БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2016 года N 463


Об утверждении государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан" и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан

(с изменениями на 26 марта 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 27.10.2017 N 494, от 31.01.2018 N 43, от 16.07.2018 N 338, от 10.08.2018 N 379, от 19.09.2018 N 462, от 01.04.2019 N 193, от 15.07.2019 N 416, от 24.03.2020 N 182, от 26.03.2021 N 113)




Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


государственную программу "Доступная среда в Республике Башкортостан";


изменения, вносимые в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан.


2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Иванову Л.Х.


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.03.2020 N 182)



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 31 октября 2016 г. N 463



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 27.10.2017 N 494, от 31.01.2018 N 43, от 16.07.2018 N 338, от 10.08.2018 N 379, от 19.09.2018 N 462, от 01.04.2019 N 193, от 15.07.2019 N 416, от 24.03.2020 N 182, от 26.03.2021 N 113)




ПАСПОРТ
 государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан"

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.07.2018 N 338)

Соисполнители государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;

Министерство культуры Республики Башкортостан;

Министерство образования и науки Республики Башкортостан;

Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан;

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору;

Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству;

Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан;

государственное автономное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан;

администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан (по согласованию);

учреждения и организации, оказывающие услуги по реабилитации детей-инвалидов методом иппотерапии (по согласованию)

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.03.2020 N 182)

Цели и задачи государственной программы

Цели:

сформировать безбарьерную среду жизнедеятельности маломобильных граждан Республики Башкортостан; создать условия, способствующие интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни

Задачи:

повышать уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации);

организовать профилактику инвалидности в раннем возрасте и интеграцию в общество семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии

Сроки и этапы реализации государственной программы

2017 - 2022 годы без деления на этапы

Перечень подпрограмм

1) "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

2) "Развитие системы реабилитации и абилитации детей с нарушениями в развитии (раннее вмешательство)";

3) "Обеспечение реализации государственной программы "Доступная среда в Республике Башкортостан"

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Башкортостан;

доля семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии в возрасте до 4-х лет, охваченных консультативными и реабилитационными услугами, в общем числе таких семей, обратившихся за получением консультативных и реабилитационных (абилитационных) услуг

Финансовое обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2017 - 2022 годах составит 363468,8 тыс. рублей, в том числе:

а) за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 229631,4 тыс. рублей, из них по годам:

2017 год - 32003,5 тыс. рублей;

2018 год - 41162,7 тыс. рублей;

2019 год - 40770,0 тыс. рублей;

2020 год - 38582,6 тыс. рублей;

2021 год - 38556,3 тыс. рублей;

2022 год - 38556,3 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета - 119329,4 тыс. рублей, из них по годам:

2017 год - 56924,2 тыс. рублей, в том числе:

на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - 26589,0 тыс. рублей;

на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации - 30335,2 тыс. рублей, из них:

на развитие инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях - 2918,0 тыс. рублей;

на развитие качественного инклюзивного образования детей-инвалидов в прочих образовательных организациях - 27417,2 тыс. рублей;

2018 год - 22710,8 тыс. рублей, в том числе:

на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты

Российской Федерации - 5797,7 тыс. рублей;

на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации - 16913,1 тыс. рублей, из них:

на развитие инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях - 9866,0 тыс. рублей;

на развитие качественного образования детей-инвалидов в прочих образовательных организациях - 7047,1 тыс. рублей;

2019 год - 15699,7 тыс. рублей на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, из них:

на развитие инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях - 9555,9 тыс. рублей;

на развитие качественного образования детей-инвалидов в прочих образовательных организациях - 6143,8 тыс. рублей;

2020 год - 23994,7 тыс. рублей на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, из них:

на развитие инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях - 8101,8 тыс. рублей;

на развитие качественного образования детей-инвалидов в прочих образовательных организациях - 15892,9 тыс. рублей;

в) за счет средств местного бюджета - 14508 тыс. рублей, из них по годам:

2017 год - 3120,4 тыс. рублей;

2018 год - 4692,4 тыс. рублей;

2019 год - 3474,3 тыс. рублей;

2020 год - 3220,9 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2021 N 113)



1. Характеристика текущего состояния сферы создания доступной среды для инвалидов


По состоянию на 1 января 2019 года в Российской Федерации насчитывается 11,9 млн. инвалидов, что составляет около 8,1% населения, и более 40 млн. маломобильных граждан (27,4% населения).


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


При этом в Республике Башкортостан проживает 270 тысяч инвалидов, или около 6,8% от численности населения республики (в 2017 году - 283,8 тыс. человек, в 2016 году - 295,0 тыс. человек, в 2015 году - 300,2 тыс. человек).


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


Среди общего количества инвалидов Республики Башкортостан выявлено 5317 инвалидов-колясочников, 3678 инвалидов по слуху, 8469 инвалидов по зрению.


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


Важнейшими условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.


Доступная среда жизнедеятельности является ключевым условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.


Прежде всего создание безбарьерной среды требуется в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения: здравоохранении, культуре, транспортной и пешеходной инфраструктурах, информации и связи, образовании, социальной защите, занятости, спорте и физической культуре.


В рамках государственных программ "Доступная среда", "Социальная защита населения Республики Башкортостан", "Доступная среда в Республике Башкортостан" на обеспечение физической и информационной доступности приоритетных объектов и услуг, включая развитие сети инклюзивных образовательных организаций, с 2011 по 2018 год было выделено более 1,2 млрд. рублей, при этом субсидия из федерального бюджета составила 572,0 млн. рублей, средства Республики Башкортостан - 541,2 млн. рублей, привлеченные средства бюджетов муниципальных образований республики - 95,9 млн. рублей.


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


По результатам проведенных работ по адаптации объектов с учетом потребностей инвалидов доля объектов, доступных для инвалидов, в общем числе приоритетных объектов Республики Башкортостан составила в 2018 году 85,5% (в 2017 году - 81,9%).


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


При этом удельный вес доступных для инвалидов и других маломобильных граждан приоритетных объектов в 2018 году достиг следующих уровней: учреждения здравоохранения - 65,0%, учреждения социальной защиты - 72,0%, учреждения занятости населения - 57,0%, образовательные организации - 22,4%, учреждения физической культуры и спорта - 69,4%, учреждения культуры - 56,4% и объекты транспортной инфраструктуры - 75,8%.


(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15.07.2019 N 416)


Следует отметить, что существующий уровень безбарьерной среды инвалидов в республике не позволяет в полной мере решать вопросы интеграции в общество инвалидов и других маломобильных граждан.


Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает обширные социально-экономические последствия, основными из которых являются:


недостаточная степень трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни;


высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;


отсутствие у инвалидов возможности для самореализации;


социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;


снижение степени активности маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).


Также нужно учитывать, что текущее бюджетное финансирование органов и учреждений различной ведомственной принадлежности не позволяет осуществлять мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности для инвалидов приоритетных объектов и услуг из-за их высокой стоимости. Средняя стоимость работ по комплексной адаптации одного учреждения с учетом потребностей лиц, имеющих различные категории ограничения здоровья, составляет 0,5 - 1 млн. рублей.


Кроме того, масштабность деятельности по созданию в республике безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов требует финансового обеспечения обширного комплекса мероприятий по повышению доступности для маломобильных граждан объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых в них услуг.


Многообразие направлений обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов делает невозможным решение проблем в сфере адаптации для инвалидов инфраструктуры без взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений инвалидов и волонтеров, а также обуславливает необходимость применения программно-целевых методов реализации задач по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.


Также одним из составляющих элементов системы мероприятий, направленных на обеспечение доступной среды для инвалидов, является сфера реабилитационных услуг.


Реабилитация (абилитация) должна начинаться как можно раньше и основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида), способствовать вовлечению его в местное сообщество и быть доступной в местах непосредственного проживания инвалидов.


Кроме того, в республике, как и в других субъектах Российской Федерации, отмечается высокий уровень роста числа детей, рождающихся с нарушением здоровья или заболевающих в первые годы жизни, что в конечном итоге в большинстве случаев приводит к дальнейшей инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми сталкивается семья при воспитании, обучении и развитии ребенка-инвалида.


Профилактика и коррекция нарушений развития (физического и психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений для абилитации младенцев, материальной и иной поддержки.


Положительные изменения в уровне жизни семей с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии возможны только при условии оказания им целенаправленной медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи, ориентированной на максимально возможное развитие детей данной категории в условиях семейного воспитания, их социализацию, подготовку к самостоятельной жизни и интеграцию в общество.


При этом наиболее действенными являются не только усилия специалистов по реабилитации (абилитации) детей, но и активное участие в данном процессе родителей (семей), воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями в развитии.


Скоординированность мер, принимаемых учреждениями и организациями в сфере реабилитации, медицинского обслуживания и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии, позволит своевременно оказать ребенку с нарушениями в развитии спектр реабилитационных и восстановительных услуг и в конечном итоге снизить риск утраты его здоровья и последующей инвалидности.