ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 февраля 2006 года N 31-пп

Белгород

ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

 (в редакции постановлений правительства Белгородской области от 02.02.2009 N 25-пп, от 18.09.2010 N 300-пп)


В целях реализации программы модернизации российского педагогического образования правительство области постановляет:

1. Утвердить областную программу "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа, прилагается).

2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование вышеуказанной Программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.

(п. 2 в ред. постановления правительства Белгородской области от 18.09.2010 N 300-пп)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики области (Худаев Д.В.).

Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 июня до 2011 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     




Утверждена
постановлением
правительства области
от 10 февраля 2006 года N 31-пп



 ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"

 (в редакции постановлений правительства Белгородской области от 02.02.2009 N 25-пп, от 18.09.2010 N 300-пп)


 Введение


Областная программа "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 г.г." (далее - Программа) разработана в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, Законами Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной программой развития педагогического образования, а также региональными документами, такими как закон Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области"; постановлениями главы администрации Белгородской области от 3 января 2001 года N 1 "О развитии кадрового потенциала области"; от 4 февраля 2002 года N 69 "Об областной целевой программе "Развитие образования в Белгородской области на 2002 - 2005 г.г."; от 20 мая 2002 года N 215 "О координационном совете при главе администрации области по модернизации и развитию образования в Белгородской области"; от 27 марта 2003 года N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций"; постановлением правительства Белгородской области от 29 июля 2005 года N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области", др.

Целью Программы является создание организационных, правовых, экономических условий для развития сложившейся в области системы непрерывного педагогического образования, обеспечения образовательных учреждений области квалифицированными педагогическим кадрами. В учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования сосредоточен достаточный интеллектуальный потенциал, имеется современная научно-техническая база, необходимое организационно-методическое обеспечение для качественной подготовки специалистов в сфере образования. Недооценка или сдерживание процессов обновления и модернизации педагогического образования может привести к утрате его места и роли в подготовке кадров, в социально-экономическом развитии области.

Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к деятельности педагогических учебных заведений, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации.

Программа нацеливает на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, учета интересов личности, общества и государства. Программа является основой для разработки программ развития каждого педагогического учебного заведения высшего и среднего профессионального образования, находящегося на территории Белгородской области.


I. Состояние и основные направления модернизации педагогического образования в Белгородской области


На современном этапе развития общества образование становится важной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Образованность общества, прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В решении этих задач определяющей является роль учителя, педагога, преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, фундамента отечественного образования.

Система педагогического образования в Белгородской области представляет собой:

- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;

- сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области;

- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.

В настоящее время в области функционируют 7 самостоятельных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по 26 педагогическим специальностям: Белгородский государственный университет, Алексеевский педагогический колледж; Белгородский педагогический колледж; Валуйский педагогический колледж; Старооскольский педагогический колледж; Яковлевское педагогическое училище и Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

В педагогических учебных заведениях области и Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов трудится 1259 человек, из них 485 человек имеют ученую степень и звания. Наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава сосредоточена в Белгородском государственном университете, где работают 420 докторов и кандидатов наук (53,9 процента). В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - 39 докторов и кандидатов наук (45,9 процента) от общего числа работающих в учебном заведении. В педагогических колледжах и педучилище работают 6 кандидатов наук. (Таблица 1).

Таблица 1


       Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования

 Наименование

 учреждений    

Количество

преподава-

 телей   

С ученой

степенью

Доктора

 наук  

Кандидаты

 наук   

 Высшая

квалифика-

 ционная

категория

 Первая

 квалифи-

кационная

категория

 Вторая

 квалифи-

кационная

категория

Заслуженные

 учителя,

 работники

Отличники

народного

просвеще-

 ния   

Почетные

работники

Белгородский

государственный

университет       

 818

 440

 98

 342

 -

 -

 1

 13

 36

 26

Алексеевский

педагогический

колледж           

 48

 -

 -

 -

 23

 12

 7

 4

 7

 5

Белгородский

педагогический

колледж           

 100

 3

 -

 3

 68

 21

 4

 8

 38

 5

Валуйский

педагогический

колледж           

 83

 -

 -

 -

 50

 16

 12

 2

 16

 6

Старооскольский

педагогический

колледж           

 70

 2

 -

 2

 36

 18

 3

 2

 14

 10

Яковлевское

педагогическое

училище           

 55

 1

 -

 1

 50

 3

 2

 -

 10

 9

Региональный

институт повышения

квалификации и

переподготовки

специалистов      

 85

 39

 3

 36

 -

 -

 -

 3

 14

 3

Итого:            

 1259

 485

 101

 384

 227

 70

 28

 32

 135

 64


Об уровне профессиональной компетентности и мастерства преподавателей педагогических ссузов свидетельствует и тот факт, что 227 человек имеют высшую квалификационную категорию, 70 человек - первую квалификационную категорию, 28 человек - вторую квалификационную категорию.

В составе преподавателей вузов и ссузов области работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что качественный состав преподавательского корпуса высшего и среднего профессионального образования области позволяет осуществлять подготовку и переподготовку учительских кадров на достаточно высоком уровне.

Высшие и средние учреждения педагогического образования области ежегодно выпускают около полутора тысяч молодых специалистов, что в целом восполняет потребности региона в педагогических кадрах. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в 1499 образовательных учреждения области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников. Выпускники Белгородского государственного университета работают не только в системе общего образования, но и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. С учетом активно развивающейся в университете аспирантуры и докторантуры идет процесс пополнения кадров высшей квалификации из числа своих же выпускников.

Основную часть педагогических работников в области составляют учителя школ - 17,4 тыс. человек и воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 5,5 тыс. человек. Учительский корпус обеспечивает работу 775 школ, из которых 155 - начальные, 174 - основные и 466 - полные средние школы. Для прогноза развития и реструктуризации школ важно иметь в виду, что в 72 начальных школах численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75 основных школах численность составляет менее 40 человек. Понимая всю важность и социальную ответственность за деятельность малокомплектных сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное для их сохранения и дальнейшего развития. В соответствии с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений разработаны вариативные, гибкие модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальных школ, основных и полных средних школ, расположенных в сельской местности.

Из общего количества учителей высшее образование имеют более 87 процентов, что выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (83,5 процента). В то же время число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 20 процентов, а в ряде районов области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский и др., этот показатель колеблется от 4 до 8 процентов, что в перспективе будет выступать сдерживающим фактором организации профильного, углубленного обучения детей.

Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи со старением педагогических кадров. В возрасте старше 50 лет работает 32 процента учителей, из них четвертая часть - учителя пенсионного возраста; в системе начального и среднего профессионального образования число таких преподавателей составляет 35 процентов. В БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек, что составляет почти 18 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава, из них профессоров, доцентов - 103 человека. В возрасте старше 60 лет - 105 человек, что составляет 13,5 процентов от общего состава, из них профессоров, доцентов - 81 человек. Таким образом, 31,5 процентов профессорско-преподавательского состава в БелГУ составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.

Таблица 2


      Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (по возрасту)

 Наименование

 учреждения        

 Всего

преподавателей

 До

30 лет

30 - 39

 лет  

40 - 49

 лет  

50 - 59

 лет  

 60 и

более лет

Белгородский государствен-

ный университет           

 818

 169

 170

 324

 148

 107

Алексеевский педколледж   

 48

 8

 23

 8

 6

 3

Белгородский педколледж   

 100

 6

 9

 37

 41

 7

Валуйский педколледж      

 83

 3

 10

 28

 36

 6

Старооскольский педколледж

 70

 4

 15

 28

 20

 3

Яковлевское педучилище    

 55

 7

 11

 18

 17

 2

Белгородский региональный

институт повышения квали-

фикации и переподготовки

специалистов              

 85

 8

 22

 27

 23

 5

Итого:                    

 1259

 205

 260

 370

 291

 133


В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования области в последние годы была проведена серьезная работа по внедрению новых стандартов педагогического образования, по переводу педагогических колледжей и училищ на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, обеспечивающих более качественную подготовку специалистов. В БелГУ, педагогических колледжах и училищах были открыты востребованные временем специальности, такие как "Социальная педагогика", "Информатика", "Педагогика дополнительного образования", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Специальное дошкольное образование", "Изобразительное искусство", "Логопедия" и др.

В ряде педагогических колледжей и училищ осваиваются программы дополнительной подготовки по иностранному языку, информатике, ритмике и хореографии, которые позволяют повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность выпускников со средним педагогическим образованием.

Одним из перспективных направлений в решении вопросов подготовки конкурентоспособных кадров для региона является интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе сопряженных учебных планов. В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 27 марта 2003 года N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций" управлением образования и науки Белгородской области и ректоратом БелГУ создана ассоциация "Белгородский университетский комплекс", в которую вошли все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые школы, учреждения дополнительного образования, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данная ассоциация создана с целью формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, обеспечения адаптации выпускников образовательных учреждений к социальным, профессиональным, культурным запросам общества и изменениям рынка труда. Это особенно важно для педагогических колледжей и училищ, так как, находясь в рамках среднего профессионального образовательного пространства, они интегрируются с вузами в учебно-методической и научной деятельности, что позволяет более рационально и эффективно использовать кадровый потенциал, учебно-материальную базу, финансовые и материальные ресурсы. Кроме Белгородского государственного университета, Алексеевский педагогический колледж сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом и Елецким государственным университетом, Белгородский педагогический колледж и Яковлевское педагогическое училище - с Курским и Орловским государственными университетами, Валуйский педагогический колледж - с Воронежским государственным педагогическим университетом, Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры; Старооскольский педагогический колледж - с Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры, по тем специальностям, которые отсутствуют в БелГУ.

Оправдала себя идея создания на базе Старооскольского педагогического колледжа филиала Белгородского государственного университета, в котором студенты обучаются по таким педагогическим специальностям, как "Информатика с дополнительной специальностью английский язык", "Педагогика и методика начального образования", "Русский язык и литература", "Физическая культура", "Иностранный язык". Факт создания филиала существенно расширил возможности взаимодействия учебных заведений в повышении профессиональной педагогической культуры преподавателей, развития научного и творческого потенциала педагогов, студенческой науки, культурно-массовой и спортивной работы с молодежью.

Основные направления модернизации педагогического образования в регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом. В этой связи перед профессиональными педагогическими учебными заведениями области встает ряд новых задач.

Современный учитель должен быть подготовлен к работе в профильной школе, позволяющей осуществлять углубленную подготовку по желанию учащихся по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и другим профилям. С учетом того, что профильное обучение будет реализовываться не только в элитных, но и в обычных общеобразовательных школах, в том числе и в малокомплектных сельских школах, возникает необходимость обязательной подготовки будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9 классе) и профильного обучения (в 10 - 11 классах). Специфика деятельности сельских школ в Белгородской области обусловливает особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в условиях малокомплектной школы, формирование у будущих учителей мотивационной готовности к работе в сельской местности.

Насущной потребностью современного человека становится знание иностранного языка, поэтому в процессе модернизации образования предусматривается введение иностранного языка со 2 класса, обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры, освоение разговорного иностранного языка. Это, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учительских кадров как в вузах и ссузах, так и в системе повышения квалификации, оказания информационной и содержательной поддержки по внедрению курса "Методика преподавания иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что значительно расширяет перспективы работы в глобальных компьютерных сетях.

На протяжении последних трех лет усилиями управления образования и науки области, Белгородского государственного университета, центра Интернет-образования в Белгородской области сделаны значительные шаги по компьютеризации образовательных учреждений, прежде всего в отношении развития материальной, учебной базы, повышения компьютерной грамотности обучающих и обучаемых. Заметные результаты в компьютеризации образовательного процесса сделаны в Белгородском государственном университете, Алексеевском и Старооскольском педагогических колледжах. Однако около 80 процентов учителей области не владеет компьютерными технологиями обучения, что сдерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, формирование информационной культуры учащихся.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»