ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 года N 195-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ
(в редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.02.2017 N 6-ПП)
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" на 2013 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 года N 256-ПП.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 октября 2016 года N 195-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "КУЛЬТУРА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ" НА 2013 - 2018 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 256-ПП
(в редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 02.02.2017 N 6-ПП)
1. Паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики |
Соисполнители государственной программы | Управление по государственной охране объектов культурного наследия Кабардино-Балкарской Республики; |
Подпрограммы государственной программы | "Наследие"; |
Цели государственной программы | сохранение культурной самобытности и приумножение культурного потенциала народов, проживающих в Кабардино-Балкарии, использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития республики; |
Задачи государственной программы | создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры в Кабардино-Балкарской Республике; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2012 года; |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2013 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | объем ресурсного обеспечения реализации государственной программы составляет 3627535,5 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства; |
2. Раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния сферы культуры Кабардино-Балкарской Республики, основные проблемы и прогноз развития отрасли
Культурное наследие и культурный потенциал Кабардино-Балкарской Республики является ключевым ресурсом, обусловливающим интерес и внимание к республике со стороны российской и мировой общественности. Развитие сферы культуры имеет непосредственное отношение к улучшению качества жизни, обеспечению комфортных условий работы и досуга жителей республики и ее гостей.
Важнейшими целями развития культуры и искусства в Кабардино-Балкарской Республике являются создание условий для доступа населения к культурным ценностям и творческой самореализации, усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований в Кабардино-Балкарской Республике.
Государственная политика Кабардино-Балкарской Республики в сфере культуры осуществляется в области библиотечного и музейного дела, народных художественных промыслов, кинематографии, самодеятельного (любительского) художественного творчества, выявления, изучения, охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, эстетического воспитания и художественного образования.
В республике в сфере культуры осуществляют деятельность 21 государственное казенное и 1 бюджетное учреждения. В общую систему объектов культуры Кабардино-Балкарской Республики входят 165 общедоступных библиотек, 146 учреждений культурно-досугового типа, 5 профессиональных театров, 3 государственных ансамбля, Государственная филармония, Государственный концертный зал, 2 специальных учебных заведения в сфере культуры и искусства высшего и среднего образования, 29 муниципальных учреждений дополнительного образования, 20 музеев, 3 парка культуры и отдыха, Киновидеоучреждение, Методический центр по художественному образованию, Республиканский центр народных художественных промыслов и ремесел.
Создана система непрерывного образования в области культуры и искусства, которая позволяет готовить профессиональные кадры по многим творческим специальностям.
В Кабардино-Балкарии существует и поддерживается трехуровневая система профессионального образования: детские школы искусств, Кабардино-Балкарский колледж культуры и искусств и Северо-Кавказский государственный институт искусств.
Кабардино-Балкарская Республика с ее древней самобытной историей обладает большим потенциалом культурно-исторического наследия: археологическими, историческими и архитектурными памятниками от эпохи раннего средневековья до наших дней, авторитетом многих выдающихся личностей, внесших существенный вклад в историю и развитие культуры нашего народа.
В республике имеется большое количество объектов культурного наследия, из них на государственном учете состоят 437 памятников истории и культуры, в том числе 86 памятников археологии, 277 памятников истории, 32 памятника искусства, 42 памятника архитектуры. По категории историко-культурного значения на территории республики находятся 111 памятников федерального, 326 памятников регионального и 207 памятников местного значения.
За последние 3 года в сфере культуры произошли позитивные изменения: построено и восстановлено более 20 объектов культуры. Музейный фонд республики пополнился на 941 музейный экспонат, почти 79,7 тыс. экземпляров книг поступило в библиотеки республики. На постоянной основе Государственной национальной библиотекой вносятся электронные записи в электронный каталог. Репертуар пяти театров пополнился 35 постановками. Реализуется комплекс мер по повышению качества и доступности государственных услуг, предоставляемых учреждениями культуры. Положительные тенденции отмечаются в системе управления в сфере культуры. Создана необходимая нормативно-правовая база деятельности учреждений культуры и искусства, в том числе принят ряд республиканских законов ("Об объектах культурного наследия в Кабардино-Балкарской Республике", "О социальных гарантиях работникам, занятым в сфере культуры").
В результате реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" среднемесячная заработная плата списочного состава работников учреждений культуры составила за 2015 год 14771,2 рубля, в том числе по республиканским учреждениям - 15981,4 рубля, по муниципальным - 13434,7 рубля. Достигнутое соотношение к средней заработной плате по экономике Кабардино-Балкарской Республики (доход от трудовой деятельности) составило 83,9 процента, в том числе по республиканским учреждениям - 90,8 процента, по муниципальным учреждениям - 76,3 процента. По сравнению с 2013 годом среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры выросла на 23 процента, в том числе по республиканским учреждениям - на 15 процентов, по муниципальным - на 32,8 процента.
Система финансирования сферы культуры является бюджетной, иные источники финансирования отсутствуют. В 2013 - 2015 годах доля расходов на культуру и кинематографию в совокупных расходах консолидируемого бюджета Кабардино-Балкарской Республики варьировалась от 2,2 до 2,5 процента (максимум - 2,5 процента в 2015 году). В абсолютных значениях расходы на культуру и кинематографию из консолидируемого бюджета Кабардино-Балкарской Республики в номинальных ценах выросли за указанный период с 857,5 млн рублей в 2013 году до 927,2 млн рублей в 2015 году. В расчете на душу населения расходы на культуру и кинематографию составили в 2013 году 1000 рублей, в 2015 году - 1075 рублей.
По данным отчета об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2015 год, доля бюджетного финансирования в общем объеме финансовых поступлений учреждений культуры и искусства по основным направлениям составила в театрах и концертных организациях - 53,6 процента, музеях - 7,9 процента, библиотеках - 15 процентов.
Необходимо учитывать, что возможности для роста внебюджетных доходов организаций культуры имеют свои ограничения (слабая материально-техническая база, рост цен может привести к сокращению доступности культурных ценностей для широких слоев населения, неполное соответствие инфраструктуры вызовам нового времени, недофинансирование).
Несоответствие материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры и образования современным нормам и социокультурным потребностям населения снижает возможность обеспечения равного доступа населения республики к услугам в сфере культуры и повышения качества оказываемых услуг. Устаревшая материально-техническая база значительной части государственных и муниципальных учреждений культуры не соответствует современным требованиям. Повсеместно отмечается большой износ оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов, значительная нехватка осветительной, звуковой и усилительной аппаратуры, значительное количество памятников истории и культуры с высокой степенью разрушения, повреждения и уничтожения, дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, а также отсутствие в обществе представления о роли культурного наследия.
Обеспечение устойчивой и надежной работы объектов культуры требует значительных капитальных вложений, а в ряде случаев необходимо выделение средств на реконструкцию и строительство новых зданий. Также необходима целевая ориентация бюджетных расходов с целью обеспечения безопасности в учреждениях культуры.
Учитывая большую концентрацию памятников археологии на территории республики, необходимо усилить контроль за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия при ведении землеустроительных, земляных, строительных, дорожных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также за разработкой градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия.
Решение проблем сферы культуры во всем ее многообразии возможно только комплексно при использовании программного метода.
Реализация программного подхода в развитии культуры в форме государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Культура Кабардино-Балкарии" на 2013 - 2020 годы (далее - государственная программа) позволит:
укрепить позитивный образ Кабардино-Балкарской Республики в России и за рубежом;
создать условия для равного доступа всех категорий населения республики к культурным благам;
создать условия для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности;
сохранить и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений культуры;
создать эффективную систему подготовки и переподготовки кадрового потенциала творческих работников.".
3. Раздел II государственной программы изложить в следующей редакции:
"II. Приоритеты государственной политики, цели, задачи в сфере реализации государственной программы, целевые показатели (индикаторы), ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации государственной программы
Главные приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы установлены следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики:
государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 317;
федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 186;
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 326-р;
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р;
Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р;
Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы, утвержденная приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 года N 267.
В настоящее время особое значение приобретает планомерная и качественная реализация государственной политики в области культуры и искусства. Приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства;
поддержка и распространение профессионального искусства, отечественных и национальных традиций и достижений;
обеспечение качественно нового развития библиотечного, музейного дела, театральной, кинематографической деятельности;
выявление, охрана и популяризация культурного наследия народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
сохранение и развитие многонационального культурного наследия;
поддержка художественного дополнительного и среднего профессионального образования;
поддержка развития уникальной культуры народов Кабардино-Балкарской Республики;
создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала населения республики.
Основными документами для планирования направлений государственной политики, а также для повышения эффективности управления являются Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений, предусматриваемых Основами государственной культурной политики, недостаточно. При этом соотношение средней заработной платы в сфере культуры и средней заработной платы в среднем по экономике уже в 2018 году достигнет 100 процентов.
Реализация культурного потенциала Кабардино-Балкарской Республики большей частью осуществляется через деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры.
Основными стратегическими целями государственной программы являются:
сохранение и развитие уникальной культурной самобытности и духовного потенциала народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике;
обеспечение прав граждан на равный доступ к культурным ценностям;
создание условий для нравственного совершенствования и улучшения качества жизни каждой личности.
Для достижения этих целей должны быть решены основные задачи, направленные на: