Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ("ЫТЫК КЭРЭ СИРДЭР") ДО 2020 ГОДА

4. Основные направления Концепции


Основными направлениями являются сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. Для этого необходимо:

4.1. Формирование эффективной системы государственного управления в сфере региональных и местных ООПТ. В качестве неотложных мер:

создание специализированного органа государственного управления региональными ООПТ, с четким разграничением полномочий и ответственности между федеральными и республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды;

разработка и утверждение базовых показателей бюджетного финансирования региональных ООПТ на уровне реальных финансовых потребностей с учетом их природоохранного потенциала, географических и социальных особенностей.

4.2. Проведение оценки эффективности современной сети ООПТ, с учетом функционального назначения ООПТ, выполняемых ими задач и природоохранного потенциала. Осуществление комплекса мер для приведения статуса региональных ООПТ в соответствие с их функциональным назначением.

4.3. Реализация системы мероприятий для повышения эффективности деятельности ООПТ по охране природных комплексов, ведению научных исследований и экологического просвещения населения.

4.4. В сфере совершенствования нормативной правовой базы развития системы ООПТ республики необходимо определить:

полномочия государственных инспекторов ООПТ регионов по составлению протоколов об административных правонарушениях и осуществлению отдельных мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях;

нормативную правовую базу создания, развития и функционирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Крайнего Севера как неотъемлемую часть нормативной правовой базы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия);

привести положения конкретных ООПТ в соответствие с федеральным и республиканским законодательством;

порядок уточнения (изменения) границ, реорганизации и ликвидации ООПТ при реализации федеральных и республиканских программ, направленных на развитие экономики страны (разведка и разработка полезных ископаемых, строительство ГЭС, железных и автомобильных дорог и т.д.), с учетом компенсации ущерба особо охраняемым природным территориям республики;

нормативную правовую базу развития организованного экологического туризма на ООПТ различных категорий, в том числе порядок взимания платы за посещение и предоставление услуг на ООПТ с организованных групп туристов;

регламентацию режима особой охраны земельных участков, включенных в границы ООПТ без изъятия из хозяйственной эксплуатации, в том числе установления перечня видов пользования, запрещенных или ограниченных на этих землях.

4.5. Развитие сотрудничества с промышленными предприятиями, производящими свою деятельность вблизи особо охраняемых природных территорий.

4.6. Разработка и реализация совместно с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления мероприятий и программ, направленных на интеграцию деятельности ООПТ в социально-экономическое развитие районов и республики в целом, в том числе:

содействие самозанятости местного населения, включая предпринимательство, основанное на развитии экологического туризма и организованного отдыха на ООПТ;

подготовка пакета нормативной документации на основе действующего законодательства (от постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) до методических указаний, инструкций, приказов органа управления ООПТ) для организации экскурсионной и туристской деятельности на ООПТ различного статуса;

научная оценка туристско-рекреационного потенциала ООПТ для определения наиболее перспективных территорий с точки зрения туристской привлекательности, инфраструктуры и транспортной доступности;

разработка архитектурных планов и менеджмент-планов особо охраняемых территорий, создание необходимых условий для развития материальной базы и инфраструктуры туризма, развития услуг, привлечения инвестиций.

4.7. Разработка общих принципов, критериев и нормативов управления охраняемыми экосистемами различного уровня и их компонентами, включая проведение регуляционных и биотехнических мероприятий применительно к ООПТ отдельных категорий.

4.8. Развитие сотрудничества по линии организаций, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями в России и за рубежом.

4.9. Разработка перспективной схемы особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом повышения их статуса до федерального значения.