Алтай все еще остается пока малоизвестным регионом на международном туристском рынке. Реально не используется географическое расположение Республики Алтай для организации трансфертного туристского обслуживания иностранных туристов, едущих в Монголию.
В 2003 году вышел в свет первый каталог туристских фирм Республики Алтай, в 2004 году - туристский каталог турпредприятий и каталог участников сельского туризма. Современный туристский каталог - серьезное маркетинговое оружие, эффективный способ представить свой продукт туристскому рынку. Использован Министерством туризма и такой современный рекламно-информационный ресурс, как размещение в Интернете двух собственных сайтов. Интеграция в сеть продолжается: все больше турфирм создают собственные сайты, через которые осуществляется и бронирование мест. Но ничто не заменит живое общение. Поэтому специализированные выставки-ярмарки являются неотъемлемой частью и эффективным средством продвижения турпродукта. Министерство туризма совместно с ведущими турпредприятиями республики приняло участие в работе специализированных туристских выставок в г. Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Иркутске, где получена Золотая медаль за ведущее летнее направление.
Министерством туризма уже второй год выпускается информационный бюллетень "Туристский вестник", где кроме новостей сферы туризма, как в регионе, так и за его пределами, публикуются нормативные документы, консультации юристов.
Вместе с тем, из-за отсутствия финансирования приостановлена работа по:
созданию туристско-информационного центра в с. Артыбаш (Турочакский район);
созданию муниципального туристско-информационного центра в с. Усть-Сема (Чемальский район);
изданию туристской карты-схемы Республики Алтай;
изданию туристского путеводителя "Алтай туристский".
Только благодаря инвестиционным предложениям фирмы "Региональный центр развития туризма" (Ефимов С.А.) удалось решить вопрос по началу строительства республиканского туристско-информационного центра при въезде в Республику Алтай.
Министерство туризма тесно сотрудничает с общественными организациями: с ассоциацией туроператоров Алтая "Алтайское туристское соглашение" и туристско-спортивным союзом Республики Алтай. Используя их профессиональный опыт и потенциал, были совместно проведены мероприятия, направленные на пропаганду туристского ремесла, повышение квалификации инструкторского состава турпредприятий и уровня безопасности туристских путешествий, совершенствование мастерства туристских кадров и качества обслуживания туристов на территории Республики Алтай:
профессиональный конкурс инструкторов, гидов-проводников, экскурсоводов "Лучший инструктор Республики Алтай";
соревнования по водному туристскому многоборью "Кубок Катуни - Ак Талай Маргаан";
рекламный тур "Зимняя сказка в Горном Алтае";
слет туристов-водников Сибири на р. Сема;
Чемпионат России по водному туристскому многоборью на р. Чуя "Чуя-ралли";
семинары повышения квалификации для инструкторов водного, горного и пешеходного туризма.
В целом данные мероприятия послужили идее формирования имиджа республики как активно развивающегося туристского региона.
Вместе с тем, необходимо отметить, что по ряду причин Республика Алтай ни разу не была представлена на международных выставках за рубежом, в отличие от наших соседей сибирского региона: Красноярска, Иркутска, Ханты-Мансийска, Бурятии. Привлечение иностранного туриста на алтайские туристские маршруты невозможно без продвижения своего туристского продукта на зарубежный рынок. На самом деле, кроме сувенирной продукции, практически нет рекламно-информационного материала о республике, ее культурно-историческом, археологическом наследии, традициях и быте народа, проживающего на ее территории, тем более на иностранных языках. Над изданием такого буклета-путеводителя начата работа Министерства в 2003 году.
Конкурсы давно стали неотъемлемой частью любого бизнеса. И туризм здесь не исключение. Конкурсы помогают выявить профессиональную подготовку кадров сферы туризма и профессиональный подход к приему и обслуживанию туристов. Стать победителем конкурса - это в первую очередь высокое звание и имидж фирмы. А имидж - это путь к успеху. Поэтому Министерством туризма во второй раз был проведен конкурс "Лидеры туриндустрии" по 7 номинациям, где лидерами 2003 года стали:
туркомплекс Ареда-3 (Скрипкина Надежда Леонидовна);
этно-культурный природный парк "Уч-Энмек" (Мамыев Данил Иванович);
муниципальное образование "Чемальский район" (глава муниципального образования Букачаков Родион Борисович);
туристский клуб "Горизонт" (Неустроева Лия Станиславовна);
ЗАО "Туримпэкс" (Зяблицкая Вера Александровна);
база отдыха "Турсиб" (Фролов Евгений Александрович);
ООО "Сибирь-Алтай" (Чернуха Александр Дмитриевич).
Не обделен был вниманием и сельский туризм. Конкурс на лучшую усадьбу - участника сельского туризма проводился в два этапа. Первый, отборочный, на муниципальном уровне. Предполагалось, что муниципальные власти поближе познакомятся с условиями приема туристов местными жителями, с сельским туризмом как таковым. Но, к сожалению, лишь администрация муниципального образования "Чемальский район" провела такую работу. Может быть, поэтому, ожидая инициативу сверху, участниками конкурса не стали еще многие жители республики. Сегодня 3 дома: 2 - в Чемальском районе и 1 - в Турочакском украшают вывески "Лучшая усадьба - участник сельского туризма".
Впервые был проведен конкурс "Лучший инструктор Республики Алтай", который подтвердил профессионализм наших инструкторов и тот факт, что у нас накоплен богатый опыт организации мероприятий и туристского досуга.