ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 года N 558
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2015 - 2020 ГОДЫ)" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2017 N 721.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 122, от 05.06.2015 N 265, от 24.08.2015 N 431, от 30.12.2015 N 729, от 30.12.2015 N 730, от 21.07.2016 N 367, от 30.12.2016 N 678, от 14.08.2017 N 414)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" (с последующими изменениями) Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Хакасия "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия (2015 - 2020 годы)".
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Республики Хакасия:
от 21.07.2011 N 456 "О внесении изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 14.10.2011 N 669 "О внесении изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 02.03.2012 N 122 "О внесении изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 26.11.2012 N 804 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 29.12.2012 N 931 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 20.11.2013 N 633 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629";
от 30.07.2014 N 375 "О внесении изменений в государственную программу Республики Хакасия "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2015 года.
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
О.НАМ
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 31.10.2014 N 558
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2015 - 2020 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 122, от 05.06.2015 N 265, от 24.08.2015 N 431, от 30.12.2015 N 729, от 30.12.2015 N 730, от 21.07.2016 N 367, от 30.12.2016 N 678, от 14.08.2017 N 414)
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2016 N 678)
Ответственный исполнитель | - | Государственный комитет по туризму Республики Хакасия (далее - Госкомтуризм Хакасии) |
Цель | - | развитие современной туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие Республики Хакасия |
Задачи | - | создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия; |
Целевые показатели | - | показатель 1 "Объем платных туристских услуг, оказанных населению": |
Этапы и сроки реализации | - | 2015 - 2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы бюджетных ассигнований | - | 130029,0 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, из них: |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.08.2017 N 414) | ||
Ожидаемые результаты реализации | - | увеличение общего объема туристского потока в регионе до 652,8 тыс. человек; |
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 30.12.2015 N 730)
В стратегии развития туризма Российской Федерации туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним из важных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступает катализатором социально-экономического развития регионов России.
Республика Хакасия располагает уникальными природными и рекреационными ресурсами, объектами национального и исторического наследия, что позволяет обеспечить дальнейшее развитие практически всех видов туризма: активного и оздоровительного туризма, культурно-познавательного и сельского туризма, социального туризма.
С 2011 по 2014 год в Республике Хакасия действовала государственная программа "Развитие туризма в Республике Хакасия (2011 - 2016 годы)", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 629, которая подтвердила эффективность применения программно-целевого метода для решения проблем в сфере туризма. С 2011 по 2013 год рынок Республики Хакасия характеризовался устойчивой положительной динамикой, достигнуты планируемые значения основных показателей. За 2011 - 2013 годы общий туристский поток увеличился в три раза, объем платных туристских услуг - на 4%, занятость - на 8% по сравнению с 2011 годом.
По представленным данным туристских организаций республики, в 2013 году число туристов, посетивших Республику Хакасия, составило 401000 человек, из которых 2800 - иностранные граждане, в 2012 году эти показатели соответственно составили 156717 и 1500 человек, а в 2011 году - 136138 и 1100 человек.
За первое полугодие 2014 года Хакасию посетило около 464700 человек, поток увеличился в 2,3 раза по отношению к аналогичному периоду 2013 года. Важную роль в этом сыграло участие Республики Хакасия в мероприятиях федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644. При участии федерального бюджета на территории Республики Хакасия были проведены два международных мероприятия: Межрегиональный информационный тур "Красноярский край - Хакасия - Тыва", Международная научно-практическая конференция "Великий чайный путь. От чайных традиций - к международному сотрудничеству". В июне 2014 года было организовано и проведено Всероссийское совещание "Роль природного и историко-культурного наследия регионов в развитии экологического и познавательного туризма в Российской Федерации" (в рамках IV Международного форума "Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития").
Немаловажную роль в продвижении регионального туристского продукта сыграл и созданный в 2012 году Туристско-информационный центр Республики Хакасия, который выполняет две основные задачи: продвижение туристского потенциала региона на федеральном и международном уровнях и создание благоприятных условий для привлечения туристского потока путем формирования информационной платформы.
В 2013 году в Республике Хакасия действовало 40 коллективных средств размещения общей вместимостью 5270 мест, при этом данные показатели увеличились соответственно на две единицы и 92 места в сравнении с 2012 годом и на три единицы и 150 мест в сравнении с 2011 годом. В 2013 году в Республике Хакасия насчитывалось 27 гостиниц, что на одну гостиницу больше, чем в 2012 и 2011 годах. В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы.
Объем платных туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2013 году составил 331,4 млн рублей, что на 1,8% больше, чем в 2011 году (325,6 млн рублей), в 2012 году - 350,8 млн рублей, что на 7,7% больше, чем в 2011 году.
В связи с этим объем налоговых отчислений предприятий туристской индустрии в консолидированный бюджет Республики Хакасия в 2013 году составил 113767 тыс. рублей, что на 2,8% больше, чем в 2012 году, и на 5% больше, чем в 2011 году.
На 01 июля 2014 года на туристском рынке Хакасии работали семь туроператоров, 42 турагентства, одно общественное объединение предприятий туриндустрии: Ассоциация развития туризма "Сибирь", включающая в себя 10 предприятий туриндустрии, среди которых турагентства, гостиницы, музеи.
География въездного туризма в Республике Хакасия обширна и охватывает 61 страну: доля стран Азиатского региона составляет 63,4%, Европы - 20,8%.
Основными целями путешествий туристов в 2013 году были культурно-познавательные (38,9%), активно-спортивные (30%) и рекреационные (24%). Путешествие длительностью 1 - 3 дня совершил 51% туристов, от 4 до 7 дней - 35% туристов, от 8 до 28 дней - 14% туристов.
В 2013 году культурно-познавательный туризм как вид отдыха выбрали 156390 человек. Республика Хакасия в этом отношении является уникальным регионом. Степные просторы Хакасии, обладая благоприятными природно-климатическими условиями, являлись центром становления самобытной и разнообразной культуры древности.
С богатым историко-культурным наследием Хакасии можно ознакомиться в разветвленной музейной сети, которая также представлена музеями под открытым небом. Музеи региона представляют не только древние и традиционные культуры, но и новую историю региона, в том числе историю развития и достижения современной промышленности.
Таким образом, Республика Хакасия обладает огромным потенциалом для развития въездного культурно-познавательного туризма. Но в настоящее время этот потенциал используется не в полной мере. Музейная сеть республики слабо интегрирована в региональные и межрегиональные маршруты. К тому же для развития культурно-познавательного туризма в Республике Хакасия необходимо развивать туристскую инфраструктуру имеющихся музеев, таких как "Древние курганы Салбыкской степи", Хакасский республиканский музей-заповедник "Казановка", Анхаковский музей под открытым небом "Улуг Хуртуях Тас" и "Усть Сос".
Всего в 2013 году активно-спортивному туризму, который занимает второе место по популярности среди туристов, отдали предпочтение 120300 человек.
Активно-спортивный туризм - одна из распространенных форм отдыха, которая завоевывает все большую популярность среди простых туристов. Активный туризм включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. В настоящее время к активным видам туризма относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный туризм, туры на снегоходах, конный, авто-, спелеотуризм. Самые массовые из них - пеший, водный, горный и лыжный туризм. Республика Хакасия обладает всеми условиями для развития данной сферы туризма.
Однако наблюдается и ряд проблем, которые сдерживают развитие активно-спортивных форм отдыха на территории Республики Хакасия. К этим проблемам можно отнести недостаточно развитую туристскую инфраструктуру, отсутствие специализированного оборудования на базах отдыха республики.
Объекты лечебно-оздоровительного комплекса Республики Хакасия в 2013 году привлекли 96240 туристов. В Республике Хакасия осуществляют деятельность четыре санаторно-курортных учреждения - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически во всех учреждениях преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.
Еще одним перспективным направлением является сельский туризм, который соединяет широкий спектр различных видов туризма, основанных на использовании природных, исторических и других особенностей ресурсов сельской местности, и развивается быстрыми темпами.
Развитие сельского туризма в Хакасии позволит обеспечить сельских жителей работой и достаточным уровнем дохода, а городских жителей - доступным и качественным отдыхом. Кроме того, районы республики обладают большим природным и культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением, необходимым для привлечения иностранных туристов. Фермерские хозяйства могут при этом не только стать поставщиками продуктов, но и обеспечить туристов местами временного пребывания.
Для Республики Хакасия отдых на селе - новое направление, находящееся в стадии становления и позволяющее горожанам активно провести время на свежем воздухе, питаться экологически чистыми продуктами, общаться с природой и дающее альтернативу развития сельским районам.
В связи с растущим интересом к сфере туризма потребность в трудовых ресурсах на 2015 год составляет 44 человека, в том числе с высшим специальным образованием - 11 человек, средним профессиональным образованием - 33 человека. Ежегодный рост потребности в трудовых ресурсах составляет 2%.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.03.2015 N 122)
Вместе с тем очевидно, что уникальный потенциал Республики Хакасия используется недостаточно эффективно. Это в условиях роста конкуренции со стороны других сибирских регионов создает предпосылки уменьшения интереса к региону как объекту туризма.
Исходя из вышеизложенного, в целях обеспечения туристской привлекательности республики необходимо решить следующие проблемы:
неразвитость туристской инфраструктуры республики;
недостаточная известность для российских и иностранных туристов;
отсутствие маркетинговых и иных исследований, позволяющих сформировать достаточную информационную поддержку сферы внутреннего и въездного туризма, что приводит в том числе к несовершенству механизма продвижения брендов туристских продуктов Республики Хакасия;
большинство природных достопримечательностей в качестве объектов показа не подготовлены и не обустроены: нет информационных знаков, отсутствуют подъезды, стоянки и парковки автотранспорта, оборудованные площадками отдыха;
недостаточный уровень развития придорожного сервиса, сдерживающий развитие автотуризма как на легковых автомобилях, так и на автобусах;
недостаточная квалификация туристских кадров, что сказывается на качестве обслуживания туристов, а также недостаточное применение гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.
Наличие факторов, сдерживающих более динамичное развитие сферы внутреннего и въездного туризма в Республике Хакасия, с одной стороны, и значительный потенциал для поступательного увеличения вклада туристской отрасли в социально-экономическую составляющую, с другой, обуславливают необходимость дальнейшего формирования благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности данной отрасли.
Решение указанных проблем сферы туризма Республики Хакасия невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки со стороны государства посредством внедрения мер поддержки субъектов туристской индустрии, реализации инвестиционных проектов по созданию туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно частного партнерства, организации мер по продвижению регионального туристского продукта.
Решение этих задач носит межотраслевой характер, и использование программно-целевого метода на основе межведомственного взаимодействия будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности республики, созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.