Недействующий

ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

Количество мест на туробъектах по годам, по районам

N

Район     

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

1

Майминский

 580   

 786   

 866   

 986   


Основные трудности и проблемы развития туризма в Республике Алтай заключаются в:

- отсутствии общероссийской системы нормативных правовых актов, стандартов, правил и др., соответствующих международным;

- слабая укомплектованность туристских фирм профессионально подготовленными кадрами (всего в действующих турфирмах республики работает 516 человек, причем при регистрации фирмы в ее штате должен быть хотя бы один сотрудник, имеющий стаж работы в туризме не менее 3 лет либо специальное образование, что составляет от числа занятых в туризме на данный момент 10%);

- отсутствие общей (межведомственной) стратегии развития туристской отрасли в Республике Алтай и разобщенность в действиях республиканских органов управления по решению вопросов, связанных с регулированием туристско-экскурсионной деятельности;

- отсутствие развитой инфраструктуры приема туристов, соответствующей мировому уровню сервиса: работа аэропорта, гостиничные комплексы, автотранспорт, обслуживающий персонал, индустрия развлечений (казино, варьете, рестораны, аквапарки и т.д.).

Природно-климатические условия республики предопределили развитие многих видов туризма: приключенческого и экстремального, охотничьего и рыболовного, оздоровительного и экскурсионного. Экономический потенциал позволяет развивать такие услуги, как лечебный туризм, эксентив-туризм и религиозные туры, этнокультурный и экологический туризм, обслуживание транзитных туристов, следующих в Монголию и Китай. Концепция развития стратегии туристских объектов в условиях Республики Алтай базируется на результате анализа современного состояния материально-технической базы гостиничного хозяйства, предприятий туризма и отдыха в республике, оценки туристских ресурсов, составленной по 10 туристским районам, деловой стратегии республики в современных экономических условиях, а также учитывает международный и российский опыт формирования типологии туристских объектов, входящих в структуру горных туристских районов и курортов.

В то же время, начинающееся сейчас в республике развитие местной строительной промышленности и фермерского сельского хозяйства прекрасно согласуется с постепенным нарастанием туризма - эти тенденции могут гармонично дополнять и обогащать друг друга. Это подтверждается историческим развитием классических регионов туризма - Швейцарии, Австрии и Италии.

Основываясь на методологии Всемирной туристской организации, можно сообщить, что совокупный объем налоговых поступлений от деятельности туристских предприятий и предпринимательской инфраструктуры, работающей на туристском потоке и сфере предоставления услуг для гостей республики, в 2003 году составил 108 млн. рублей. В настоящее время с помощью ученых экономического факультета Горно-Алтайского государственного университета проводится научное исследование по определению мультиэффекта от деятельности туристской отрасли в экономике Республики Алтай.

Характерной тенденцией сегодняшнего туризма стало резкое повышение требований туристов к качеству обслуживания, что отмечается в последних социологических исследованиях. В целях повышения качества и безопасности обслуживания туристов в Министерстве туризма разработаны требования по регистрации паспортов трасс, планированию и эксплуатации туристских маршрутов (сегодня их 210).

Спортивные                   7

Экологические              2

Автомобильные            6

Альпинистские              7

Охотничьи                       9

Комбинированные           44

Конные                     27

Пешие                      51

Водные                    56

Зарегистрированные туристские маршруты по состоянию на 01.06.2004. Разработан реестр туристских маршрутов. Подготовлен реестр участников туристской деятельности Республики Алтай. Собраны основные статистические данные по туристской отрасли, ведется реестр налогоплательщиков Республики Алтай по строке "Туризм", на сегодня их общее количество более 250, включая частных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории туристских баз, но не являющихся туроператорами, реестр предприятий, имеющих лицензии на осуществление туроператорской и турагентской деятельности.

Постоянно оказывается правовая помощь структурным подразделениям Министерства туризма и заинтересованным физическим и юридическим лицам по вопросам, находящимся в компетенции Министерства туризма. Подготовлены и направлены около 130 писем по запросам прокуратуры, Правительства Республики Алтай, туристских предприятий.

Необходимость освоения туристских ресурсов республики требует новых подходов, направленных на обеспечение экономической целесообразности функционирования объектов и не нарушающих экологическое равновесие, сводящих к минимуму вред, наносимый окружающей среде и культурным ценностям. Этим определяется актуальность научно-исследовательских работ по созданию "Перспективной схемы размещения туристских объектов", а также по формированию типологии туристских объектов и разработке их основных моделей, наиболее перспективных для первоочередного освоения с учетом климатических условий, рекреационного потенциала и нагрузки, посещаемости туристами. Большое внимание в прошедшем году Министерством уделялось качественному развитию туризма в республике. Совместно с туристско-спортивном союзом Республики Алтай, ассоциацией туроператоров Алтая в 2003 году были проведены такие мероприятия, как:

34 традиционный слет туристов-водников Сибири на реке Сема;

команда Республики Алтай приняла участие в Чемпионате России по водному туристскому многоборью "Чуя-ралли" и стала победителем;

на территории республики прошел финал чемпионата России по рафтингу, где команда Республики Алтай также стала победителем и получила путевку на Чемпионат мира по рафтингу;

28 - 31 августа впервые прошли соревнования по водному туристскому многоборью "Кубок Катуни - Супермарафон - Ак-Талай Маргаан" среди команд гидов-проводников, работающих в турпредприятиях республики;