ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2017 года N 18-п
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее развитие туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие региона, Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития туризма в Республике Хакасия на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Уполномоченному исполнительному органу государственной власти Республики Хакасия в сфере туристской деятельности совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия обеспечить реализацию положений Концепции, учитывать основные положения Концепции при разработке государственных программ Республики Хакасия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Хакасия учитывать основные положения Концепции при формировании среднесрочных приоритетов, разработке и реализации муниципальных программ (подпрограмм) в сфере туризма.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 07.02.2017 N 18-п
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, существенным звеном инновационного развития страны.
В Республике Хакасия туризм также рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития региона. Экономическая и социальная значимость туризма отражается в создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней. Туризм является одним из важных направлений развития таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития региона, способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия Республики Хакасия.
Развитие сферы туризма республики в 2011 - 2016 годах осуществлялось в рамках государственной программы Республики Хакасия "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629, а также Концепции развития туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы), утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 N 172. В настоящее время успешно реализуется государственная программа Республики Хакасия "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015 - 2020 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 558.
За этот период удалось добиться устойчивой положительной динамики по основным показателям развития сферы туризма: общий объем туристского потока в Республике Хакасия вырос более чем в три раза, отмечается рост количества туристских предприятий, действующих на территории субъекта, увеличился объем налоговых отчислений предприятий туристской отрасли в республиканский бюджет Республики Хакасия.
Необходимо сохранить достигнутые результаты, усовершенствовать качественные стороны организации туристской деятельности, продолжить содействие развитию туристской инфраструктуры, материально-технической базы и создать условия для максимизации положительного социального эффекта от развития туризма в республике.
Концепция развития туризма в Республике Хакасия на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет стратегические цели, задачи и приоритеты развития туризма в Республике Хакасия. Концепция основана на оценке туристского потенциала Хакасии, анализе современного состояния туристской отрасли и направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для развития сферы туризма республики.
Необходимость разработки Концепции обусловлена реализацией государственной политики в области управления, стратегического планирования и поддержки туристской деятельности программно-целевым способом, а также формирования механизмов для привлечения инвестиций из федерального бюджета и внебюджетных источников, в том числе посредством формирования и реализации механизмов государственно-частного партнерства, повышения инвестиционной привлекательности региона.
Концепция определяет основные направления дальнейшего развития туризма в Республике Хакасия, а также содержит планируемые результаты, выраженные в целевых показателях.
Правовой основой разработки Концепции являются:
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р;
Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700;
Концепция является комплексным документом, определяющим вектор развития туристской отрасли региона, который служит основой разработки и реализации последующих планов, программ и отдельных проектов.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменения характера, масштаба и содержания проблем развития туристской сферы Республики Хакасия.
В Российской Федерации особое внимание уделяется проблемам отдыха, оздоровления и увеличения продолжительности жизни населения. Исследование существующего состояния туризма в Российской Федерации позволяет сделать вывод о положительной динамике в развитии этой сферы. Отмечается стабильный умеренный рост внутреннего и въездного туристского потока.
В первую очередь положительные тенденции развития туризма в Российской Федерации связаны с высоким туристско-рекреационным потенциалом страны. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового историко-культурного наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Данные туристско-рекреационные ресурсы страны дают возможность развивать многие виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Последние 20 лет туризм в России воспринимался как зарубежный отдых. Однако к началу 2015 года произошло изменение структуры российского турбизнеса - на 40% уменьшился спрос на выездной организованный туризм и значительно, на 30%, увеличился внутренний турпоток, достигнув отметки 41,5 млн поездок. При этом количество международных прибытий выросло на 16%.
По данным, опубликованным Всемирным экономическим форумом, Россия в 2015 году заняла 45 место в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма, поднявшись на 18 позиций, по сравнению с 2013 годом.
По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям в 2014 году число международных туристских прибытий составило 1138 млн, ежегодный прирост прибытий за последние несколько лет - 4 - 5%. Вклад индустрии туризма в мировой ВВП - 9,5%, тогда как доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 1,4% (953,1 млрд рублей), с учетом мультипликативного эффекта отрасли - 5,8% (3969 млрд рублей).
Занятость в сфере туризма в России составляет 1,4% (967 тыс. рабочих мест), с учетом мультипликативного эффекта - 5,5% (3935 тыс. рабочих мест). Особое значение имеет внутренний и въездной туризм для развития малого и среднего бизнеса, в среднем на 1 вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.
Анализ данных по туристическому въезду и выезду показывает, что Россия остается донором туристского потока, однако показатели выезда растут умеренными темпами. По данным Всемирного Банка и ЮНВТО с 1991 по 2014 годы российскими туристами было вывезено из страны 450 млрд долларов. Существует большой потенциал для импортозамещения этого объема выпадающих туруслуг.
В свою очередь, значительное отрицательное влияние на развитие туризма в России оказывают недостаточно комфортная туристская информационная среда, недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны и невысокий уровень международной открытости, в частности, в области визовых требований для туристов из других стран.
Негативными тенденциями, тормозящими развитие внутреннего и въездного туризма, являются следующие проблемы транспортного комплекса Российской Федерации: отставание развития транспортной инфраструктуры в России от потребностей экономики и населения страны, высокая стоимость транспортных расходов, высокая степень износа основных фондов транспортного комплекса, высокий уровень аварийности и низкие экологические параметры работы транспорта по сравнению с аналогичными показателями в развитых странах (в первую очередь, автомобильного и авиационного видов транспорта).
По прогнозу Всемирной организации по туризму у России есть возможность стать одним из лидеров в сфере туризма и путешествий. При развитии туристской инфраструктуры на международном уровне Россия способна принимать в год до 40 млн иностранных туристов и к 2023 году может войти в десятку самых популярных направлений туризма.
Сегодня туризм является одним из важнейших направлений развития отдельных территорий субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО).
В России создано 14 особых экономических зон туристско-рекреационного типа сроком на 20 лет на территориях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Из них четыре туристские зоны располагаются в СФО: "Алтайская долина" (Республика Алтай), "Байкальская гавань" (Республика Бурятия), "Бирюзовая Катунь" (Алтайский край), "Ворота Байкала" (Иркутская область).
На территории данных зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности: инвесторы получают созданную за счет государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы, им предоставляется ряд таможенных преференций.
Потенциал Сибири способствует развитию практически всех видов туризма. При этом наибольшее распространение получили горнолыжный, экологический, познавательный, лечебно-оздоровительный, охотничий и рыболовный туризм.
В некоторых субъектах СФО - Республике Бурятия, Алтайском крае, а также в Хакасии получил развитие детский туризм, в Кемеровской области - молодежный туризм.
Деловой туризм также может стать популярным, так как ведущей отраслью экономики сибирского региона является промышленность, в связи с чем появляется интерес к производственным турам, позволяющим установить новые деловые связи, познакомиться с новейшими технологиями изготовления продукции, способствующим профессиональной ориентации школьников, расширению их кругозора.
При планировании мероприятий по продвижению регионального туризма большинство субъектов указывают на необходимость формирования бренда Сибири как благоприятной для отдыха, жизни и бизнеса территории. Однако имиджевая составляющая развития туризма в СФО является наиболее острой проблемой. Это связано с отсутствием четкого позиционирования сибирского региона в российском и международном информационном пространстве. До сих пор сильны стереотипы относительного самого понятия "Сибирь", связанные с непригодными для туризма климатическими условиями.
К основным проблемам туристской отрасли СФО можно также отнести нехватку или невысокое качество специализированного туристского транспорта и оборудования; недостаточное количество конкурентоспособных гостиниц, мотелей, баз отдыха; невысокий общий уровень сервиса и его неконкурентоспособность по стоимости в сравнении с туристически развитыми странами; низкая транспортная доступность; слабая информационная поддержка регионального туризма, в том числе и на специализированных сайтах субъектов СФО; необходимость совершенствования услуг онлайн-сервиса.
Республика Хакасия обладает уникальным в масштабах Сибири туристско-рекреационным потенциалом, основанным на сочетании богатого культурно-исторического наследия с природно-ресурсными возможностями.
В Хакасии, исходя из сложившейся транспортной инфраструктуры, удаленности туристских объектов, логистики туристского потока и ресурсной специфики отдельных районов, можно выделить несколько территорий массового туризма и отдыха, краткая характеристика которых представлена в таблице 1.
Туристско-рекреационные ресурсы Хакасии
Расположение | Территория |
1 | 2 |
Северная территория | |
Центральная территория | |
Южная территория |
В северной части Хакасии наиболее массовым является отдых на озерах Ширинского района с проживанием в палатках или на базах отдыха. Туристы прибывают автомобильным транспортом как с юга, со стороны г. Абакана, так и с севера, со стороны городов центральной части Красноярского края, Кемеровской и Томской областей. Посещение памятников природы и культуры для этой категории туристов позволяет разнообразить отдых и носит характер дополнительного времяпровождения.
Уникальные природные лечебные ресурсы, такие как подземные минеральные воды, соленые озера и содержащиеся в них лечебные минеральные грязи, являются базой для дальнейшего развития лечебно-оздоровительного туризма. Наиболее известны своими бальнеологическими свойствами озера Шира, Беле, Тус, Джирим, Власьево, Горькое, Утичье, Алтайское, Шунет, Ханкуль и ряд мелких озер. На территории Хакасии выявлено 24 водоема с минерализацией более 10 г/дм(3), которые могут быть использованы для ванн и купаний в лечебных целях. Наиболее минерализованными (от 92 - 149 г/дм(3)) являются озера Тус, Алтайское-1, Камышовое. Открыты минеральные источники, которые используются для розлива и лечения.
В поселке Жемчужный на берегу озера Шира расположен широко известный в Сибири курорт "Озеро Шира". Одним из мощнейших природных лечебных факторов курорта является иловая грязь, которая по своим физико-химическим свойствам не уступает лучшим мировым аналогам.
Центральная территория со столицей республики г. Абакан является круглогодичным логистическим центром для всех зон туризма и отдыха (особенно для туристов, прибывающих в республику авиационным и железнодорожным транспортом), связана с ними сетью автомобильных дорог.
Помимо того, что центральная часть Хакасии располагает наибольшей емкостью коллективных средств размещения, к тому же она обладает и значительными ресурсами для развития познавательного туризма.
В южной части республики можно познакомиться с традиционной культурой хакасов и народов, проживающих в Хакасии, памятниками археологии, объектами гидроэнергетики, заняться лыжным спортом и рыбалкой, сплавиться по горным рекам. На этой территории также имеются озера, в том числе соленые, однако, в отличие от озер Ширинского района, отдых на них носит менее массовый характер. В основном они используются для короткого отдыха в дневное летнее время жителями самой республики.
Наличие в Хакасии разнообразных туристско-рекреационных ресурсов позволяет развивать многие виды туризма: культурно-познавательный (культурно-исторический, этнический, экологический), активный (спортивный, горнолыжный, снегоходный, пешеходный и водный) и специализированный (лечебно-оздоровительный, рекреационный, сельский, гастрономический, охотничий и рыболовный) и др.
Богатая история, самобытная культура, национальные традиции, благоприятные природно-климатические условия, религиозные культы, археологические памятники представляют уникальную основу для развития культурно-познавательного туризма.
Историческое развитие народов Хакасии протекало в относительно благоприятных климатических условиях, в результате этого создано уникальное культурное наследие, представляющее бесценный ресурс для развития региона. Основу культурного наследия Хакасии составляют природно-археологические ландшафты, представленные десятками тысяч археологических объектов.
Многие памятники имеют общероссийскую и мировую известность и значимость, такие как Большой Салбыкский курган, курган Барсучий лог, Копенский и Уйбатский чаатасы, Сулекская и Боярская писаницы, дворец Ли Лина, образующие единые культурно-исторические ландшафты.
К наиболее известным крупным туристским брендам Хакасии относятся музеи под открытым небом: Хакасский республиканский национальный музей-заповедник в окрестностях с. Казановка, Анхаковский муниципальный музей-заповедник под открытым небом "Улуг Хуртуях Тас", Музей-заповедник "Сундуки", Музей под открытым небом "Усть-Сос".