Недействующий

Об утверждении муниципальной программы "Жилище" (с изменениями на 29 декабря 2018 года)



1. Характеристика проблемной сферы


Обеспечение населения Волгограда жильем остается одной из наиболее острых социальных проблем.


В Волгограде на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит 9287 семей, из которых принято на учет до 01 марта 2005 г. (до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) 8175 семей. После 01 марта 2005 г. принято на учет 1112 семей, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилье. Средний период ожидания получения социального жилья в Волгограде составляет 25 лет при том, что семья, состоящая первой в общем едином списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005 г., состоит на учете нуждающихся 45 лет.


Если граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г., сохраняют свое право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, до определения федеральным законодательством уполномоченного органа, механизма и источников реализации их жилищных прав, то обязанность по обеспечению социальным жильем малоимущих граждан, признанных нуждающимися в получении социального жилья, возложена Законом Волгоградской области от 01 декабря 2005 г. N 1125-ОД "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Волгоградской области" на органы местного самоуправления Волгограда.


Сложившаяся ситуация показывает, что малоимущие граждане, совокупный семейный доход которых не позволяет приобрести жилое помещение в собственность, даже в рамках оказания государственной поддержки (по программам ипотечного кредитования, обеспечения жильем молодых семей, использования средств материнского капитала и др.) не имеют реальной возможности улучшить свои жилищные условия иначе как путем получения жилого помещения по договору социального найма.


Всего с 01 марта 2005 г. по 01 января 2015 г. принято на учет нуждающихся 1112 малоимущих семей. Динамика обеспечения жильем малоимущих граждан за 10 лет (с 01 марта 2005 г.) практически отсутствует, поскольку за указанный период было снято с учета только 178 малоимущих семей (15,8%). Причем основанием для снятия их с учета явилось не только предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда во исполнение судебных решений, возлагающих обязанность на администрацию Волгограда предоставить жилье, но и формальная утрата статуса малоимущих из-за незначительного улучшения материального положения, выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование, добровольное волеизъявление о снятии с учета в силу отсутствия какой-либо надежды получить жилье и другие аналогичные факторы.


В Волгограде растет доля аварийного жилья и жилья с высокой степенью физического износа. Основной причиной является ветхость, изношенность жилищного фонда Волгограда. Дефицит средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на содержание и ремонт жилищного фонда Волгограда, приводит к его ускоренному старению и обветшанию.


По состоянию на 01 сентября 2015 г. в Волгограде в состав аварийного жилищного фонда включены аварийные и подлежащие сносу 240 многоквартирных жилых домов, а также признано непригодными для проживания 36 жилых помещений общей площадью 177,8 тыс. кв. м, что составляет 0,78% от общего объема жилищного фонда Волгограда. Во внеочередном переселении из аварийного жилья нуждаются 5148 семей (10738 граждан). По состоянию на 30 ноября 2018 г. в Волгограде в состав аварийного жилищного фонда включены аварийных и подлежащих сносу 369 многоквартирных жилых дома, а также признаны непригодными для проживания 37 жилых помещений общей площадью 202,8 тыс. кв. м. Во внеочередном переселении из аварийного жилья нуждается 5484 семьи (13181 гражданин).


(в ред. постановления администрации Волгограда от 29.12.2018 N 1876)


В 2008 - 2012 годах существенным инструментом обеспечения жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах в Волгограде, явилась деятельность Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства посредством реализации областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15 февраля 2008 г. N 166 "Об областной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2011 годах на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 - 2010 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 января 2009 г. N 12-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 - 2010 годах", областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 - 2012 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2011 г. N 230-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011 - 2012 годах", областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 - 2012 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 30 мая 2011 г. N 248-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2011 - 2012 годах", областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2012 - 2013 годах", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 23 марта 2012 г. N 165-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2012 - 2013 годах" (далее - областные программы). В результате было расселено 21,7 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда Волгограда и обеспечены безопасные условия для проживания 526 семей (1435 граждан). Изменения, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", позволяют Волгограду получить финансовую поддержку на переселение граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01 января 2012 г. в установленном порядке, и продолжить переселение из аварийного жилищного фонда Волгограда в 2013 - 2017 годах. В результате указанных изменений в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах", утвержденную постановлением Правительства Волгоградской области от 23 апреля 2013 г. N 204-п "Об утверждении областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2013 - 2017 годах" (далее - областная адресная программа), включены 33 аварийных жилых дома (12,2 тыс. кв. м) и переселены в благоустроенное жилье 311 семей (866 граждан).


Остается открытым вопрос о жилищных правах граждан, проживающих в аварийном жилье, которое не включено в областную адресную программу в силу требований Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд). Указанные граждане в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации пользуются внеочередным правом на обеспечение жильем. Причем в силу жилищного законодательства Российской Федерации обязательства по переселению и обеспечению безопасных условий проживания граждан возникают у органов местного самоуправления Волгограда. В настоящее время аварийных жилых домов в Волгограде - 369, жилых помещений, непригодных для проживания, - 37, общая расселяемая площадь - 202,8 тыс. кв. м, нуждается в переселении 5484 семьи (13181 гражданин). Масштаб проблемы не позволяет решить ее быстро и требует выработки определенного подхода, который позволит в течение срока реализации Программы изыскать возможности для обеспечения безопасного проживания жителей Волгограда.


(в ред. постановления администрации Волгограда от 29.12.2018 N 1876)


Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Российской Федерации, Волгоградской области и Волгограда.


Подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье на территории городского округа город-герой Волгоград" реализуется в соответствии с подпрограммой "Молодой семье - доступное жилье" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 08 февраля 2016 г. N 46-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области" (далее - Программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем").


На 01 сентября 2014 г. признано участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на территории городского округа город-герой Волгоград 649 молодых семей. В 2010 году это количество составляло 513 молодых семей, в 2012 году - 682 семьи, в 2013 году - 657 семей. Несмотря на то, что ежегодно количество молодых семей, не имеющих своего жилья, меняется, оно остается значительно высоким.