Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 23 ноября 2010 года N 629

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2016 ГОДЫ)"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 558.
____________________________________________________________________
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 21.07.2011 N 456, от 14.10.2011 N 669, от 02.03.2012 N 122, от 26.11.2012 N 804, от 29.12.2012 N 931, от 20.11.2013 N 633 (ред. 31.12.2013), от 31.12.2013 N 762, от 30.07.2014 N 375, от 24.10.2014 N 537, от 31.12.2014 N 753)

В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее развитие туристской деятельности, создание рекреационных территорий и формирование здорового образа жизни населения, Правительство Республики Хакасия

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Республики Хакасия "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)" (приложение).

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 20.11.2013 N 633 (ред. 31.12.2013))

2. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.

Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН

     

Приложение

     
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 23.11.2010 N 629

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2016 ГОДЫ)"


(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия
от 02.03.2012 N 122, от 26.11.2012 N 804,
от 29.12.2012 N 931, от 20.11.2013 N 633 (ред. 31.12.2013),
от 31.12.2013 N 762, от 30.07.2014 N 375,
от 24.10.2014 N 537, от 31.12.2014 N 753)

ПАСПОРТ государственной программы Республики Хакасия "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)"


(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 20.11.2013 N 633 (ред. 31.12.2013))

Ответственный исполнитель

-

Государственный комитет по туризму Республики Хакасия (далее - Госкомтуризм Хакасии)

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.07.2014 N 375)

Соисполнитель

-

Министерство спорта Республики Хакасия (далее - Минспорт Хакасии)

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.07.2014 N 375)

Цель

-

создание условий для развития современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия

Задачи

-

развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма в Республике Хакасия;
формирование имиджа Республики Хакасия как региона, благоприятного для туризма;
создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия;
содействие повышению туристской привлекательности Республики Хакасия;
предоставление государственной поддержки муниципальным образованиям и субъектам малого и среднего бизнеса на развитие туризма

Целевые показатели

-

количество российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия:
2011 год - 120,0 тыс. человек,
2012 год - 125,0 тыс. человек,
2013 год - 370,0 тыс. человек,
2014 год - 380,0 тыс. человек,
2015 год - 395,0 тыс. человек,
2016 год - 410,0 тыс. человек;
количество иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия:
2011 год - 1,0 тыс. человек,
2012 год - 1,2 тыс. человек,
2013 год - 1,5 тыс. человек,
2014 год - 2,0 тыс. человек,
2015 год - 2,3 тыс. человек,
2016 год - 2,5 тыс. человек;
ежегодный объем платных гостиничных услуг:
2011 год - 220000,0 тыс. рублей,
2012 год - 230000,0 тыс. рублей,
2013 год - 235000,0 тыс. рублей,
2014 год - 240000,0 тыс. рублей,
2015 год - 245000,0 тыс. рублей,
2016 год - 250000,0 тыс. рублей;
ежегодный объем платных туристских услуг:
2011 год - 100000,0 тыс. рублей,
2012 год - 110000,0 тыс. рублей,
2013 год - 111000,0 тыс. рублей,
2014 год - 113000,0 тыс. рублей,
2015 год - 114000,0 тыс. рублей,
2016 год - 115000,0 тыс. рублей;
рост объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия (нарастающим итогом):
2011 год - 6,7%,
2012 год - 7,1%,
2013 год - 7,6%,
2014 год - 24%,
2015 год - 25,1%,
2016 год - 26,3%

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 753)

Этапы и сроки реализации

-

2011 - 2016 годы. Реализация осуществляется в два этапа:
I этап: 2011 - 2014 годы;
II этап: 2015, 2016 годы

Объем бюджетных ассигнований

-

137146,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, в том числе:
2011 год - 18000,0 тыс. рублей;
2012 год - 26227,0 тыс. рублей;
2013 год - 30900,0 тыс. рублей;
2014 год - 20559,0 тыс. рублей;
2015 год - 20730,0 тыс. рублей;
2016 год - 20730,0 тыс. рублей.
Из них на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов на строительство и реконструкцию муниципальных туристских объектов - 2040,0 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 1000,0 тыс. рублей;
2012 год - 0;
2013 год - 520,0 тыс. рублей;
2014 год - 520,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 753)

Ожидаемые результаты реализации

-

увеличение количества российских туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, до 410,0 тыс. человек;
увеличение количества иностранных туристов и экскурсантов, принимаемых Республикой Хакасия, до 2,5 тыс. человек;
увеличение объема платных гостиничных услуг до 250000,0 тыс. рублей;
увеличение объема платных туристских услуг до 115000,0 тыс. рублей;
рост объема налоговых поступлений от туристской индустрии в республиканский бюджет Республики Хакасия - до 26,3%

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 753)

1. Общая характеристика

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия
от 20.11.2013 N 633 (ред. 31.12.2013))


Приоритетным направлением развития туризма в Республике Хакасия является развитие внутреннего и въездного туризма, формирование современного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение уровня доходов населения, обеспечение условий для устойчивого развития туризма в регионе.

Республика Хакасия является одной из особо привлекательных для туристов территорий России, где для развития туризма имеется уникальный туристский потенциал, создается нормативная правовая база для осуществления туристской деятельности, развивается инфраструктура, материальная база туризма.

Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия является организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: активно-спортивного и санаторно-курортного отдыха, культурно-познавательного и сельскохозяйственного туризма.

Основными проблемами развития туризма в Республике Хакасия являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала региона, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта.

Так, по представленным данным туристских организаций республики, в 2002 году число туристов, посетивших Республику Хакасия, составило 23650 человек, из которых 1130 - иностранные граждане. В 2009 году эти показатели соответственно составили 110000 и 1530 человек, общее количество туристов по сравнению с базовым 2002 годом увеличилось в 4,6 раза, причем число иностранных туристов выросло незначительно, лишь на 35%.

Таким образом, рост количества отдыхающих был достигнут за счет увеличения числа туристов из России. Наиболее пиковым можно считать 2008 год, когда на территории республики побывали 105000 туристов против 67240 человек в 2007 году (прирост составил 56%). Вместе с тем в динамике 2007, 2008 годов рост числа иностранных туристов незначителен - 19%. Основная причина снижения количества иностранных туристов, посетивших республику в 2009 году, до 1530 человек (уровень 2004 года) связана с уменьшением числа туристов в целом в мире, что является последствием мирового финансового кризиса.

Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала, в том числе за счет активного привлечения иностранных туристов. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Республику Хакасия по объему туристского потока опережают Красноярский край, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай, которые используют свой потенциал, развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

Для привлечения как российских, так и зарубежных туристов необходимо создание современной инфраструктуры в Республике Хакасия. Несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристский поток в республику.

По данным обследования коллективных и индивидуальных средств размещения на территории только одного Ширинского муниципального района, проведенного в летний сезон 2009 года, численность отдыхавших в сезон составила 822 тыс. человек, средняя стоимость проживания - 600 рублей в сутки без учета дополнительной платы за сопутствующие услуги (организация экскурсий, спортплощадки и спортинвентарь, сауна и т.п.), а продолжительность проживания - в среднем 5 суток. По оценке специалистов Госкомтуризма Хакасии, объем доходов только владельцев коллективных средств размещения от предоставления туристам мест для временного размещения в Ширинском районе составил 115,5 млн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.07.2014 N 375)

Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находится 130 баз отдыха, из них около 90 эксплуатируются только в летний период. Большинство объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.

В 2009 году лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывал 1 курорт и 17 санаториев и диспансеров. По сравнению с 2002 годом число лечебно-профилактических учреждений выросло в 2 раза, в 2002 году таких учреждений было лишь 9.

Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82%. Количество таких объектов - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически во всех учреждениях преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.

В 2002 году в Республике Хакасия насчитывалось 16 гостиниц, к 2009 году количество таких учреждений увеличилось на 18,7% и составило 19 объектов.

В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы.

Вместе с тем в республике остаются актуальными вопросы качества обслуживания туристов, подготовки специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса, а также вопросы сертификации и квалификации гостиничных комплексов.

Немаловажной проблемой в сфере туризма является проблема подготовки и переподготовки кадров. На сегодняшний день не в каждом муниципальном образовании имеется специалист по туризму. Также наблюдается дефицит на рынке труда квалифицированных гидов и экскурсоводов. В летнее время на сезонных работах испытывается дефицит обслуживающего персонала.

Вышеизложенная проблема объясняется тем, что система профессионального образования в сфере туризма и гостиничного хозяйства в учебных заведениях Хакасии начала развиваться только с 2004 года. Подготовка работников с уровнем среднего профессионального образования осуществляется в двух колледжах по специальности "Туризм" и "Гостиничный сервис". А подготовка специалистов высшего профессионального образования по специальности "Социально-культурный сервис и туризм" осуществляется лишь с 2005 года, и первый выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием был в 2010 году.

Одной из существующих проблем в сфере туризма является отсутствие организации эффективной системы общественного питания, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны, национальные рестораны и т.д.).

Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.

Таким образом, для развития туризма в Республике Хакасия необходимо развивать инфраструктуру и материально-техническую базу, совершенствовать систему информационного обеспечения в области туризма, проводить активную рекламную кампанию, создавать условия для развития внутреннего и въездного туризма.

С целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала Республики Хакасия предлагается организация туристских и рекреационных зон.

Основными зонами межрегионального значения в Республике Хакасия являются озера муниципального образования Ширинский район, туристско-рекреационная зона "Ивановские озера" (Орджоникидзевский район), туристический комплекс "Гладенькая" (Бейский район), спортивно-туристический комплекс в поселке Вершина Теи (Аскизский район).

Ключевыми направлениями развития Ширинской зоны являются полноценное развитие туристской инфраструктуры, в том числе размещения (гостиницы, турбазы и др.), вовлечение в туристский оборот новых территорий и водоемов, благоустройство территории в районах массового размещения туристов, обеспечение сохранности уникальных природных экосистем озер. Важным направлением развития является круглогодичное использование курорта за счет строительства круглогодичных оздоровительных центров, проведение событийных мероприятий и оказание других туристских услуг в зимнее время года.

Другой интересной территорией в плане особых климатических условий является туристская зона "Ивановские озера" (Орджоникидзевский район). Перспективы развития данной туристской зоны - организация природного парка для развития центра горнолыжного спорта, активно-спортивных форм отдыха и туризма круглогодично. Территория туристской зоны относится к числу наиболее привлекательных для опережающего развития среди туристских зон республики в силу ее уникального природного комплекса и возможности круглогодичного использования горнолыжных трасс.

Туристская рекреационная зона "Гладенькая" известна за пределами республики. Территория зоны расположена в северной части Западного Саяна на стыке с Минусинской котловиной. Географически этот район с граничащей с юга Тывой является не только Центральной Азией, но и занимает срединное положение (в широтном направлении) на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день инфраструктура туристского комплекса включает в себя:

горнолыжную трассу, единственную в Сибирском федеральном округе с техническими характеристиками, позволяющими проводить соревнования по всем видам горнолыжных дисциплин;

средства размещения, которые состоят из отеля "Борус", спорт-отеля "Гладенькая", гостиничного комплекса "Жарки", приюта "Горный";

физкультурно-спортивный комплекс "Черемушки", состоящий из спортзала, бассейна, стадиона, подготовленной закрытой хоккейной коробки без системы искусственного льда.

Для организации Центра олимпийской подготовки на горнолыжном комплексе "Гладенькая" необходимо строительство канатно-кресельных и канатно-буксировочных дорог. Увеличить поток туристов возможно за счет расширения комплекса услуг, в том числе туристских, направленных на развитие корпоративного отдыха, оздоровительного, активных видов туризма (круглогодичное использование комплекса).

Создание спортивно-туристского комплекса в поселке Вершина Теи позволит позиционировать данную территорию как зону межрегионального развития. Центром спортивно-туристской инфраструктуры может быть профилакторий "Кедр". Проведение реконструкции профилактория позволит улучшить качество обслуживания спортсменов и туристов. Расширение до 5 м лыжной трассы, электрификация ее позволит повысить эффективность спортивной подготовки членов сборной команды Республики Хакасия. Для проведения спортивных соревнований планируется реконструировать стадион с конференц-залом, методическим кабинетом и медико-профилактическим центром, создать спортивную базу для профессиональных спортсменов и современный лечебно-оздоровительный центр; для расширения спортивно-туристской инфраструктуры - построить гостевой комплекс и информационный центр, создать спортивно-туристский центр для детей и подростков, организовать коммерческий центр спортивного инвентаря.

Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: активно-спортивного и санаторно-курортного отдыха, культурно-познавательного и сельскохозяйственного туризма.

Активно-спортивный туризм - одна из распространенных форм отдыха, которая завоевывает все большую популярность среди простых туристов. Активный туризм включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, туры на снегоходах или собачьих упряжках, конный, авто-, спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный.

Всего в 2009 году, по данным туристских организаций, активный туризм как вид отдыха выбрали 617 человек, большинство из которых - люди в возрасте от 18 до 30 лет.

Данные туристские маршруты проводятся организованно с информированием о времени проведения Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

Однако наблюдается и ряд проблем, которые сдерживают развитие активно-спортивных форм отдыха на территории Республики Хакасия. К этим проблемам необходимо отнести недостаточную информационную обеспеченность активно-спортивных форм отдыха как на территории Республики Хакасия, так и за ее пределами, нехватку специально подготовленных проводников по спортивному туризму и недостаток специального оборудования на базах отдыха республики.

Таким образом, для развития активно-спортивных форм отдыха в Республике Хакасия необходимо организовать подготовку и переподготовку специалистов по туризму, провести материально-техническое оснащение баз специализированным туристским инвентарем, обеспечить информационную поддержку активно-спортивных форм отдыха среди жителей Республики Хакасия и других регионов, особенно среди молодежи.

Культурно-познавательный туризм является разновидностью туризма, целью которого является познание культуры и историко-культурного наследия региона посещения. Объектами культурно-познавательного туризма являются древние города, музеи, памятники (созданные человеком и природные), достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т.д. Культурно-познавательный туризм включает в себя археологический, этнический и уфологический виды туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»