ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2006 года N 31-пп
Белгород
ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции постановлений правительства Белгородской области от 02.02.2009 N 25-пп, от 18.09.2010 N 300-пп)
В целях реализации программы модернизации российского педагогического образования правительство области постановляет:
1. Утвердить областную программу "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) обеспечивать финансирование вышеуказанной Программы в объемах, утверждаемых законом Белгородской области об областном бюджете на соответствующий год.
(п. 2 в ред. постановления правительства Белгородской области от 18.09.2010 N 300-пп)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики области (Худаев Д.В.).
Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 июня до 2011 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
(в редакции постановлений правительства Белгородской области от 02.02.2009 N 25-пп, от 18.09.2010 N 300-пп)
Областная программа "Модернизация педагогического образования в Белгородской области на 2006 - 2010 г.г." (далее - Программа) разработана в соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации, Законами Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральной программой развития педагогического образования, а также региональными документами, такими как закон Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области"; постановлениями главы администрации Белгородской области от 3 января 2001 года N 1 "О развитии кадрового потенциала области"; от 4 февраля 2002 года N 69 "Об областной целевой программе "Развитие образования в Белгородской области на 2002 - 2005 г.г."; от 20 мая 2002 года N 215 "О координационном совете при главе администрации области по модернизации и развитию образования в Белгородской области"; от 27 марта 2003 года N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций"; постановлением правительства Белгородской области от 29 июля 2005 года N 163-пп "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием из числа выпускников образовательных учреждений сельских районов области", др.
Целью Программы является создание организационных, правовых, экономических условий для развития сложившейся в области системы непрерывного педагогического образования, обеспечения образовательных учреждений области квалифицированными педагогическим кадрами. В учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования сосредоточен достаточный интеллектуальный потенциал, имеется современная научно-техническая база, необходимое организационно-методическое обеспечение для качественной подготовки специалистов в сфере образования. Недооценка или сдерживание процессов обновления и модернизации педагогического образования может привести к утрате его места и роли в подготовке кадров, в социально-экономическом развитии области.
Данная Программа охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к деятельности педагогических учебных заведений, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации.
Программа нацеливает на повышение социального статуса и престижа труда учителя, конкурентоспособности учреждений профессионального педагогического образования, обновление содержания и структуры педагогического образования на основе традиций и опыта подготовки педагогических кадров в России и регионе, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, учета интересов личности, общества и государства. Программа является основой для разработки программ развития каждого педагогического учебного заведения высшего и среднего профессионального образования, находящегося на территории Белгородской области.
На современном этапе развития общества образование становится важной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства. Образованность общества, прежде всего подрастающего поколения, должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В решении этих задач определяющей является роль учителя, педагога, преподавателя. В этой связи объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, фундамента отечественного образования.
Система педагогического образования в Белгородской области представляет собой:
- совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования;
- сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского педагогического образования, функционирующих на территории области;
- федерально-региональную систему управления педагогическим образованием.
В настоящее время в области функционируют 7 самостоятельных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по 26 педагогическим специальностям: Белгородский государственный университет, Алексеевский педагогический колледж; Белгородский педагогический колледж; Валуйский педагогический колледж; Старооскольский педагогический колледж; Яковлевское педагогическое училище и Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
В педагогических учебных заведениях области и Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов трудится 1259 человек, из них 485 человек имеют ученую степень и звания. Наиболее квалифицированная часть профессорско-преподавательского состава сосредоточена в Белгородском государственном университете, где работают 420 докторов и кандидатов наук (53,9 процента). В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - 39 докторов и кандидатов наук (45,9 процента) от общего числа работающих в учебном заведении. В педагогических колледжах и педучилище работают 6 кандидатов наук. (Таблица 1).
Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования
Наименование учреждений | Количество преподава- телей | С ученой степенью | Доктора наук | Кандидаты наук | Высшая квалифика- ционная категория | Первая квалифи- кационная категория | Вторая квалифи- кационная категория | Заслуженные учителя, работники | Отличники народного просвеще- ния | Почетные работники |
Белгородский государственный университет | 818 | 440 | 98 | 342 | - | - | 1 | 13 | 36 | 26 |
Алексеевский педагогический колледж | 48 | - | - | - | 23 | 12 | 7 | 4 | 7 | 5 |
Белгородский педагогический колледж | 100 | 3 | - | 3 | 68 | 21 | 4 | 8 | 38 | 5 |
Валуйский педагогический колледж | 83 | - | - | - | 50 | 16 | 12 | 2 | 16 | 6 |
Старооскольский педагогический колледж | 70 | 2 | - | 2 | 36 | 18 | 3 | 2 | 14 | 10 |
Яковлевское педагогическое училище | 55 | 1 | - | 1 | 50 | 3 | 2 | - | 10 | 9 |
Региональный институт повышения квалификации и переподготовки специалистов | 85 | 39 | 3 | 36 | - | - | - | 3 | 14 | 3 |
Итого: | 1259 | 485 | 101 | 384 | 227 | 70 | 28 | 32 | 135 | 64 |
Об уровне профессиональной компетентности и мастерства преподавателей педагогических ссузов свидетельствует и тот факт, что 227 человек имеют высшую квалификационную категорию, 70 человек - первую квалификационную категорию, 28 человек - вторую квалификационную категорию.
В составе преподавателей вузов и ссузов области работают заслуженные учителя, заслуженные работники культуры, заслуженные работники физической культуры и др., педагоги, награжденные орденами и медалями, отличники народного образования и почетные работники высшего и среднего профессионального образования. Все это подтверждает то, что качественный состав преподавательского корпуса высшего и среднего профессионального образования области позволяет осуществлять подготовку и переподготовку учительских кадров на достаточно высоком уровне.
Высшие и средние учреждения педагогического образования области ежегодно выпускают около полутора тысяч молодых специалистов, что в целом восполняет потребности региона в педагогических кадрах. Педагогические учебные заведения направляют своих выпускников в 1499 образовательных учреждения области дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, в которых обучается 463,6 тысячи человек и трудится 33,1 тысячи педагогических работников. Выпускники Белгородского государственного университета работают не только в системе общего образования, но и начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. С учетом активно развивающейся в университете аспирантуры и докторантуры идет процесс пополнения кадров высшей квалификации из числа своих же выпускников.
Основную часть педагогических работников в области составляют учителя школ - 17,4 тыс. человек и воспитатели дошкольных образовательных учреждений - 5,5 тыс. человек. Учительский корпус обеспечивает работу 775 школ, из которых 155 - начальные, 174 - основные и 466 - полные средние школы. Для прогноза развития и реструктуризации школ важно иметь в виду, что в 72 начальных школах численность учащихся составляет менее 10 учащихся в каждой школе, в 75 основных школах численность составляет менее 40 человек. Понимая всю важность и социальную ответственность за деятельность малокомплектных сельских школ, правительство Белгородской области делает все возможное для их сохранения и дальнейшего развития. В соответствии с реструктуризацией сети общеобразовательных учреждений разработаны вариативные, гибкие модели взаимодействия дошкольных учреждений и начальных школ, основных и полных средних школ, расположенных в сельской местности.
Из общего количества учителей высшее образование имеют более 87 процентов, что выше среднего показателя по Центральному федеральному округу (83,5 процента). В то же время число учителей с высшей квалификационной категорией составляет 20 процентов, а в ряде районов области, таких как Валуйский, Ивнянский, Новооскольский, Прохоровский, Ровеньский, Чернянский и др., этот показатель колеблется от 4 до 8 процентов, что в перспективе будет выступать сдерживающим фактором организации профильного, углубленного обучения детей.
Проблема кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных и профессиональных школ требует серьезного к себе внимания еще и в связи со старением педагогических кадров. В возрасте старше 50 лет работает 32 процента учителей, из них четвертая часть - учителя пенсионного возраста; в системе начального и среднего профессионального образования число таких преподавателей составляет 35 процентов. В БелГУ в возрасте от 50 до 60 лет работает 139 человек, что составляет почти 18 процентов от общего числа профессорско-преподавательского состава, из них профессоров, доцентов - 103 человека. В возрасте старше 60 лет - 105 человек, что составляет 13,5 процентов от общего состава, из них профессоров, доцентов - 81 человек. Таким образом, 31,5 процентов профессорско-преподавательского состава в БелГУ составляют лица предпенсионного и пенсионного возраста.
Характеристика профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (по возрасту)
Наименование учреждения | Всего преподавателей | До 30 лет | 30 - 39 лет | 40 - 49 лет | 50 - 59 лет | 60 и более лет |
Белгородский государствен- ный университет | 818 | 169 | 170 | 324 | 148 | 107 |
Алексеевский педколледж | 48 | 8 | 23 | 8 | 6 | 3 |
Белгородский педколледж | 100 | 6 | 9 | 37 | 41 | 7 |
Валуйский педколледж | 83 | 3 | 10 | 28 | 36 | 6 |
Старооскольский педколледж | 70 | 4 | 15 | 28 | 20 | 3 |
Яковлевское педучилище | 55 | 7 | 11 | 18 | 17 | 2 |
Белгородский региональный институт повышения квали- фикации и переподготовки специалистов | 85 | 8 | 22 | 27 | 23 | 5 |
Итого: | 1259 | 205 | 260 | 370 | 291 | 133 |
В образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального педагогического образования области в последние годы была проведена серьезная работа по внедрению новых стандартов педагогического образования, по переводу педагогических колледжей и училищ на реализацию профессиональных образовательных программ повышенного уровня, обеспечивающих более качественную подготовку специалистов. В БелГУ, педагогических колледжах и училищах были открыты востребованные временем специальности, такие как "Социальная педагогика", "Информатика", "Педагогика дополнительного образования", "Коррекционная педагогика в начальном образовании", "Специальное дошкольное образование", "Изобразительное искусство", "Логопедия" и др.
В ряде педагогических колледжей и училищ осваиваются программы дополнительной подготовки по иностранному языку, информатике, ритмике и хореографии, которые позволяют повысить конкурентоспособность и профессиональную мобильность выпускников со средним педагогическим образованием.
Одним из перспективных направлений в решении вопросов подготовки конкурентоспособных кадров для региона является интеграция высшей школы с учреждениями среднего профессионального образования, предполагающая подготовку специалистов с высшим образованием на основе сопряженных учебных планов. В соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 27 марта 2003 года N 99 "О создании университетских комплексов и ассоциаций" управлением образования и науки Белгородской области и ректоратом БелГУ создана ассоциация "Белгородский университетский комплекс", в которую вошли все средние профессиональные педагогические учебные заведения, базовые школы, учреждения дополнительного образования, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Данная ассоциация создана с целью формирования инновационного образовательного пространства, совершенствования системы непрерывного педагогического образования, обеспечения адаптации выпускников образовательных учреждений к социальным, профессиональным, культурным запросам общества и изменениям рынка труда. Это особенно важно для педагогических колледжей и училищ, так как, находясь в рамках среднего профессионального образовательного пространства, они интегрируются с вузами в учебно-методической и научной деятельности, что позволяет более рационально и эффективно использовать кадровый потенциал, учебно-материальную базу, финансовые и материальные ресурсы. Кроме Белгородского государственного университета, Алексеевский педагогический колледж сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом и Елецким государственным университетом, Белгородский педагогический колледж и Яковлевское педагогическое училище - с Курским и Орловским государственными университетами, Валуйский педагогический колледж - с Воронежским государственным педагогическим университетом, Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры; Старооскольский педагогический колледж - с Елецким государственным университетом и Белгородским государственным институтом культуры, по тем специальностям, которые отсутствуют в БелГУ.
Оправдала себя идея создания на базе Старооскольского педагогического колледжа филиала Белгородского государственного университета, в котором студенты обучаются по таким педагогическим специальностям, как "Информатика с дополнительной специальностью английский язык", "Педагогика и методика начального образования", "Русский язык и литература", "Физическая культура", "Иностранный язык". Факт создания филиала существенно расширил возможности взаимодействия учебных заведений в повышении профессиональной педагогической культуры преподавателей, развития научного и творческого потенциала педагогов, студенческой науки, культурно-массовой и спортивной работы с молодежью.
Основные направления модернизации педагогического образования в регионе обусловлены инновационными процессами, происходящими в системе образования в целом. В этой связи перед профессиональными педагогическими учебными заведениями области встает ряд новых задач.
Современный учитель должен быть подготовлен к работе в профильной школе, позволяющей осуществлять углубленную подготовку по желанию учащихся по естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому и другим профилям. С учетом того, что профильное обучение будет реализовываться не только в элитных, но и в обычных общеобразовательных школах, в том числе и в малокомплектных сельских школах, возникает необходимость обязательной подготовки будущих и уже работающих учителей к осуществлению предпрофильного (в 9 классе) и профильного обучения (в 10 - 11 классах). Специфика деятельности сельских школ в Белгородской области обусловливает особенности подготовки к учебной и воспитательной работе с учащимися в условиях малокомплектной школы, формирование у будущих учителей мотивационной готовности к работе в сельской местности.
Насущной потребностью современного человека становится знание иностранного языка, поэтому в процессе модернизации образования предусматривается введение иностранного языка со 2 класса, обеспечивающее развитие коммуникативной иноязычной культуры, освоение разговорного иностранного языка. Это, в свою очередь, требует соответствующей подготовки учительских кадров как в вузах и ссузах, так и в системе повышения квалификации, оказания информационной и содержательной поддержки по внедрению курса "Методика преподавания иностранных языков в начальной школе". В профильной школе гуманитарной направленности предполагается изучение второго иностранного языка, что значительно расширяет перспективы работы в глобальных компьютерных сетях.
На протяжении последних трех лет усилиями управления образования и науки области, Белгородского государственного университета, центра Интернет-образования в Белгородской области сделаны значительные шаги по компьютеризации образовательных учреждений, прежде всего в отношении развития материальной, учебной базы, повышения компьютерной грамотности обучающих и обучаемых. Заметные результаты в компьютеризации образовательного процесса сделаны в Белгородском государственном университете, Алексеевском и Старооскольском педагогических колледжах. Однако около 80 процентов учителей области не владеет компьютерными технологиями обучения, что сдерживает внедрение новых технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, формирование информационной культуры учащихся.