Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ("ЫТЫК КЭРЭ СИРДЭР") ДО 2020 ГОДА

Особо охраняемые природные территории в Якутии

 Статус   

 Категории            

Количество

Площадь, кв. км

Федеральный

 Заповедники           

 2    

 22 801,0   

 Ботанические сады        

 1    

 5,4   

 Итого              

 3    

 22 806,4   

Региональный

 Природные парки         

 6    

 78 740,7   

 Ресурсные резерваты       

 74    

 540 972,3   

 Государственный природный

 заказник             

 1    

 21 351,1   

 Охраняемые ландшафты       

 1    

 10,5   

 Уникальные озера         

 26    

 878,5   

 Памятники природы        

 17    

 5 312,2   

 Итого              

 125    

 647 264,4   

 Местный   

 Ресурсные резерваты       

 39    

 207 244,5   

 Зоны покоя            

 16    

 22 040,0   

 Резервные территории под

 памятники природы        

 32    

 5 087,6   

 Охраняемые ландшафты       

 1    

 3 495,0   

Ландшафтные этнографические парки

 1    

 1,4   

 Детские экологические парки   

 3    

 291,5   

 Уникальные озера         

 1    

 10,9   

 Итого              

 93    

 238 170,9   

 ВСЕГО              

 221    

 908 241,7   


Создание системы ООПТ было определено Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 года N 837 "О мерах по развитию особо охраняемых природных территорий". В ее основу положены исследования Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, выполненные по заказу тогда еще не преобразованного Министерства экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) ("Разработка Системы особо охраняемых территорий в Республике Саха (Якутия) на ближайшую и отдаленную перспективу (1993 г.)").

На этапе обоснования, организации, формирования и становления системы ООПТ учитывались опыт российского и зарубежного законодательства, материалы научных обоснований ООПТ различного ранга, размещение производительных сил и биологических ресурсов, природно-зональное районирование, пожелания и заявки с мест и т.д. В основу генеральной схемы размещения ООПТ положена рукопись "Система особо охраняемых территорий Якутской АССР", подготовленная ныне Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН по заданию Госплана республики в 1990 году.

Обширность и малонаселенность территории республики позволили на первом этапе формирования ООПТ взять под контроль территории, мало подверженные антропогенному воздействию. Фактически под государственную охрану были взяты необжитые природные территории, что сохранило их от нерегулируемого антропогенного воздействия.

Со времени принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" накоплен значительный практический правоприменительный опыт, произошли изменения в действующем законодательстве как в сферах охраны окружающей среды и природопользования, так и в сфере организации государственной власти в Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований. Практика применения указанного закона показала, что некоторые вопросы организации, функционирования и режима использования особо охраняемых природных территорий прописаны недостаточно четко либо упущены, что существенно сокращает область применения закона, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.

В связи с этим возникла необходимость внести в Закон Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" изменения и дополнения, устраняющие указанные недостатки.

Также необходимо внести в указанный Закон изменения, связанные с необходимостью установить четкий правовой режим создания, функционирования и изменения границ особо охраняемых природных территорий и отдельных их участков, уточнить порядок резервирования земельных участков для организации ООПТ, ввести порядок учета особо охраняемых природных территорий в различных видах документации при планировании градостроительной и иной деятельности, закрепить правовые механизмы финансирования ООПТ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечить правовые условия для регулированного туризма и ряд других изменений.