(с изменениями на 23 сентября 2022 года)
(в ред. Приказов министерства труда и занятости Иркутской области от 27.03.2017 N 23-мпр, от 11.04.2017 N 24-мпр, от 13.01.2020 N 1-мпр, от 15.12.2020 N 65-мпр, от 23.09.2022 N 32-мпр)
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 24 июля 2008 года N 63-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда", руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, Положением о министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года N 688-пп, приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по осуществлению органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных областных государственных полномочий в сфере труда (прилагаются).
2. Признать утратившими силу:
3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Министр
Н.В.ВОРОНЦОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ТРУДА
(в ред. Приказов министерства труда и занятости Иркутской области от 27.03.2017 N 23-мпр, от 11.04.2017 N 24-мпр, от 13.01.2020 N 1-мпр, от 15.12.2020 N 65-мпр, от 23.09.2022 N 32-мпр)
1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Иркутской области от 24 июля 2008 года N 63-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда" и иными федеральными и областными правовыми актами.
2. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда, оказания практической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее - органы местного самоуправления, муниципальные образования) по исполнению отдельных областных государственных полномочий в сфере труда (далее - государственные полномочия) на территории соответствующих муниципальных образований, установленных статьей 2 Закона Иркутской области от 24 июля 2008 года N 63-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда".
3. Методическое руководство работой специалистов по охране труда и служб охраны труда и ее координация в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - организации).
(в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 23.09.2022 N 32-мпр)
В рамках исполнения данного государственного полномочия органы местного самоуправления:
1) создают и постоянно обновляют Реестр организаций, включающий наименование организации, Ф.И.О. руководителя, Ф.И.О. лица, обеспечивающего соблюдение требований охраны труда, адрес (юридический, почтовый (фактический), контактный телефон, количество рабочих мест, количество работающих, сфера деятельности (ОКВЭД);
(пп. 1 в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 23.09.2022 N 32-мпр)
2) оказывают работодателям и специалистам по охране труда методическую помощь по вопросам охраны труда.
В рамках оказания методической помощи по вопросам охраны труда органы местного самоуправления повышают уровень теоретических знаний, изучают законодательные и нормативные правовые акты по вопросам охраны труда и управления профессиональными рисками, разрабатывают информационно-методические материалы и распространяют среди организаций (например: "Рекомендации работодателю по организации проведения специальной оценки условий труда").
В целях учета числа и анализа обращений по вопросам охраны труда органы местного самоуправления ведут журнал учета обращений, содержащий следующую информацию: дата обращения; Ф.И.О. обратившегося за консультацией; наименование организации; тема вопроса; информация о результатах консультации; Ф.И.О. специалиста, осуществившего консультирование;
3) создают и постоянно обновляют библиотечный фонд нормативной правовой, методической, аналитической литературы, периодических изданий по охране труда (в бумажном виде и (или) в электронно-цифровой форме) и предоставляют данные материалы организациям на основании письменных или устных запросов;
(пп. 3 в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 23.09.2022 N 32-мпр)
4) разрабатывают проекты правовых актов и иных документов по вопросам охраны труда на территории муниципального образования, в том числе:
об утверждении программы (плана мероприятий) по улучшению условий и охраны труда;
(в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 23.09.2022 N 32-мпр)
положение о межведомственной комиссии по охране труда;
о проведении конкурса на лучшую организацию работы по охране труда;
иные правовые акты для реализации государственных полномочий;
5) разрабатывают программу (план мероприятий) по улучшению условий и охраны труда в муниципальном образовании и предусматривают финансирование этих программных мероприятий из средств местного бюджета.
(в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 23.09.2022 N 32-мпр)
Мероприятия программы разрабатываются на основе анализа основных показателей состояния условий и охраны труда на территории муниципального образования, указанных в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций и должны оказывать прямой либо косвенный эффект на улучшение состояния условий и охраны труда.
(в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 13.01.2020 N 1-мпр)
В рамках программы необходимо предусмотреть целевые показатели реализации программы, которые должны иметь реальные значения и динамику улучшения состояния условий и охраны труда;
6) организуют работу межведомственной комиссии по охране труда муниципального образования (далее - Комиссия).
В состав Комиссии входят представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений (союзов, ассоциаций), иных общественных объединений, юридических лиц в сфере охраны труда.
Комиссия не реже 1 раза в квартал осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Комиссии и утверждается ее председателем.
В план работы Комиссии необходимо включать следующие вопросы:
о состоянии условий и охраны труда в организациях;
о состоянии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях;
о распространении передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования отдельных категорий работников;
об использовании средств Фонда социального страхования Российской Федерации на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
о результатах ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам состояния условий и охраны труда, а также проверок, проводимых совместно с органами государственного контроля и надзора.
(в ред. Приказа министерства труда и занятости Иркутской области от 27.03.2017 N 23-мпр)
Комиссия осуществляет следующие функции:
обеспечение взаимодействия и координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений (союзов, ассоциаций), иных общественных объединений, юридических лиц в сфере охраны труда;
разработка предложений по реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования;
определение приоритетных направлений в области охраны труда при разработке муниципальных программ;
рассмотрение и подготовка предложений к проектам нормативных правовых актов по вопросам охраны труда;