведении капитального ремонта. Капитальные конструкции этих многоквартирных домов не исчерпали свой ресурс и имеют запас несущей способности, позволяющей выполнить капитальный ремонт с применением новых материалов и энергосберегающих технологий. По оценкам специалистов это позволит продлить срок эксплуатации многоквартирных домов еще на 40 - 60 лет.
Ранее капитальный ремонт многоквартирных домов проводился недостаточными темпами, при нормативной потребности в ремонте в 4,0 - 5,0 процента жилья, в среднем ежегодно ремонтировалось лишь 0,3 процента жилья.
Многоквартирные дома, требующие капитального ремонта, создают серьезные проблемы в их эксплуатации и содержании, которые становятся очень дорогими. Проблемы усугубляются тем, что значительное количество населения Чеченской Республики, владеющего жильем в многоквартирных домах на праве собственности, получило его в ходе бесплатной приватизации и не готово нести ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Проблема капитального ремонта многоквартирных домов решается в рамках долгосрочной республиканской программы и осуществляется за счет средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах. Вместе с тем, в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Нерешенной также остается проблема переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Чеченской Республики. Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причиной ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Бюджетное финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.
Проживающие в аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии самостоятельно решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований республики не имеет финансовой возможности для самостоятельного восстановления и воспроизводства жилищного фонда.
Аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик населенных пунктов Чеченской Республики, сдерживает развитие инженерной инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность районов и городов республики.
На основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории Чеченской Республики, составлен перечень многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предполагается участие Фонда, органов государственной власти республики, органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Чеченской Республики.
Поскольку территория Чеченской Республики характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с производственной деятельностью человека (добыча нефти, строительство гидротехнических сооружений).
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Приоритетными направлениями решения указанных задач являются:
обеспечение сейсмостойкости объектов жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости зданий и сооружений;
совершенствование методов и технологий обеспечения сейсмостойкости возводимых и эксплуатируемых зданий и сооружений.
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года N 675, и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050.
Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития - Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") и Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК").
Федеральный бюджет направляет значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации, или в рамках специальных федеральных программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами или за счет средств субвенций федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
В настоящее время основным инструментом содействия из средств федерального бюджета молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением в сфере жилищной политики Чеченской Республики.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья и, следовательно, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей в республике при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Чеченской Республике. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы, а также позволит сформировать экономически активный слой населения.
Важнейшим инструментом реализации проводимой государством жилищной политики является долгосрочное ипотечное кредитование.
Государственная политика в сфере развития ипотечного жилищного кредитования, в соответствии со Стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 года N 1201-р, будет направлена на повышение доступности ипотечных кредитов для граждан, кредитов для застройщиков, снижение и эффективное распределение рисков кредитования между всеми участниками рынка, расширение ресурсной базы ипотечного жилищного кредитования за счет приоритетного развития внутреннего рынка ипотечных ценных бумаг.
В условиях сокращения бюджетного финансирования строительства и обеспечения населения жильем основным источником для приобретения жилья становятся собственные средства населения, а также кредиты банков, как это происходит в большинстве экономически развитых странах мира. Ипотечное кредитование мобилизует денежные ресурсы населения, банков, финансово-строительных компаний-застройщиков и предприятий стройиндустрии, направляя таким образом эти средства в реальный сектор экономики. Внедрение жилищного ипотечного кредитования способно оказать положительное воздействие как на оживление экономической деятельности городов и районов республики, так и на развитие и восстановление банков и банковской системы в целом. При этом необходимы меры государственной поддержки как граждан, приобретающих жилье, так и участников ипотечного рынка, осуществляющих ипотечное кредитование.