ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2010 года N 172

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2016 ГОДЫ


В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее развитие туристской индустрии на территории Республики Хакасия, позволяющей увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие, Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2016 годы (далее - Концепция).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности принять участие в реализации Концепции.

Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН


Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 14.04.2010 N 172

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2016 ГОДЫ


 1. Основные тенденции развития туризма в Республике Хакасия


Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия до 2016 года является туризм, одна из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому туризм и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.

Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия, согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, является туризм.

Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Основными проблемами являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала республики, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта.

По данным статистики, в 2007 году в республике насчитывалось 17 турфирм, ими было реализовано населению туристических путевок на 176 млн. рублей, из них на 144 млн. рублей по зарубежным странам. На территории республики услуги гостиничного бизнеса ведут 18 организаций с единовременной вместимостью 1754 места, число санаториев, пансионатов и профилакториев и туристических баз составляет 31.

При этом в статистике отсутствует информация о количестве и ассортименте предоставленных туристских услуг в стоимостном выражении и данных о предоставляемых услугах въезжающим в республику туристам.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

В связи с этим необходимо проведение полного комплекса работ по формированию системы показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы туризма. Это возможно при объединении усилий государственных органов власти и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (далее - Хакасстат). В итоге должны получить определение объемов и параметров внутреннего туристского потока, проведение экспериментальных расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития республики, совершенствование форм существующей статистической отчетности.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией республики, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Республики Хакасия, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.

По данным обследования коллективных и индивидуальных средств размещения, проведенного в летний сезон 2009 года, на территории только одного Ширинского муниципального района численность отдыхавших в сезон составила 822 тыс. человек, средняя стоимость проживания - 600 рублей в сутки без учета дополнительной платы за сопутствующие услуги (организация экскурсий, спортплощадки и спортинвентарь, сауна и т.п.), а продолжительность проживания - в среднем 5 суток. По оценке специалистов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия объем доходов только владельцев коллективных средств размещения от предоставления туристам мест для временного размещения в Ширинском районе составил 115,5 млн. рублей.

Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Республику Хакасия по объему туристского потока опережают Красноярский край, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай, которые используют свой потенциал, развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении Стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года" определены Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия: организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики - это развитие санаторно-курортного отдыха, активно-спортивных форм отдыха, культурно-познавательного туризма и сельскохозяйственного туризма.

Реализация Концепции развития туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2016 годы (далее - Концепция) должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение задач современного этапа экономического развития Республики Хакасия. Положения настоящей Концепции должны стать основой для общереспубликанского понимания места и роли сферы туризма в экономике региона, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определения направления и уровня республиканской и муниципальной поддержки туристской индустрии.


2. Проблемы и ограничения развития туризма


В развитии туристской индустрии имеются свои проблемы и ограничения. Отсутствие современной инфраструктуры для развития туризма, несоответствие международным стандартам, низкое сервисное обслуживание уменьшают туристический поток в республику.

В настоящее время коллективные средства размещения, построенные еще в советское время, частично реконструированы. Средний показатель загрузки гостиничных комплексов составляет 80%. Вопросы качества обслуживания и получения сертификации для гостиничного комплекса остаются актуальными.

Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Республики Хакасия находятся 130 баз отдыха, из них около 90 эксплуатируются только в летний период. Большинство таких объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, построены без проектной документации на землях сельхозназначения. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.

Лечебно-оздоровительный комплекс Республики Хакасия насчитывает один курорт и 17 санаториев и диспансеров. Номерной фонд лечебно-оздоровительной инфраструктуры региона составляет 669 номеров различных категорий, количество мест размещения - 1399 единиц, из которых 533 детские. Среднегодовой показатель загрузки лечебно-оздоровительных учреждений Республики Хакасия в 2008 году составил 82%. Количество таких объектов - это лишь несколько процентов от возможной емкости рынка, причем практически у всех учреждений преобладает устаревшая материально-техническая лечебная база.

Рыночное регулирование туристской деятельности по въездному туризму на территории республики осуществляет 47 туристических организаций, из которых 7 подтвердили статус туроператоров.

Проблемой, с точки зрения градостроительного регулирования туристской деятельности, является неопределенность границ зон рекреации, что актуально для всех муниципальных образований Республики Хакасия без исключения.

Система общественного питания не сформирована, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс форматизации объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны - национальные рестораны и т.д.).

Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.

В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Республике Хакасия был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета сильных и слабых сторон развития туризма в республике, связанных с:

- нормативно-правовой базой туризма;

- координацией деятельности субъектов туристского бизнеса;

- уровнем развития инфраструктуры туризма и отдыха;

- эффективностью использования туристско-рекреационных ресурсов;

- уровнем туристской известности региона в России и за рубежом;

- социально-экономической эффективностью туристской индустрии;

- системой качественного информирования туристов;

- кадровым потенциалом в сфере туризма.

К сильным сторонам, в частности, относятся:

- выгодное экономико-географическое положение для развития межрегионального туризма Сибирского федерального округа;

- транспортная доступность и обеспеченность соединения автотранспортом всех рекреационных территорий, железнодорожные соединения, авиалинии из города Абакана;

- богатейшее историко-культурное наследие и высокая концентрация туристских объектов;

- потенциал развития гостиничной инфраструктуры;

- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;

- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;

- научный и образовательный потенциал для подготовки достаточного количества специалистов.

Среди слабых сторон можно отметить:

- недостаточную известность региона в России и за рубежом;

- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность на территории республики, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;

- отсутствие механизма координации развития субъектов туристской индустрии;

- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;

- нехватка гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;

- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории Сибирского федерального округа;

- отсутствие разработанного календаря туристских событий и праздников;

- недостаточно эффективное использование ИТ-технологий в вопросах развития и регулирования туристской отрасли;

- слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей республики;

- слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала республики;

- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;

- недостаточное использование современных методов обслуживания туристов на туристских предприятиях;

- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей региона;

- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;

- непонимание со стороны населения своей роли в повышении качества обслуживания туристов и значимости развития туризма;

- отсутствие сильных туристских брендов.

Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в республике важно, прежде всего, в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволят им реализоваться в том или ином направлении.

К возможностям следует отнести:

- политическую, организационную и методическую поддержку развития внутреннего и въездного туризма на федеральном уровне;

- перспективы привлечения дополнительных средств на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов в рамках федеральных целевых программ и из внебюджетных источников;

- наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия;

- повышение спроса на услуги делового туризма, а также водного, сельского, экологического и лечебно-оздоровительного туризма;

- создание тренировочной базы для спортсменов-профессионалов;

- восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня);

- доступность для изучения и адаптации лучших практик в российском и зарубежном опыте по организации системы качественного информирования туристов;

- постоянно растущий уровень доступа потенциальных потребителей туристских услуг к ИТ-средствам и уровень компьютерной грамотности.

Наиболее значимыми возможностями развития туризма в республике являются: привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в регионе; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории республики туристско-рекреационного комплекса, создание которого является одним из стратегических направлений социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года.

Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»