ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 октября 2012 года N 642-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции распоряжения правительства Воронежской области от 16.11.2012 N 758-р)

Во исполнение п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и в целях улучшения положения детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Воронежской области:

1. Утвердить прилагаемую стратегию действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы.

2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) в месячный срок со дня принятия настоящего распоряжения подготовить и представить в установленном порядке:

2.1. Проект положения о координационном совете при правительстве Воронежской области по реализации стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы и предложения по его составу.

(в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 16.11.2012 N 758-р)

2.2. Сводный план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы.

3. Департаменту труда и социального развития Воронежской области (Самойлюк), департаменту здравоохранения Воронежской области (Ведринцев), департаменту культуры и архивного дела Воронежской области (Образцов), управлению занятости населения Воронежской области (Бай), управлению физической культуры и спорта Воронежской области (Кадурин), управлению по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области (Зинченко) представить в 7-дневный срок со дня принятия настоящего распоряжения в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области предложения в план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы.

4. Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) предусматривать при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период бюджетные ассигнования на реализацию плана первоочередных мероприятий стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы в рамках реализуемых программ и мероприятий.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ


Утверждена
распоряжением
правительства Воронежской области
от 03.10.2012 N 642-р

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции распоряжения правительства Воронежской области от 16.11.2012 N 758-р)

I. ВВЕДЕНИЕ


В Воронежской области семейная политика строится в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

На территории Воронежской области принимаются меры по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В рамках очередного этапа социально-экономического развития Воронежской области актуальным является разработка и принятие документа - стратегии действий в интересах детей Воронежской области на 2012 - 2017 годы (далее - стратегия).

Главная цель стратегии - определить основные направления и задачи органов исполнительной власти всех уровней в формировании политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах действующего законодательства.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация областных целевых программ, в том числе "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 06.10.2010 N 826, "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 02.09.2010 N 736, "Развитие инфраструктуры служб подготовки и сопровождения замещающих семей "Новая семья", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 21.05.2010 N 419.

В Воронежской области принят ряд важнейших законов, направленных на соблюдение личных, имущественных и жилищных прав и интересов детей, от:

     - 26.07.1999 N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области"
;

- 02.08.2000 N 176-II-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства";

- 30.11.2005 N 71-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";

- 21.12.2005 N 83-ОЗ "О размере и порядке выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей";

- 27.10.2006 N 93-ОЗ "О приемной семье в Воронежской области";

- 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма";

- 20.11.2007 N 121-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями Воронежской области по опеке и попечительству";

- 05.12.2007 N 151-ОЗ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Воронежской области";

- 14.11.2008 N 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области";

- 13.07.2009 N 103-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями Воронежской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет";

- 07.12.2009 N 152-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью";

- 29.12.2010 N 155-ОЗ "О патронатном воспитании в Воронежской области".

В соответствии с Законом Воронежской области от 26.07.1999 N 101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" учреждена в области должность уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области, назначены его общественные помощники.

В системе образования создана служба охраны прав и интересов детей, состоящая из специалистов по охране детства органов управления образованием муниципальных образований и социальных педагогов, детских психологов, призванных непосредственно выполнять работу по защите прав детей, оказанию им психологической помощи и социально-педагогической поддержке детей и их семей, находящихся в социально опасном положении; в общеобразовательных школах области назначены уполномоченные по правам участников образовательного процесса; проводятся мероприятия, направленные на реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье и по противодействию жестокому обращению с детьми; введен в практику работы с детьми и разрешению детского неблагополучия единый номер телефона доверия для несовершеннолетних.

Наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости детей и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, сокращения социального сиротства среди несовершеннолетних, увеличения числа устроенных в семьи российских граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отмечается устойчивая положительная динамика снижения детской смертности: в 2011 году показатель смертности детей в возрасте от 0 до 17 лет составил 0,82%, что на 3,7% меньше, чем в 2010 году (2009 год - 0,9%; 2010 год - 0,85%; по Российской Федерации в 2010 году - 0,93%).

В результате комплекса проводимых мероприятий по совершенствованию службы охраны матери и ребенка в Воронежской области за последние 10 лет показатель младенческой смертности снизился более чем в 2 раза (с 13,4% в 2001 году до 6,3% в 2011 году).

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием для жизни детей комфортной и доброжелательной среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. У значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, остается социальное сиротство среди несовершеннолетних.

Острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы настоятельно требуют от органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия дополнительных действий в интересах детей и мер для улучшения положения несовершеннолетних и защиты их прав.


1. Основные проблемы в сфере детства

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и соблюдения личных, имущественных прав и интересов детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети из малообеспеченных семей).


2. Ключевые принципы стратегии

Реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Создание условий в Воронежской области для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и оказания мер социальной поддержки семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении, а при необходимости принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.

В Воронежской области должна действовать эффективная система защиты прав ребенка, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации его социального неблагополучия, планирование и принятие комплекса мер по соблюдению прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; пропаганды правовых знаний среди детей и их родителей (законных представителей); реабилитационной помощи каждому ребенку, подвергшемуся жестокому обращению или преступному посягательству.

Обеспечение максимальной реализации потенциала каждого ребенка, условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его воспитания, образования и интеграции в общество, максимальной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. В области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление ему квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Развитие инновационных методик реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка, реализуемых при поддержке государства.

Внедрение в Воронежской области эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Организация работы с особо уязвимыми категориями детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети из малообеспеченных семей) по интеграции в систему приоритетных направлений социальной политики Воронежской области.

Использование форм работы с детьми, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции их в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации специалистов при работе с каждым ребенком и его семьей. Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

Партнерство во имя ребенка. Действия в сфере детства должны опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Стратегия разработана на 2012 - 2017 годы и призвана обеспечить достижение существующих государственных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Реализация стратегии предусматривает осуществление деятельности по следующим основным направлениям:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

- дети - участники реализации стратегии.

II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ


      1. Краткий анализ ситуации

Несмотря на наблюдающийся в последние годы рост рождаемости, численность детского населения в 2011 году составила 370781 человек, в том числе детей в возрасте от 0 до 14 лет - 299065 человек, подростков - 71716 человек.

Абзац исключен. - Распоряжение правительства Воронежской области от 16.11.2012 N 758-р.

Высокий риск бедности при рождении детей особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и насилия в отношении детей.

Социальное неблагополучие в семьях, сопряженное с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, сопряженное с социальным сиротством. Случаи несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах семейного неблагополучия, непринятие своевременных мер по защите прав ребенка в семье и лишение (или ограничение) родителей родительских прав (в 2011 году в отношении 487 детей), изъятие детей из семьи.

Случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.

(в ред. распоряжения правительства Воронежской области от 16.11.2012 N 758-р)


2. Основные задачи

Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»