В целях приведения постановления администрации Волгограда от 17 декабря 2013 г. N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы" в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, руководствуясь статьей 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Внести изменение в постановление администрации Волгограда от 17 декабря 2013 г. N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы" (в ред. постановления администрации Волгограда от 23 июня 2014 г. N 722), утвердив изменения в муниципальную программу "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы, утвержденную указанным постановлением (прилагаются).
2. Организационному управлению администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Волгограда Потапова А.А.
Глава администрации
А.И.ЧУНАКОВ
ИЗМЕНЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 2034 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВОЛГОГРАДЕ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"
Наименование Программы | - муниципальная программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы |
Разработчик | - департамент экономического развития администрации Волгограда |
Исполнитель-координатор | - департамент экономического развития администрации Волгограда |
Исполнители | - департамент экономического развития администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, департамент по промышленности и торговле администрации Волгограда |
Цель | - создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Волгограде |
Задачи | - развитие системы информационно-консультационной поддержки МСП, поддержка субъектов МСП, осуществляющих хозяйственную деятельность в отраслях материального производства и услуг населению |
Наименование индикаторов | - численность субъектов МСП, количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку в рамках мероприятий Программы, количество выставочно-ярмарочных мероприятий, рост доли индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) в общем показателе по отрасли "Производство" |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - численность субъектов МСП возрастет в 2016 году до 45 тыс. 500 единиц (на 7,1%). Доля ИП в отрасли "Производство" в общей их численности возрастет в 2016 году до 6,1% (на 0,5%) |
Сроки и этапы реализации | - 2014 - 2016 годы |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования - 9 млн. рублей, в том числе из бюджета Волгограда по годам: 2014 год - 3 млн. рублей, 2015 год - 3 млн. рублей, 2016 год - 3 млн. рублей. Средства областного бюджета на выполнение мероприятий Программы планируются ежегодно по итогам участия в областном конкурсе на софинансирование муниципальных программ по развитию МСП. Источниками финансирования Программы являются бюджет Волгограда и областной бюджет. |
В условиях современной экономики уровень развития МСП является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности любого общества.
МСП - это основная среда для формирования среднего класса, который является главной стабилизирующей политической силой гражданского общества. Уровень развития МСП в Российской Федерации в несколько раз ниже уровня, необходимого для обеспечения достойной и стабильной жизни всех граждан Российской Федерации. Российская Федерация в 3 - 5 раз отстает по удельным показателям численности занятых в малом и среднем бизнесе и объемам реализации товаров (работ, услуг) от ведущих стран мира. Поэтому развитие МСП Президентом и Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.
МСП в Российской Федерации имеет громадный потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Если на сегодняшний день доля занятых в малом предпринимательстве в Российской Федерации оценивается в 18% (с учетом ИП) от общей численности населения, то для обеспечения стабильного поступательного развития страны с высоким уровнем доходов подавляющего большинства ее граждан этот показатель должен увеличиться как минимум в 2,5 - 3 раза (уровень ведущих стран мира - 45 - 80%).
Достигнутые значения показателей Волгограда в МСП, как правило, значительно уступают соответствующим показателям городов-миллионников России. Для сравнительного анализа были выбраны следующие удельные показатели состояния МСП в городах:
численность субъектов МСП на 1 тыс. жителей города;
доля занятых в МСП (исключая численность ИП) в общей численности жителей города;
оборот субъектов МСП (без учета ИП) на одного жителя города.
Источником нижеприведенных данных по городам являются, как правило, программы развития (поддержки) МСП соответствующих городов на официальных сайтах городов.
Наименование показателя | Единица измерения | Источник данных | Значение по годам | Выводы (по результатам сравнения показателей) | ||
2010 | 2011 | 2012 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Численность субъектов МСП на 1 тыс. жителей: | Показатель Волгограда на 15 - 25% выше, чем по Волгоградской области и в Российской Федерации, но на 16 - 60% ниже, чем в городах-миллионниках (кроме Нижнего Новгорода) | |||||
Волгоград | ед. | Статистические обзоры Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее - Волгоградстат) | 43 | 44 | 43 | |
Екатеринбург | ед. | Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения | 57 | 58 | 59 | |
Казань | ед. | 60 | 62 | 64 | ||
Нижний Новгород | ед. | 37 | 37 | 37 | ||
Новосибирск | ед. | 64 | 67 | 69 | ||
Самара | ед. | 49 | 50 | 50 | ||
Ростов-на-Дону | ед. | 66 | 68 | 69 | ||
Волгоградская область | ед. | Статистические обзоры Волгоградстата | 37 | 38 | 37 | |
Российская Федерация | ед. | Федеральные статистические наблюдения, данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства (далее - НИСИПП) | 32 | 32 | 32 | |
Доля занятых в МСП (без ИП) в общей численности жителей: | Показатель Волгограда на 5 - 10% выше, чем по Волгоградской области и в Российской Федерации, но на 5 - 16% ниже, чем в городах-миллионниках | |||||
Волгоград | % | Статистические обзоры Волгоградстата | 14,2 | 14,2 | 14,3 | |
Екатеринбург | % | Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения | 15,3 | 15,4 | 15,5 | |
Казань | % | 14,8 | 14,9 | 15,0 | ||
Нижний Новгород | % | 17,4 | 17,5 | 17,5 | ||
Новосибирск | % | 15,8 | 15,9 | 16,0 | ||
Самара | % | 15,0 | 15,1 | 15,2 | ||
Ростов-на-Дону | % | 17,3 | 17,4 | 17,6 | ||
Волгоградская область | % | Статистические обзоры Волгоградстата | 13,5 | 13,6 | 13,7 | |
Российская Федерация | % | Федеральные статистические наблюдения, данные НИСИПП | 12,8 | 12,9 | 12,9 | |
Оборот субъектов МСП (без ИП) на одного жителя: | Показатель Волгограда на 16% выше, чем по Волгоградской области, но на 23 - 158% ниже, чем в Российской Федерации и городах-миллионниках (разная структура и технологическая оснащенность МСП) | |||||
Волгоград | тыс. руб. | Статистические обзоры Волгоградстата | 121,3 | 129,8 | 142,6 | |
Екатеринбург | тыс. руб. | Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения | 141,4 | 152,5 | 161,3 | |
Казань | тыс. руб. | 274,6 | 297,1 | 314,2 | ||
Нижний Новгород | тыс. руб. | 156,3 | 166,2 | 175,2 | ||
Новосибирск | тыс. руб. | 312,3 | 337,6 | 367,0 | ||
Самара | тыс. руб. | 173,2 | 184,3 | 194,0 | ||
Ростов-на-Дону | тыс. руб. | 176,1 | 187,0 | 199,2 | ||
Волгоградская область | тыс. руб. | Статистические обзоры Волгоградстата | 104,8 | 112,1 | 122,1 | |
Российская Федерация | тыс. руб. | Федеральные статистические наблюдения, данные НИСИПП | 155,2 | 167,7 | 179,4 |
В целях приближения Волгограда к уровню качества жизни в других городах-миллионниках Российской Федерации, увеличения занятости и расширения экономической базы среднего класса, реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, одобренного постановлением администрации Волгограда от 31 октября 2012 г. N 3052 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов), поддержка МСП в Волгограде должна рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов политики органов местного самоуправления Волгограда.
N п/п | Формулировка проблемы | Описание и причины возникновения | Обоснование необходимости решения | Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Динамика развития предпринимательства Волгограда явно недостаточна для мегаполиса | Информация изложена в разделе 1 Программы | Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, одобренный постановлением Правительства Волгоградской области от 26 октября 2012 г. N 440-п "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (далее - Прогноз), прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года, принятый решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. N 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года" (далее - Стратегический план) |
2. | Крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности | Количество ИП Волгограда, занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и т.д., - 52,8%, сфере транспорта и связи - 11,7%, строительстве - 2,9%, обрабатывающих производствах - 5,6%. Причина такого процентного соотношения - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства | Сфера торговли не обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей. Развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей | Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план |
3. | Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу | Статистические данные указывают на сокращение численности вновь регистрируемых предпринимателей. Одной из причин является отсутствие соответствующего обучения и недостаточность информационного сопровождения сферы | Отсутствие принятых мер в данном направлении приведет к излишней напряженности на рынке труда Волгограда | Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план |
4. | Нехватка собственных финансовых средств для организации и развития собственного дела, недоступность кредитных ресурсов (особенно микрокредитов) | Одна из наиболее значимых проблем в Российской Федерации - практическая невозможность получения банковского кредита для развития бизнеса без гарантий высокой степени надежности начинающему предпринимателю. Основная причина - несовместимость сложившихся менталитетов - банковского (бюрократизированного) и предпринимательского (рискового) | Данная проблема сильно сдерживает развитие малого бизнеса. К решению необходимо подключение кредитных структур небанковского сектора (опираясь на опыт взаимного кредитования Канады) | Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план |
5. | Отсутствие в Волгограде структур практической поддержки начинающих предпринимателей и предпринимателей, ориентированных на производство и инновации | В Волгограде нет бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и т.п., то есть тех структур, необходимость которых доказана и российским, и мировым опытом. Причина - данная проблема не рассматривалась как приоритетная в связи с ограниченностью финансирования | Нарушена связь между крупным, средним и малым бизнесом. Техническая оснащенность и нацеленность малого бизнеса все больше отстает от потребностей времени | Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план |
Немаловажная роль в решении некоторых проблем в отрасли МСП принадлежит уже сложившейся в Волгограде достаточно эффективной системе мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП.
Основными мероприятиями этой системы являются:
установление льготы при начислении единого налога на вмененный доход в виде коэффициента, учитывающего ассортимент товаров, виды работ (услуг), особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от расположения внутри населенного пункта;