ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2017 года N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 30.01.2018 N 39.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 38.1 Закона Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан", статьей 11 Закона Республики Башкортостан "О стратегическом планировании в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2030 года.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Бюджетный прогноз Республики Башкортостан на период до 2030 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с Порядком разработки бюджетного прогноза Республики Башкортостан на долгосрочный период, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2015 года N 203 (с последующими изменениями).
Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Республики Башкортостан на период до 2030 года, а также предельные объемы расходов бюджета Республики Башкортостан на финансовое обеспечение государственных программ Республики Башкортостан на период их реализации.
В целях обеспечения комплексного подхода к управлению бюджетной устойчивостью Бюджетный прогноз направлен на определение согласованной политики по поддержанию сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан в долгосрочной перспективе, повышению способности бюджета Республики Башкортостан справляться с временными макроэкономическими колебаниями.
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики республики за предыдущие годы (таблица 1).
Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Башкортостан (в процентах к валовому региональному продукту Республики Башкортостан)
Наименование показателя | 2015 год отчет | 2016 год оценка |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан | ||
Доходы - всего, | 13,4 | 12,7 |
в том числе: | ||
налоговые и неналоговые доходы | 10,8 | 10,4 |
безвозмездные поступления | 2,6 | 2,3 |
Расходы | 13,5 | 13,2 |
Дефицит | -0,1 | -0,5 |
Бюджет Республики Башкортостан | ||
Доходы - всего, | 10,9 | 10,3 |
в том числе: | ||
налоговые и неналоговые доходы | 8,3 | 8,0 |
безвозмездные поступления | 2,6 | 2,3 |
Расходы | 10,9 | 10,6 |
Дефицит | -0,3 |
Несмотря на всю сложность нестабильной ситуации, во многих субъектах Российской Федерации, благодаря своевременно принятым мерам по повышению устойчивости экономики, удалось обеспечить исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам выше утвержденного плана.
В консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2015 год поступило 177,8 млрд. рублей доходов, что составило 100,1 процента к плану, с ростом на 7,3 процента. Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики составили 143,9 млрд. рублей (101,9 процента к плану) с ростом на 8,2 процента, в бюджет Республики Башкортостан - 110,4 млрд. рублей (102,1 процента к плану) с ростом на 10,7 процента, в местные бюджеты - 33,5 млрд. рублей (101,5 процента к плану) с ростом на 0,5 процента.
Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2015 год составил 33,9 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года на 3,6 процента (в бюджет республики - 34,1 млрд. рублей с ростом на 3,6 процента). Размер финансовой помощи из федерального бюджета составил 32,4 млрд. рублей с ростом на 0,4 млрд. рублей за счет увеличения объема поступлений субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет республики на 16,9 процента.
Расходование бюджетных средств в 2015 году производилось исходя из обеспечения приоритетности социально значимых расходных обязательств. Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 179,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 0,1 млрд. рублей, или на 0,1 процента (расходы бюджета Республики Башкортостан составили 144,6 млрд. рублей с ростом на 0,7 процента). Итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 2015 год позволили обеспечить своевременную выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, а также финансирование социально значимых расходных обязательств в полном объеме.
Консолидированный бюджет республики в 2015 году исполнен с дефицитом в сумме 1,9 млрд. рублей, бюджет Республики Башкортостан с минимальным дефицитом за последние 7 лет - 0,1 млрд. рублей.
Объем государственного долга Республики Башкортостан и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, по итогам 2015 года составил 34,1 млрд. рублей со снижением к уровню 2014 года на 0,9 процента, что связано с уменьшением объема как государственного, так и муниципального долга.
При этом процентные расходы консолидированного бюджета выросли с 1,5 млрд. рублей в 2014 году до 2,2 млрд. рублей в 2015 году (почти в 1,5 раза) за счет роста процентных ставок и необходимости обслуживания накопленного объема долга.
Объем государственного и муниципального долга по итогам 2015 года составил 2,6 процента к валовому региональному продукту Республики Башкортостан (далее - ВРП) и соответствует уровню 2014 года.
Показатели долговой устойчивости Республики Башкортостан по итогам 2015 года не превысили "пороговых" значений:
объем государственного долга Республики Башкортостан составил 1,8 процента к ВРП при "пороговом" значении - 2 процента и сохранился на уровне 2014 года;
долговая нагрузка Республики Башкортостан составила 22,3 процента к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений при "пороговом" значении - 30 процентов (12 место среди субъектов Российской Федерации, 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа), что ниже уровня 2014 года (24,7 процента) (13 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место среди субъектов Приволжского федерального округа);
доля расходов на обслуживание государственного долга к расходам бюджета без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций, - 1,2 процента при "пороговом" значении - 15 процентов, с ростом к уровню 2014 года (0,8 процента).
Эффективное управление государственным долгом Республики Башкортостан в 2015 году позволило сохранить его объем на экономически безопасном уровне.
В дальнейшем продолжится работа по развитию доходной базы за счет повышения вклада обрабатывающего сектора, эффективности использования земли и имущества, легализации занятости, совершенствования налогового законодательства, задействования всех внутренних резервов.
За 9 месяцев 2016 года в консолидированный бюджет поступили налоговые и неналоговые доходы в сумме 116,0 млрд. рублей. Высокие темпы поступлений сложились по налогу на прибыль организаций, налогам на имущество организаций, доходам от использования имущества. При этом, несмотря на положительные темпы поступлений, сохраняется волатильность основных доходных источников. Отмечается тенденция увеличения возвратов из бюджета налога на доходы физических лиц, а также переплаты по налогу на прибыль организаций.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, по оценке 2016 года, использованной для долгосрочного прогнозирования, определены в сумме 144,3 млрд. рублей, или 108,1 процента к первоначально утвержденному плану, из них в бюджет Республики Башкортостан - 111,5 млрд. рублей (109,1 процента к плану).
Объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет республики, по оценке 2016 года, определен в сумме 32,5 млрд. рублей, в бюджет Республики Башкортостан - 32,4 млрд. рублей с ростом на 35,6 процента к первоначально утвержденному плану.
Таким образом, общий объем консолидированного бюджета республики в 2016 году оценен по доходам в объеме 176,8 млрд. рублей, по расходам - 183,1 млрд. рублей, по дефициту - 6,3 млрд. рублей.
Общий объем бюджета Республики Башкортостан в 2016 году оценен по доходам в сумме 143,8 млрд. рублей, по расходам - 147,5 млрд. рублей, по дефициту - 3,7 млрд. рублей.
Сохранение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, качества жизни населения и рост его благосостояния является основной целью реализации налоговой, бюджетной и долговой политики Республики Башкортостан в долгосрочном периоде.
Приоритетами налоговой политики Республики Башкортостан на период до 2030 года определены сохранение преемственности в достижении поставленных ранее целей и задач, предусматривающих повышение эффективности налоговой системы для обеспечения заданных темпов экономического роста, стимулирование инвестиционной и инновационной активности в условиях поддержания сложившегося уровня налоговой нагрузки.
Планируется дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования, в том числе путем внедрения и развития технологий, которые будут способствовать росту налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Так, предусматривается развитие единой государственной автоматизированной информационной системы, применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде.
Будут продолжены мероприятия по развитию доходной базы республики на основе факторного анализа, регулярной оценке внутренних и внешних рисков развития экономики, совершенствованию порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам, сокращению возможностей уклонения от уплаты налогов.
В соответствии с долгосрочными планами, принятыми на федеральном уровне, по усилению правового регулирования администрирования неналоговых доходов и формированию политики неналоговых платежей в республике предусматривается дальнейшее развитие института неналоговых доходов.
Будет повышена ответственность главных администраторов доходов за эффективность формирования и использования системы прогнозирования.
В прогнозируемом периоде доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан определяются исходя из оценки основных параметров социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года с учетом сохранения основных параметров налогообложения секторов экономики. Формирование доходов бюджета в долгосрочном периоде будет осуществляться в условиях более низких темпов экономического роста, чем в начале и середине 2000-х годов. В целом политика по формированию доходов бюджета основывается на системном подходе с использованием механизмов: совершенствования законодательства по налоговым и неналоговым доходам; оценки эффективности льгот; установления справедливого налогообложения имущества, повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества. Стабильный уровень нагрузки планируется обеспечить и в нефтегазовом секторе на основе совершенствования системы налогообложения.
С целью обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Республики Башкортостан предусматривается дальнейшее осуществление комплекса мер по мобилизации доходов в бюджет.
Рост доходов будет обеспечен за счет улучшения делового климата, развития промышленного производства, роста объема инвестиций в экономику республики, повышения эффективности администрирования доходов. На период до 2030 года основные доходные источники консолидированного бюджета Республики Башкортостан сохранятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налоги на имущество.
Таким образом, необходимость определения долгосрочной динамики бюджетных параметров при различных макроэкономических сценариях, инструментах налогово-бюджетной политики предполагает активное развитие долгосрочного бюджетного прогнозирования.
Важнейшими задачами станут создание налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости налоговой системы.
В целях обеспечения стабильных финансовых основ развития общества и экономики Республики Башкортостан будет продолжена работа по повышению роли имущественных налогов, совершенствованию специальных налоговых режимов, повышению качества налогового контроля.
Постоянно будут осуществляться мероприятия, направленные на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
В приоритетах долгосрочной бюджетной политики Республики Башкортостан сохраняются обеспечение долгосрочной стабильности регионального и местных бюджетов, формирующей условия для устойчивого экономического роста, а также безусловное соблюдение требований и ограничений бюджетного законодательства, исполнение принятых расходных обязательств наиболее эффективным способом, мобилизация внутренних источников, дальнейший поиск неэффективных затрат, более четкая увязка бюджетных расходов и повышение их влияния на достижение установленных целей государственной политики.
При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период требуется учесть необходимость решения следующих основных задач:
дальнейшее совершенствование перечня и структур государственных программ Республики Башкортостан;
осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений республики;
повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
проведение инвентаризации финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений республики, расширение сферы применения натуральных и финансовых норм (нормативов) обеспечения их функционирования;
совершенствование бюджетной политики в сфере государственной поддержки реального сектора экономики, оценки эффективности предоставления субсидий юридическим лицам;
наращивание темпов привлечения негосударственных (немуниципальных) организаций в социально-культурную сферу, в том числе в рамках государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства;
повышение эффективности мер социальной поддержки населения;
повышение эффективности и результативности предоставления и использования межбюджетных трансфертов;
совершенствование процедур предварительного и последующего контроля в области закупок;
улучшение качества финансового менеджмента в государственном и муниципальном секторе;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
Одним из ключевых направлений бюджетной политики республики на долгосрочный период является обеспечение сбалансированности и устойчивого исполнения местных бюджетов через механизм предоставления межбюджетных трансфертов. Формирование и распределение межбюджетных трансфертов на долгосрочный период осуществляется на основе методик распределения и порядков предоставления межбюджетных трансфертов, утвержденных нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан.