ПИСЬМО
от 23 августа 2016 года N 03-20-3047/16-0-0
О направлении методических рекомендаций по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях
____________________________________________________________________
Не подлежит использованию на основании
письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 18 июня 2019 года N 03-28-4945/19-0-0
____________________________________________________________________
Уважаемые руководители!
Комитет по образованию направляет для использования в работе методические рекомендации по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации), разработанные совместно с Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
Указанную информацию необходимо довести до сведения руководителей образовательных учреждений, расположенных на территории района Санкт-Петербурга.
Обращаем внимание руководителей образовательных учреждений на приведенный в Методических рекомендациях полный на сегодняшний день перечень нормативно-правовых документов, позволяющий организовать работу школьной библиотеки в соответствии с современными требованиями.
Заместитель председателя Комитета
И.А.Асланян
Методические рекомендации по организации деятельности библиотек в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
Организационную основу деятельности библиотек образовательных учреждений составляет нормативно-правовая документация. Важность документационного обеспечения повседневной деятельности библиотеки обусловлена объективным значением документа как существенного элемента внутренней организации любого учреждения. В любой библиотеке создаются документы, в которых отражаются различные стороны ее деятельности - финансовое состояние, работа с персоналом, организация и результаты производственной деятельности, материально-техническое обеспечение и др. Работа с деловой документацией - важный аспект деятельности библиотеки. Именно документы обеспечивают реализацию управленческих функций библиотеки, в документах определяются планы деятельности, фиксируются учетные и отчетные показатели, в документах аккумулируется информация о результатах деятельности библиотеки во всем ее многообразии. От состояния работы с документами во многом зависят оперативность и качество принимаемых решений.
Строгое ведение документации необходимо для того, чтобы в полной мере обеспечить персональную ответственность каждого сотрудника за ту часть работы, которая ему поручена. Каждая библиотека разрабатывает документацию с учетом своей структуры, объема, специфики задач и других особенностей. Руководство разработкой документации осуществляется администрацией образовательного учреждения.
Документы, регламентирующие деятельность библиотеки образовательного учреждения (далее - ОУ) делятся на следующие уровни:
- документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек (ШБ). К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;
- документы федерального уровня, обосновывающие деятельность ОУ в рамках действующего законодательства. К ним относятся Федеральные законы, поправки к ним, приказы, распоряжения и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, а также ГОСТы, кодексы, манифесты, проекты и другие акты, отражающие политику государства в области образования, культуры и информации;
- документы регионального уровня, регламентирующие деятельность школьных библиотек в границах субъектов Российской Федерации, к которым относятся региональные нормативные правовые и методические документы. Они разрабатываются и утверждаются местными органами законодательной и исполнительной власти и являются обязательными для исполнения на местах, а кроме того могут носить рекомендательный характер;
- документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем - различные положения, правила, инструкции, планы, отчёты и другие локальные акты.
Особое место занимает учётная документация, касающаяся хозяйственной деятельности библиотеки, формирования, ведения и содержания в актуальном состоянии её фондов. К документации такого рода относятся книги записей, журналы, тетради и акты, отражающие движение фондов и выделяемых на них финансовых средств.
Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.10.2012 N 1077 "Об утверждении Порядка учета документов, входящих в библиотечный фонд" и инструкциями, приказами Министерства финансов Российской Федерации.
Нормативная правовая документация библиотеки может храниться в бумажном и электронном виде. Основные сведения о библиотеке размещаются на сайте ОУ.
С 2016 года в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных учреждениях наряду с действующими библиотеками создаются информационно-библиотечные центры на основании рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации по организационно-методическому обеспечению школьного информационно-библиотечного центра от 14.05.2015 N 01-00-05/374 и Концепции развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций (Проект Министерства образования и науки РФ).
1.1. Документы международного уровня
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.48).
- Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.59).
- Конвенция о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.89. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 N 1559-1).
- Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 год). Манифест школьных библиотек в соответствии с принципами, изложенными в Манифесте публичных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО, определяет школьную библиотеку "как часть более широкой библиотечно-информационной системы", что весьма важно для библиотек ряда стран, где школьную библиотеку склонны рассматривать лишь как вспомогательное подразделение ОУ.
- Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2002 год).
- Руководство ИФЛА для школьных библиотек на русском языке (2015 год).
- Рекомендации по библиотечному обслуживанию подростков и молодежи ИФЛА (2003 год), адресованные библиотекарям разных стран, работающим в самых разных типах библиотек, как в городе, так и в сельской местности, администраторам библиотек и всем, кто принимает решения, педагогам и студентам библиотечных школ.
- Манифест ИФЛА об Интернете (2002 год) декларирует необходимость поддерживать права пользователей в поиске информации по собственному выбору библиотеками и информационными службами, уважать их права на невмешательство в частную жизнь и конфиденциальность в отношении используемых ими ресурсов, нести ответственность за предоставление и обеспечение общедоступной качественной информации и средств коммуникации.
- Программа ЮНЕСКО "Информация для всех" (2000 год).
1.2. Законодательство Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации (1993 год) (ст.17 п.2, ст.29 п.1, 2, 3, 5, ст.44 п.2).
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 4: Раздел VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства и индивидуализации": Глава 70 "Авторское право".
- Федеральный закон от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации".
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
1.3. Отраслевые федеральные законы
В статьях 18, 34 и 35 определяются требования к организации деятельности библиотеки ОУ в части, касающейся обеспечения укомплектованности библиотечного фонда печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и порядок пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания.
1.3.2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.94 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (в редакции, действующей с 1 января 2016 года).
Регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, устанавливает принципы деятельности библиотек, нрава и обязанности пользователей библиотек, права и обязанности библиотек. В связи с введением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "О библиотечном деле". В частности, изменилось определение понятия "библиотека". В новой редакции оно звучит следующим образом: "Библиотека - информационная, культурная, образовательная организация или структурное подразделение организации, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам" (Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
1.4. Иные нормативные правовые документы
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2014 N 1420-р "О внесении изменений в план реализации в 2016 году и в плановый период 2017 и 2018 годов государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы" (в части мероприятий по развитию школьных библиотек).
- Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.94 N 736 "О введении в действие Правил пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 N 251-н "Об утверждении квалификационных характеристик должностей работников культуры, искусства и кинематографии".
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 31.05.2011 N 448-н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
1.5. ГОСТы
Основные стандарты, необходимые для рациональной организации информационно-библиографической деятельности библиотек (на официальном портале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). Тексты стандартов приведены с сокращениями, не влияющими на их основное содержание.
- ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
- ГОСТ 7.9-95 Реферат и аннотация. Общие требования
- ГОСТ 7.69-95 Аудиовизуальные документы.
- ГОСТ 7.80-2000 Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления