АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2014 года N 722


О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 17 декабря 2013 г. N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы"



В целях приведения постановления администрации Волгограда от 17 декабря 2013 г. N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы" в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в связи с кадровыми и структурными изменениями в администрации Волгограда, руководствуясь статьями 36, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:


1. Внести изменения в постановление администрации Волгограда от 17 декабря 2013 г. N 2034 "Об утверждении муниципальной программы "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы":


1.1. Заменить:


1.1.1. В пункте 2 слова "департаменту предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда" словами "департаменту экономического развития администрации Волгограда".


1.1.2. В пункте 5 слова "заместителя главы администрации Волгограда Кутищева П.Ю." словами "первого заместителя главы администрации Волгограда Потапова А.А.".


1.2. В муниципальной программе "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы, утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):


1.2.1. Изложить паспорт Программы, разделы 1, 2, 4, 6 в следующей редакции:


"Паспорт муниципальной программы

"Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

в Волгограде" на 2014 - 2016 годы

(далее - Программа)

Наименование Программы

- муниципальная программа "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгограде" на 2014 - 2016 годы

Разработчик

- департамент экономического развития администрации Волгограда

Исполнитель-координатор

- департамент экономического развития администрации Волгограда

Исполнители

- департамент экономического развития администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, департамент по промышленности и торговле администрации Волгограда

Цель

- создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в Волгограде

Задачи

- развитие системы информационной поддержки МСП,

поддержка субъектов МСП, осуществляющих хозяйственную деятельность в отраслях материального производства и услуг населению,

оказание поддержки субъектам МСП во внедрении наиболее современных методов ведения бизнеса, включая инновации и наукоемкие методы, и продвижение на рынок их продукции и услуг

Наименование индикаторов

- численность субъектов МСП,

количество субъектов МСП, получивших информационную поддержку в рамках мероприятий Программы,

рост доли численности предпринимателей в общем показателе по отрасли "Производство",

объем отгруженных товаров (услуг) собственного производства по малым предприятиям и микропредприятиям в год

Ожидаемые конечные результаты реализации

- численность субъектов МСП возрастет в 2016 году до 45 тыс. 500 единиц (на 7,1%). Доля предпринимателей в отрасли "Производство" в общей их численности возрастет в 2016 году до 6,1% (на 0,5%)

Сроки и этапы реализации

- 2014 - 2016 годы

Объемы и источники финансирования

- общий объем финансирования - 9 млн. рублей, в том числе из бюджета Волгограда по годам:

2014 год - 3 млн. рублей, из них:

I квартал - 600 тыс. рублей,

II квартал - 750 тыс. рублей,

III квартал - 750 тыс. рублей,

IV квартал - 900 тыс. рублей.

2015 год - 3 млн. рублей, из них:

I квартал - 600 тыс. рублей,

II квартал - 750 тыс. рублей,

III квартал - 750 тыс. рублей,

IV квартал - 900 тыс. рублей.

2016 год - 3 млн. рублей, из них:

I квартал - 600 тыс. рублей,

II квартал - 750 тыс. рублей,

III квартал - 750 тыс. рублей,

IV квартал - 900 тыс. рублей.

Средства областного бюджета на выполнение мероприятий Программы планируются ежегодно по итогам участия в областном конкурсе на софинансирование муниципальных программ по развитию МСП.

Источниками финансирования Программы являются бюджет Волгограда и областной бюджет.


1. Характеристика проблемной сферы



В условиях современной экономики уровень развития МСП является наиболее значимым индикатором зрелости и стабильности любого общества.


МСП - это основная среда для формирования среднего класса, который является главной стабилизирующей политической силой гражданского общества. Уровень развития МСП в Российской Федерации в несколько раз ниже уровня, необходимого для обеспечения достойной и стабильной жизни всех граждан Российской Федерации. Российская Федерация в 3 - 5 раз отстает по удельным показателям численности занятых в малом и среднем бизнесе и объемам реализации товаров (работ, услуг) от ведущих стран мира. Поэтому развитие МСП Президентом и Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.


МСП в Российской Федерации имеет громадный потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Если на сегодняшний день доля занятых в малом предпринимательстве в Российской Федерации оценивается в 18% (с учетом индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) от общей численности населения, то для обеспечения стабильного поступательного развития страны с высоким уровнем доходов подавляющего большинства ее граждан этот показатель должен увеличиться как минимум в 2,5 - 3 раза (уровень ведущих стран мира - 45 - 80%).


Достигнутые значения показателей Волгограда в МСП, как правило, значительно уступают соответствующим показателям городов-миллионников России. Для сравнительного анализа были выбраны следующие удельные показатели состояния МСП в городах:


численность субъектов МСП на 1 тыс. жителей города;


доля занятых в МСП (исключая численность ИП) в общей численности жителей города;


оборот субъектов МСП (без учета ИП) на одного жителя города.


Источником нижеприведенных данных по городам являются, как правило, программы развития (поддержки) МСП соответствующих городов на официальных сайтах городов.


Показатели, характеризующие проблемную сферу

Наименование показателя

Единица измерения

Источник данных

Значение по годам

Выводы (по результатам сравнения показателей)

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

6

7

Численность субъектов МСП на 1 тыс. жителей:

Показатель Волгограда на 15 - 25% выше, чем по Волгоградской области и в Российской Федерации, но на 16 - 60% ниже, чем в городах-миллионниках (кроме Нижнего Новгорода)

Волгоград

ед.

Статистические обзоры Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее - Волгоградстат)

43

44

43

Екатеринбург

ед.

Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения

57

58

59

Казань

ед.

60

62

64

Нижний Новгород

ед.

37

37

37

Новосибирск

ед.

64

67

69

Самара

ед.

49

50

50

Ростов-на-Дону

ед.

66

68

69

Волгоградская область

ед.

Статистические обзоры Волгоградстата

37

38

37

Российская Федерация

ед.

Федеральные статистические наблюдения, данные Национального института системных исследований проблем предпринимательства (далее - НИСИПП)

32

32

32

Доля занятых в МСП (без ИП) в общей численности жителей:

Показатель Волгограда на 5 - 10% выше, чем по Волгоградской области и в Российской Федерации, но на 5 - 16% ниже, чем в городах-миллионниках

Волгоград

%

Статистические обзоры Волгоградстата

14,2

14,2

14,3

Екатеринбург

%

Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения

15,3

15,4

15,5

Казань

%

14,8

14,9

15,0

Нижний Новгород

%

17,4

17,5

17,5

Новосибирск

%

15,8

15,9

16,0

Самара

%

15,0

15,1

15,2

Ростов-на-Дону

%

17,3

17,4

17,6

Волгоградская область

%

Статистические обзоры Волгоградстата

13,5

13,6

13,7

Российская Федерация

%

Федеральные статистические наблюдения, данные НИСИПП

12,8

12,9

12,9

Оборот субъектов МСП (без ИП) на одного жителя:

Показатель Волгограда на 16% выше, чем по Волгоградской области, но на 23 - 158% ниже, чем в Российской Федерации и городах-миллионниках (разная структура и технологическая оснащенность МСП)

Волгоград

тыс. руб.

Статистические обзоры Волгоградстата

121,3

129,8

142,6

Екатеринбург

тыс. руб.

Официальные сайты городов в сети Интернет, федеральные статистические наблюдения

141,4

152,5

161,3

Казань

тыс. руб.

274,6

297,1

314,2

Нижний Новгород

тыс. руб.

156,3

166,2

175,2

Новосибирск

тыс. руб.

312,3

337,6

367,0

Самара

тыс. руб.

173,2

184,3

194,0

Ростов-на-Дону

тыс. руб.

176,1

187,0

199,2

Волгоградская область

тыс. руб.

Статистические обзоры Волгоградстата

104,8

112,1

122,1

Российская Федерация

тыс. руб.

Федеральные статистические наблюдения, данные НИСИПП

155,2

167,7

179,4


В целях приближения Волгограда к уровню качества жизни в других городах-миллионниках России, увеличения занятости и расширения экономической базы среднего класса, прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, одобренного постановлением администрации Волгограда от 31 октября 2012 г. N 3052 "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (далее - прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов), поддержка МСП в Волгограде должна рассматриваться в качестве одного из главных приоритетов политики органов местного самоуправления Волгограда.


Характеристика выявленных проблем

N п/п

Формулировка проблемы

Описание и причины возникновения

Обоснование необходимости решения

Взаимосвязь с приоритетами социально-экономического развития Волгограда, Волгоградской области, Российской Федерации

1

2

3

4

5

1.

Динамика развития предпринимательства Волгограда явно недостаточна для мегаполиса

Информация изложена в разделе 1 Программы

Решение проблемы приведет к созданию новых рабочих мест и улучшит ситуацию с занятостью в Волгограде

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (далее - Концепция), Прогноз социально-экономического развития Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов,

одобренный постановлением Правительства Волгоградской области от 26 октября 2012 г. N 440-п "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (далее - Прогноз), прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план устойчивого развития Волгограда до 2025 года, принятый решением Волгоградской городской Думы от 24 декабря 2007 г. N 55/1399 "О принятии Стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года" (далее - Стратегический план)

2.

Крайний перекос развития предпринимательства в сторону торговли и явный недостаток других видов деятельности

Количество ИП Волгограда, занятых в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и т.д., - 52,8%, в сфере транспорта и связи - 11,7%, в строительстве - 2,9%, в обрабатывающих производствах - 5,6%. Причина такого процентного соотношения - в сложности организации бизнеса в отраслях материального производства

Сфера торговли не обладает мультиплицирующим эффектом для развития других отраслей. Развитие материальных сфер деятельности сопровождается ростом потребности в продукции и услугах смежных отраслей

Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план

3.

Отсутствие стабильной и значимой подпитки числа предпринимателей из среды молодежи и людей, потерявших работу

Статистические данные указывают на сокращение численности вновь регистрируемых предпринимателей. Одной из причин является отсутствие соответствующего обучения и недостаточность информационного сопровождения сферы

Отсутствие принятых мер в данном направлении приведет к излишней напряженности на рынке труда Волгограда

Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план

4.

Нехватка собственных финансовых средств для организации и развития собственного дела, недоступность кредитных ресурсов (особенно микрокредитов)

Одна из наиболее значимых проблем в Российской Федерации - практическая невозможность получения банковского кредита для развития бизнеса без гарантий высокой степени надежности начинающему предпринимателю. Основная причина - несовместимость сложившихся менталитетов - банковского (бюрократизированного) и предпринимательского (рискового)

Данная проблема сильно сдерживает развитие малого бизнеса. К решению необходимо подключение кредитных структур небанковского сектора (опираясь на опыт взаимного кредитования Канады)

Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план

5.

Отсутствие в Волгограде структур практической поддержки начинающих предпринимателей и предпринимателей, ориентированных на производство и инновации

В Волгограде нет бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков и т.п., то есть тех структур, необходимость которых доказана и российским, и мировым опытом. Причина - данная проблема не рассматривалась как приоритетная в связи с ограниченностью финансирования

Нарушена связь между крупным, средним и малым бизнесом. Техническая оснащенность и нацеленность малого бизнеса все больше отстает от потребностей времени

Концепция, Прогноз, прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов, Стратегический план


Немаловажная роль в решении некоторых проблем в отрасли МСП принадлежит уже сложившейся в Волгограде достаточно эффективной системе мер налоговой и имущественной поддержки субъектов МСП.


Основными мероприятиями этой системы являются:


установление льготы при начислении единого налога на вмененный доход в виде коэффициента, учитывающего ассортимент товаров, виды работ (услуг), особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от расположения внутри населенного пункта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»