ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 июня 2011 года N 452-р

О РАЗРАБОТКЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ (2012 - 2016 ГОДЫ)"


В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" и Законом Воронежской области от 12.05.2009 N 32-ОЗ "О государственной молодежной политике в Воронежской области", в целях реализации государственной молодежной политики в Воронежской области:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Молодежь (2012 - 2016 годы)".

2. Определить департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) государственным заказчиком долгосрочной областной целевой программы "Молодежь (2012 - 2016 годы)".

3. Государственному заказчику в срок до 1 августа 2011 года обеспечить представление программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ


Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 27.06.2011 N 452-р

КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ (2012 - 2016 ГОДЫ)"


      1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области


Решение долгосрочных задач невозможно без конструктивного взаимодействия между поколениями. Именно сегодняшней молодежи предстоит завтра отстаивать позиции нашей страны в мире и именно от ее способностей, возможностей, убеждений будет зависеть достижимость целей, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Реализация целей стратегии социально-экономического развития Воронежской области предполагает комплекс мер, направленных на создание условий по формированию полноценного члена гражданского общества, активного, уверенного в справедливости действий власти и законов, незыблемости своих конституционных прав, защищающего интересы государства.

Сегодняшней молодежи предстоит жить и действовать в условиях усиления глобальной конкуренции, возрастания роли инноваций и значения человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Весь комплекс проблем и противоречий, с которым столкнется наше общество в ближайшее десятилетие, формирует жесткий набор требований к молодому поколению.

1.1. Российская идентичность, гражданственность и патриотизм молодежи


Формирование гражданственности и патриотизма молодежи является ключевой задачей в социокультурной модернизации России. Определяющими документами в решении этой задачи стали Закон РФ "Об образовании" (1992 год), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 год), Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2011 год).

Важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности.

В связи с этим настораживает тот факт, что по данным социологического опроса, проведенного департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в июне 2010 года, 45,3% молодых людей не видят перспектив своего будущего положения, 13,4% - не уверены в своем будущем.

Эти процессы на фоне ценностно-нормативной неопределенности, правового нигилизма, все еще характерного для российского общества, создают трудности решения подростками и юношами мировоззренческих задач гражданского самоопределения и формирования собственной идентичности.

Статистические и социологические данные позволяют сделать вывод о наличии в молодежной среде серьезных девиаций, ведущих к разрушительным социальным последствиям:

- заметно снизился уровень общей культуры и нравственности детей и молодежи: согласно исследованию, 44,8% из них готовы переступать через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха; значительная часть молодежи не считает неприемлемыми проституцию, криминальное обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену.

При сохранении перечисленных выше деструктивных социальных тенденций становится реальной опасность потери большей частью молодого поколения своего репродуктивного, интеллектуального и социального потенциала.

1.2. Межэтнические и межконфессиональные отношения, воспитание толерантности


Сегодня в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, рост расистского и иного мотивированного межгрупповой ненавистью насилия, повышение агрессивности в проявлениях бытовой ксенофобии. Заметен и радикальный национализм, который разделяет россиян по этническому признаку и препятствует утверждению общероссийской идентичности.

Язык вражды и ненависти присутствует главным образом среди молодежи, хотя идеологами и организаторами часто выступают взрослые люди. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по фактам разжигания межнациональной розни свыше 70% обвиняемых - это молодежь.

Исследования показывают, что в последнее время наметилась тенденция повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобии и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у подростков и молодежи, у которых традиционно (даже в условиях социальной стабильности) показатели толерантности ниже, а показатели ксенофобии выше по сравнению с другими возрастными группами. В связи с этим возрастает вероятность различных акций и выступлений асоциальной, ксенофобской и экстремистской направленности со стороны молодежных группировок и подростковых групп.

1.3. Молодежная предпринимательская инициатива


Одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства. Данные опроса, проведенного департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в июне 2010 года, показывают, что новое поколение бизнесменов отличается от старшего поколения (тех, кому за 30) большей активностью в решении финансовых проблем и большим оптимизмом в отношении своего материального положения.

Согласно данным опроса, в 2009 году о своем желании заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью заявляло 30% опрошенных респондентов. В 2010 году число таких респондентов в целом повысилось до 35%. Самореализация молодых людей в сфере предпринимательства затруднена по ряду причин.

Первая и, пожалуй, главная причина - отсутствие свободных финансовых средств для стартового этапа реализации предпринимательской инициативы. Ее отметили около 53% опрошенных. Вторая причина - российское образование не формирует необходимых навыков и знаний для ведения предпринимательской деятельности. Среди опрошенных молодых людей отсутствие необходимого опыта отметили порядка 16%, а специальных знаний - около 11%.

В будущее молодые бизнесмены также смотрят с большим оптимизмом, нежели старшее поколение: среди них доля ожидающих улучшения материального положения почти вдвое выше - 27% против 15% среди предпринимателей старше 30 лет; доля негативных прогнозов ниже - 18% против 25%.

В целом программа стимулирования молодежи к предпринимательской деятельности позволит заметно снизить остроту проблемы создания дополнительных рабочих мест для молодежи и повышения уровня жизни молодых семей.

1.4. Инновационный потенциал талантливой молодежи


Государственным приоритетом должно стать развитие человека как потенциального и действительного производителя научно-технических, экономических и социальных инноваций.

С 2006 года молодежь Воронежской области успешно участвует в реализации приоритетного национального проекта "Образование" в части, касающейся поддержки талантливой молодежи.

По данным из муниципальных районов, области в мероприятиях муниципального уровня ежегодно задействовано порядка 75000 человек, что составляет примерно 14% от общего количества молодежи; в программах по работе с талантливой молодежью было задействовано более 40000 человек.

Данные опроса, проведенного департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в июне 2010 года, показывают, что занятие научной и исследовательской деятельностью с каждым годом возрастает с 9,1% в 2009 году до 10,2% в 2010 году, однако практическое применение своего таланта видят только 32% опрошенных. Описанная выше ситуация свидетельствует о том, что необходимо создавать условия для реализации инновационного потенциала молодого поколения, и прежде всего его наиболее одаренной части.

1.5. Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях


Юридическое определение понятия трудной жизненной ситуации сформулировано в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" только для детей. В отношении молодых людей старше 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, такое понятие законодательно не закреплено, и их правовой статус определяется на общих основаниях для граждан Российской Федерации, получающих различные виды льготного обслуживания.

Доступность образования для молодежи с ограниченными возможностями - это ключевой способ преодоления бедности и социального отчуждения, сопутствующих жизни многих инвалидов. Поскольку трудоустройство является проблемой для многих молодых инвалидов, целесообразно повысить квоты рабочих мест для них на предприятиях или восстановить систему целевого сбора с предприятий, эти квоты не выполняющих.

Программы социальной и профессиональной реабилитации молодежи, попавшей в места лишения свободы, также являются важной составляющей молодежной политики в сфере ресоциализации молодежи.

В среднем 47,4% всех преступлений (14789 единиц) в Воронежской области в 2009 году, по данным Воронежстата, было совершено лицами в возрасте 14 - 29 лет.

Реабилитация молодых людей, попавших в места лишения свободы, является важным механизмом снижения криминогенности в обществе.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Выработка общегосударственного подхода к программно-целевому методу реализации государственной молодежной политики должна исходить из той роли, которую играет молодое поколение в социальной структуре общества, и исходить из того:

какие условия создаст государство молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет для его становления и развития;

что получит государство и общество от реализации потенциала молодых граждан.

В этой связи определение концептуальных положений программно-целевого подхода по определению основных направлений реализации государственной молодежной политики на территории Воронежской области должно строиться на основе следующих принципов:

- межведомственности государственной молодежной политики, который предполагает решение проблем молодых граждан всеми исполнительными органами государственной власти области, прежде всего через включение подпрограмм, разделов, предусматривающих работу с молодежью, в социальные программы, где они выступают государственными заказчиками; решение вопросов, относящихся к реализации государственной молодежной политики, которые требуют выстраивания четкого и действенного механизма межведомственной координации на всех уровнях власти;

- преемственности, который предполагает обеспечить непрерывность и последовательность в деятельности государственных и общественных структур; обеспечения реализации максимального инновационного потенциала новых поколений в интересах общества и государства. В связи с данным подходом долгосрочная областная целевая программа "Молодежь (2012 - 2016 годы") (далее - программа) должна являться продолжением программных мероприятий областной целевой программы "Молодежь (2007 - 2011 годы)" и соответствовать требованиям современного общества;

- деятельностного подхода к социальному становлению молодежи, который предполагает создание условий молодым гражданам для позитивной реализации через конкретные виды общественно полезной деятельности, которые должны рассматриваться как важнейшая составная часть системы социализации молодежи;

- возрастания роли общественных молодежных организаций (объединений) в процессе реализации основных направлений программы, которая основывается на создании новых механизмов с негосударственным сектором, обеспечивающим в соответствии с законодательством Российской Федерации определение ему государственного заказа и ресурсов для решения тех проблем молодежи, которые до настоящего времени решались государственными структурами;

- адресности, который основывается на учете особенностей различных категорий молодежи, их потребностей в наборе услуг, учитывая, что на территории региона проживает более 559 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 24,9% от всего населения.

Выполнение мероприятий программы с учетом перечисленных принципов целесообразно организовать программно-целевым методом.

В основе программно-целевого подхода лежит правовое регулирование, закрепляющее основные права, обязанности и меры по государственной поддержке молодежи в Российской Федерации:

- Конституция Российской Федерации;

- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

- Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";

- Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р;

- Закон Воронежской области от 12 мая 2009 года N 32-ОЗ "О государственной молодежной политике в Воронежской области";

- Закон Воронежской области от 6 июля 2009 года N 66-ОЗ "О государственной (областной) поддержке молодежных и детских общественных объединений в Воронежской области".


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Отказ от использования программно-целевого метода при решении вопросов молодежи повлечет разрозненность усилий исполнительных органов государственной власти Воронежской области:

- нарушится механизм реализации государственной молодежной политики при проведении мероприятий регионального и межмуниципального характера;

- нарушится принцип адресности в использовании средств;

- в каждом муниципальном образовании будут определены свои подходы к реализации государственной молодежной политики, которые не будут совпадать с региональными и федеральными, что повлечет за собой постановку разных целей, задач, принципов и разлад системы, поскольку при разработке программ используется "вертикаль" подхода в соответствии с "горизонталью" особенностей муниципальных образований;

- в мероприятия по реализации государственной молодежной политики не будут включены негосударственные (общественные) структуры, что приведет к нарушению принципа межведомственности государственной молодежной политики.

Таким образом, в случае отказа от программно-целевого метода решения проблемы следует прогнозировать при достаточно высоких финансовых затратах невозможность создания механизма эффективного взаимодействия между различными исполнительными органами государственной власти в сфере государственной молодежной политики. В результате не удастся реализовать необходимый комплекс мер, направленных на создание условий для реализации потенциала молодых граждан.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»